«Работа над ошибками»: Марина Попова - о перекрытых дорогах Читы

А также вырубке деревьев, парковках и «злых экспериментах»

Прошлогоднюю ситуацию на читинских дорогах при ремонте асфальта и коммунальных сетей чиновники признали транспортным коллапсом. Остальные горожане весь минувший строительный сезон подбирали к этому термину непечатные синонимы, и с началом текущего года у них появились претензии. Чтобы вновь не обездвижить центр забайкальской столицы, администрация и ресурсоснабжающие организации утвердили карту перекрытий. «МК в Чите» опубликовал ее окончательный вариант и обсудил с и.о. председателя комитета городского хозяйства Мариной Поповой, не окажется ли все хорошо лишь на бумаге.

А также вырубке деревьев, парковках и «злых экспериментах»
фото Марины Поповой из личного архива

- Марина Викторовна, вы водите машину?

- Да и каждый день добираюсь из дома на КСК до работы в центр города. Потом езжу не один раз по объектам и совещаниям, а вечером отправляюсь обратно в район ул. Рахова.

- Что можете сказать о жалобах на пробки в городе?

- По сравнению с прошлым годом пробок стало намного меньше. Думаю, все помнят, когда была перекрыта ул. Кастринская, и люди часами добирались, «уходили» по ул. Анохина, ул. Ленина практически вся стояла. Сейчас заторы есть, но они локальные.

Большой «плюс» в этом году в том, что ТГК-14 вместо ул. Бабушкина вышла с заменой теплотрассы на ул. Ковыльную, поэтому у ул. Бабушкина разгружает проезд в центре города. А вот в 2022 году, когда ТГК перекроет саму ул. Бабушкина в районе пересечения с ул. Баргузинской, у нас уже будут отремонтированы идущие параллельно улицы - Чкалова и Кастринская.

Честно скажу, очень боялись за ул. Ивановскую, потому что объем работы достаточно большой и задача сложная – помимо реконструкции дороги, правильно построить там ливневую канализацию, чтобы жилые дома больше не заливало при ливнях. Долго думали над вопросом организации движения - сделать там на время реконструкции реверсивное движение или объезд. Остановились на организации объезда через Девичью сопку. Как я уже говорила, сама ежедневно там бываю, и пробок как таковых нет. Может, конечно, часть автомобилистов «уходит» через Объездное шоссе и дальше - по ул. Трактовой, но глобально мы КСК не обездвижили. Пробки, которые возникают, например, после дождей из-за грунтового покрытия, локально отрабатываем.

- Говорите, много ездите машине по центру города. Как оцениваете ситуацию с парковками?

- Конечно, она непростая. Особенно, учитывая, что часть из них стала временно недоступна. Но это трудности, которых не избежать. Ведь в конечном итоге все делается для того, чтобы читинские дороги стали лучше. В ходе реконструкции мы создаем и новые остановки для общественного транспорта, и новые парковочные места, как, например, на ул. Полины Осипенко. Да, сейчас возле управления ЗабЖД перекрыли ул. Лермонтова, где оставляли массу машин, но как по-другому вести там работы? А вообще, я считаю, что в вопросе парковок многое зависит от взаимоуважения водителей.

- А перед перекрытием на ул. Лермонтова спилили ильмы…

- Ну, а каким образом там уложить плитку? Мы не можем делать это между деревьев. Проектом реконструкции Театральной площади по ул. Лермонтова предусмотрено компенсационное озеленение. Кроме того, там проведена очень большая работа по инженерным коммуникациям – раньше в центре площади находился канализационный коллектор, который перенесли на ул. Лермонтова, чтобы в случае аварийной ситуации не разбирать новый «сухой» фонтан.  

фото пресс-службы администрации Читы

- Раз уж коснулись темы вырубки деревьев, не могу не спросить про аллею Горького. Почему нельзя было их пересадить, чтобы не провоцировать общественность на требования об увольнении руководителя администрации города?

- Во-первых, честно скажем, не все деревья были здоровыми. В последнее время аллея была в неприглядном состоянии – яблони покрывала «паутина» с тлей и надо было обновить там фонд зеленых насаждений. Но все, что можно было пересадить, пересадили. Также с участка от ул. Горького до ул. Угданской, где будет производиться ремонт муниципальной теплотрассы, все кусты жимолости, абрикосов, боярышник и яблоню частично временно пересадят для сохранения в питомник ДМРСУ, частично – на постоянной основе во дворы Ингодинского района.

