«Ожерелье» без дорог: туда и обратно

В Забайкалье готовят к запуску новый туристический маршрут

«Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома». Анатоль Франс

Пока всеми любимые Таиланд и Вьетнам остаются по другую сторону ковидных баррикад, забайкальцы с путеводителями в руках смотрят на карты внутренних туристических маршрутов. Горы и перевалы, вулканы и долины, даже пляжи с пустынями – все это в России есть, но либо далеко, либо дорого. А решение, тем временем, ближе, чем кажется.

В Забайкалье готовят к запуску новый туристический маршрут

«Обкатка» на своих

Новый маршрут выходного дня под тестовым названием «Ожерелье Даурии», на первый взгляд, не сулит ничего нового для читинцев. В программе – поклонный крест на Яблоновом хребте, озеро Арахлей, следом Большой Ундугун, живописное озеро Иргень, Сохондо, откуда началось освоение региона, а в конце пути – высшая точка Транссиба и возвращение по кольцу через федеральную трассу в краевой центр. Вот вроде бы и все. Но это только звучит простовато. А на месте туриста, даже всю жизнь прожившего в Чите, через окно автобуса или с борта моторной лодки под казачьи песни иргенских бабушек на старых местах открывается новое, по-настоящему свежее Забайкалье.

«Инициатива создать маршрут принадлежит совету по туризму при Общественной палате Забайкальского края. Один из авторов проекта – член совета, общественник и предприниматель Сергей Ворожейкин. Нас активно поддержало и руководство Ивано-Архейского природного парка», - рассказала журналистам на пресс-туре по новому маршруту председатель совета Лидия Напартэ. – В связи со сложной ситуацией на международном рынке, сейчас приоритетом является развитие внутреннего туризма. Но прежде чем приглашать гостей из-за границы, мы сами должны довести маршрут до совершенства».

Серым цветом отмечены грунтовые участки дорог/фото: Яндекс.Карты

Сначала давайте о позитиве. Удивлен, но впечатлений от тех мест, где был не раз, в поездке накопилось немало. Даже поклонный крест на Великом водоразделе («Великом истоке»), который нельзя назвать уникальным сооружением, заиграл новыми красками. Фактически, это просто колокол под куполом. Только бы шнурок привязать. Но вот установлен он в уникальном месте.

Понятно, что мимо Арахлея провести маршрут даже для местных было бы просто невозможно. Эта туристическая Мекка – самое популярное место отдыха читинцев за пределами столицы края. На берегу озера у ворот своей базы журналистов встретил уже упомянутый Сергей Ворожейкин. Далее – радушный прием, танцы с шашками и прочие прелести. В деталях описывать не буду – слишком сильно станет походить на рекламу базы «Надежда». Хотя объект, прямо скажем, очень комфортный и грамотно устроенный. Перед гостями практически любого уровня Ворожейкину, очевидно, стыдно не будет. Это если очень коротко.

И снова в автобус. На очереди Большой Ундугун, где расположен модельный участок Ивано-Арахлейского природного парка. Места эти красивые, чистые, немного дикие. Колоритный ансамбль из соседней Иргени на фоне чистого озера, копченый улов, прогулки на лодке и доброжелательные сотрудники парка быстро погрузили нас в гармонию с собой и природой, заставили глубоко подышать, успокоиться. Гостя из соседней Поднебесной, где с личным пространством, тишиной и просторами вообще большие проблемы, все это довело бы до нирваны.

Минут 30 на автобусе и снова остановка. Из окна виднеется частокол высотой метра четыре и ров такой же глубины. К своему стыду не знал, но с 2017 года на берегу Иргени строится настоящий острог с небольшой деревянной церквушкой. В нескольких сотнях метров от этой базы появится юрточный городок. Инвестируют в проект Роман Максютин и его отец Максим, известные многим владельцы комплекса «Жемчужина востока».

«Сейчас строителей нет, коронавирус закрыл границы, - поделился с нами на месте рабочий из Казахстана. – Но эпидемия пройдет, и все достроим!»

Важной точкой на «даурском кольце» можно назвать памятный камень на месте, где казаки заложили некогда знаменитый Иргенский острог. Сам по себе объект (гранитный валун с табличкой), честно говоря, скучноватый. А вот история вокруг него пробирает до мурашек.

 

Последняя остановка – «вершина» Транссиба, на мой взгляд, пока вообще не может заслуживать большого внимания. Это просто железная дорога на высоте более километра над уровнем моря. Да, самая высокая точка самой длинной железной дороги на планете. Но пока там нет ни стелы, ни столба, чтобы рядом с ним можно было банально сделать фото для соцсетей. Место уникальное, но совсем нетуристическое. Нужно немного вложиться и подготовить его к посещению. Самым очевидным инвестором для этого проекта видится, конечно, ЗабЖД.

 

Дороги без дураков

Теперь поговорим не о железных, а об обычных автомобильных дорогах, коих на маршруте несколько. С них, а точнее с их состояния как раз и начинаются основные минусы перспективного туристического направления.

«На сегодняшний день я бы не решилась взять на себя инициативу организовывать в Забайкальской край большой поток туристов из других стран или регионов. Мы пока не готовы к этому. Дороги не готовы, в первую очередь. В итоге, основное препятствие для запуска конкретно этого маршрута – качество магистралей и подъездов к туробъектам. Вывод, к сожалению, напрашивается сам собой: на первых парах нам придется сократить тур. По мере появления нормальных дорог маршрут будем удлинят и насыщать», - заверила Лидия Напартэ

Со старшим экскурсоводом группы журналистов полностью согласился и глава Сохондо, который, по его собственным заверениям, хоть сейчас с односельчанами готов обеспечить туристов матрешками, балалайками, аутентичными чашками, поварёшками, и бог знает, чем еще. Но вот грунтовка, уверен Николай Гармаев, вытрясет из китайцев или самих забайкальцев все желание оставлять кровные юани и рубли в деревне.

«Ильковский (экс-губернатор Забайкальского края - прим. ред.) говорил, что, если вы первый автобус по маршруту запустите, мы следом за вами сразу начнем асфальтировать дороги. В Читинском районе до 2025 года думают сделать по кольцу (от Беклемишево до федеральной автодороги «Байкал» через Иргень и Сохондо - прим. ред.) трассы, у краевой Службы заказчика тоже есть мысли по этому поводу», - рассказал Гармаев.

Глава села, кстати, предлагает идти еще дальше. Оказывается, давно существует проект трехдневного тура с двумя остановками на ночь – в селах Арахлее и Сохондо. Вот только он до сих пор лишь обсуждается. Идее этой как минимум семь лет.

«Мы все эти планы разрабатывали, но пока сподвижников нет. (…) Предприниматели бы имели доход, администраторы, то есть мы, прибыль в бюджет, за счет бюджета преображались бы населенные пункты, люди бы жили, занимались. Вот круг и замкнулся», - уточнил Николай Гармаев.

Многолетние планы местных руководителей по развитию туризма до сих пор разбивались не только о выбоины на дорогах. По словам председателя Общественного совета по туризму при ОП, в Забайкалье отсутствует достаточное количество комфортных мест для размещения гостей, если говорить о поездке не на один день. Исключение составляют лишь несколько баз на Арахлее. Та же «Надежда» или «Листвянка», например. Но разместить целый автобус или два людей в номерах с туалетом и душем на Арахлее, Ундугуне, в Иргене или Сохондо пока в принципе невозможно. Почему так случилось – вопрос отдельный. Ответить нам на него поможет предприниматель Сергей Ворожейкин, но чуть позже.

Однако и это, как вы понимаете, не все препятствия для запуска «Ожерелья Даурии». Эксперт в сфере туризма Лидия Напартэ предупредила, что от запуска маршрута отдаляет не только отсутствие инфраструктуры, но и кадровый дефицит. Да, здесь тоже он есть. Сегодня краю не хватает достаточного количества профессиональных гидов.

«На этот маршрут их нужно пять, и это только на первых парах. Желающие есть, но нужен институт для подготовки экскурсоводов. Традиционные советские школы, где экскурсоводов готовили примерно по полгода, ушли в прошлое. А это ведь сервис, он во многом определяет впечатление от тура, - уверена Напартэ.

Движение наощупь

Организаторы, призналась Лидия Напартэ, открыты к сотрудничеству. Но бизнес пока перспективы развития туризма в Забайкалье не прощупал. А ведь именно предпринимателям предстоит наполнять день туриста выставками народных промыслов, различными спецпредложениями для охотников, рыбаков и прочими интересными сценариями.

«На самом деле, маршрут создается с несколькими целями. Кроме главной – просвещения школьников, студентов, гостей города, важной составляющей является создание условий для развития предпринимательства. Это направление подойдет многим предпринимателям – рестораторам, продавцам сувениров и других туристических товаров. Если мы говорим стратегически о развитии туризма в Забайкальском крае, то нужно понимать, что наш регион является прежде всего транзитной территорией между Байкалом, Монголией и Китаем. Это очень весомое конкурентное преимущество, ведь со всех этих направлений туристы, в том числе с запада, могут останавливаться в Забайкалье, проводить здесь несколько дней, и, конечно, оставлять здесь свои деньги. Эта работает как с востока на запад, так и наоборот. Забайкалье – не конечный пункт путешествия, а одна из составляющих», - добавила эксперт.

Пока стоимость тура выходного дня, или поездки на двое-трое суток в перспективе, организаторы озвучивать не берутся. Зависеть это будет от многих факторов. Повлияет количество площадок, наличие песен и плясок на маршруте, питания и других моментов. Одно уже ясно – тур должен обходиться намного дешевле поездок в тот же Китай или на Байкал. Иначе зачем?

Край, как мы поняли, впервые подобрался так близко к реальному запуску «Ожерелья Даурии». Теперь шаг – за властью. Свои места в автобусе мы с удовольствием уступаем студентам и школьникам, а потом китайцам, монголам, гостям с Запада или Приморья. Не одним ведь Таиландом едины.