Во-вторых, надо понимать, что на одной чаше весов – деревья, на другой - безопасность людей. Представьте, подъемный кран укладывает лотки и трубы диаметром 600 мм. Он должен стоять надежно, потому что, если вся эта конструкция с таким грузом упадет в котлован или на здание, могут погибнуть и рабочие, и прохожие, и те, кто находятся в домах. Чтобы этого не случилось, крану необходима площадка соответствующего размера и деревья удалили там, где они не давали ему надежно зафиксироваться. Но все эти зеленые насаждения находились в пределах охранной зоны теплосетей, отсутствие нарушений подтвердила проведенная прокуратурой проверка. Также будет сделано компенсационное озеленение. Проект уже практически прошел экспертизу.

- От администрации появляются противоречивые сведения – все-таки окончательно отказались от расширения проезжей части по ул. Горького или нет?

- Насколько я понимаю, не отказались. Потому что необходимо выдержать нормативы ширины проезжей части, которые составляют не менее 7,5 метра, тогда как сейчас она на 1 метр уже, а также сделать автобусные остановки. Увеличиваться площадь дороги будет и за счет пешеходной зоны по сторонам зданий, и все-таки по минимуму за счет аллеи. Подробно расскажем, когда проект пройдет экспертизу.

- То есть, будет его публичное обсуждение?

- Реализация нацпроекта «БКД», в рамках которого будет проводиться реконструкция ул. Горького, не предусматривает публичные обсуждения, но мы сделаем пресс-подход, где все покажем и расскажем. Говорят, что работы проводятся без учета мнения горожан, но аллея попала в эту госпрограмму по итогам публичных слушаний, а в проект «Комфортная городская среда» - в результате народного голосования. То есть, люди определили, когда и в какие сроки ее будут ремонтировать. ТГК проводят работы, чтобы закрыть котельную по ул. Кайдаловской, администрация сделает озеленение. Мы все движемся в одну сторону – реализации программы «Чистый воздух».

- Возвращаясь к основной теме нашего разговора, как будет организовано движение по ул. Горького на период реконструкции?

- Нам говорили, что в первоначальном плане не предусматривалось складирование грунта и стройматериалов на неремонтирующейся стороне дроги. Но все планы корректируются, исходя из ситуации и это разрешили сделать, чтобы сократить «плечо» подвоза стройматериалов, а с ним - и сроки работ. Представляете, насколько это ближе, чем доставлять трубы и лотки со склада на ГРЭСе?

Точно также постоянно думаем, как облегчить жизнь автолюбителям. Например, мы пытались сократить количество пробок, отключив светофоры возле ул. Горького, но так как это ожидаемого эффекта не принесло, и безопасность горожан все-таки важнее, включили их снова.

Сейчас с ТГК думаем – сможем ли открыть для проезда верхнюю часть ул. Горького (от ул. Бабушкина до ул. Угданской). Пока пришли к мнению, что грунт уплотним, гранулятом засыпим, чтобы песок не смывало на ул. Бабушкина, и все-таки откроем. Это не какие-то злые эксперименты, а подбор оптимальных решений для того, чтобы город не «стоял», и при этом все были целы и здоровы.

фото предоставлено Мариной Поповой

- Что касается схемы ремонтных работ на дорогах Центрального района. В прошлом месяце был подписан ее окончательный вариант. Еще могут быть изменены объемы работ или перенесены их сроки?

- Нет. Все подрядчики прекрасно понимают - если очередной этап вовремя не сдается, грядут немалые штрафные санкции, поэтому уверяют нас, что нагонят даже минимальные отставания.

- Однако в этом документе есть сноска, что сроки выдержат «без учета погодных условий и форс-мажорных обстоятельств»…

- Даже в правилах благоустройства Читы прописано, что неблагоприятные погодные условия являются основанием для продления ордера на земляные работы.

Хотя, в определенных обстоятельствах дождь, если он не идет неделями, помогает. Я говорю о проливке при уплотнении грунта перед укладкой асфальта. Иногда ведь приходится уплотненный грунт специально проливать водой, чтобы посмотреть, промоет она этот слой или нет. Так, например, делали на Театральной площади.

- Чувствуется разница в эффективности организации работы по новой схеме по сравнению прошлым годом?

- Да. Ресурсники говорят, что хоть и работают рядом, но друг другу не мешают. Например, у нас одновременно на ул. Полины Осипенко вышел «Водоканал», и тут же укладывали асфальт. На Театральной площади вообще бок о бок – ТГК, «Водоканал», и мы уже зашли с ремонтом муниципальной сети.

Я, конечно, очень переживаю, чтобы после проведенного благоустройства не было аварийных ситуаций, потому что нас тогда горожане просто не поймут. Но в ресурсоснабжающих организациях говорят, что трубы новые, все должно быть хорошо. Будем надеяться, что лет на 15 мы про порывы забудем.

фото пресс-службы администрации Читы

- Есть ли объекты, которые уже вызывают опасения?

- Нет объектов, на которые бы подрядчики не зашли и не начали хотя бы подготовительные работы. Мы держим сроки на жестком контроле, если начинаются какие-то «просадки», подгоняем их. Есть небольшие отставания, но мы их нагоним, потому что это технические моменты, такие как, например, утверждение рецепта асфальта. Ведь в рамках «БКД» укладывается не простое дорожное покрытие, а нижний слой делается по одному рецепту, верхний – по-другому. Каждый сначала проходит проверку в спецлаборатории, и только после этого асфальтобетонный завод начинает его производить.

- Как тогда получилось, что в этом году меняют некачественный прошлогодний асфальт?

- Работы производились точно также - рецепт утверждался лабораторией, но, видимо, может, какие-то внешние, погодные условия повиляли. Например, за дождливое лето на некоторых участках разрушился новый бордюрный камень, потому что, если он постоянно стоит в воде, плотность теряется. Во всяком случае, все контракты предусматривают гарантийные обязательства. По которым подрядчики за свои средства исправляют проделанные работы до их приемки.

- Как в этом году отбирают подрядчиков?

- Муниципалитет перешел с аукционов на конкурсы, где главное требование – наличие опыта по проведению данного вида работ, оснащение техникой и персоналом. Это все входит в критерий «квалификация». Основные подрядчики по «БКД» на читинских дорогах сейчас – МП «ДМРСУ» и ООО «Стройсервис».

Кроме того, с этими подрядчиками по большинству объектов заключили договоры на уплотнение грунта после раскопок все ресурсоснабжающие организации. Чтобы не было ситуаций, когда грунт просел, и новый асфальт «упал».

- Работа комплексная, включающая вопросы озеленения, обеспечения населения коммунальными услугами, ремонт дорог... Не сталкивались на объектах с крупными неприятными «сюрпризами»?

- Глобальных неожиданностей не было. Конечно, при асфальтировании выявляются, например, канализационные коллекторы, которые требуют ремонта или другие ресурсные объекты. Такие вопросы оперативно устраняем – постоянно со всеми ответственными лицами «на телефонах».

Да, проблем в городе очень много, но в меру своих возможностей стараемся их решать. Прекрасно понимаем, что нет ливневой канализации, и некоторые улицы, в частности ул. Ленина, в дождь перейти просто невозможно. При этом имеющиеся стоки зачастую используются как мусорные контейнеры, находятся под незаконными гаражами или даже захвачены владельцами приусадебных участков, куда мы не можем попасть.

По поводу правильной обрезки деревьев уже не раз проговаривали с «коммунальщиками», проводили для них мастер-классы со специалистами, набрали в ДМРСУ новых сотрудников, которым тоже все рассказали и показали. Если я вижу, что кто-то стоит на улице с вышкой и обрезает ветки, сама иду, проверяю, что за организация и говорю: «Не дай бог, сделаете из крон болванчиков вместо красивых шариков!»

К сожалению, большинство видит только черную сторону, но не замечают аккуратно постриженных деревьев. Например, по ул. Ленина по направлению к ул. Мостовой, а это ведь тоже делается силами ДМРСУ… От нас требовали полностью отказаться от обрезки. Нельзя. Женщину в 2016 году убило рухнувшей лиственницей, пешеходов из-за веток водители могут не увидеть и сбить… Получается, что, сохраняя деревья, мы рискуем пожертвовать человеческими жизнями. А вот с тем, что надо совершенствоваться в плане санитарной обрезки, я согласна. Администрация сама в шоке, когда выдает на нее порубочные билеты, а исполнители обрезают все под корень, как было на ул. Ползунова, 28. Это не наши требования, не наша просьба и не наше разрешение! Приходится обращаться в контрольную инспекцию.

Есть недочеты, но пытаемся их устранять, проводим работу над ошибками. Не всегда получается быстро и эффективно, но, наверное, не ошибается тот, кто ничего не делает. Мы постоянно в мозговом штурме, потому что не хочется получить негативную оценку после реализации масштабных проектов.

Что ж, будем надеяться, что в этом году тромбы раскопок не доведут Читу до транспортного инфаркта, а следующей весной на дорогах не придется делать новую работу над ошибками.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру