– Что должен знать ребенок, чтобы его приняли в первый класс?
– Ни один ребенок, приходя в первый класс, не проходит никакое тестирование. Ребенок поступает в школу в возрасте от 6,5 лет до 8. Если ребенку меньше, чем 6,5 лет он проходит психолого-педагогическую комиссию, где ему дают рекомендацию, может он или нет обучаться в школе. Если ребенку больше 8 лет на момент поступления в первый класс, он также проходит данную комиссию.
Есть определенные составляющие, которые показывают готовность к школе. Во-первых, психологическая, которая заключается в желание идти в школу. Ее еще иногда называют мотивационной готовностью и она, в первую очередь, прививается дома и в садике. Ребёнок понимает, что он идёт не играть, не веселиться, ему объясняют, что такое школа и почему там интересно.
Очень важна социальная готовность к школе. К социальной готовности относятся умение общаться и со взрослыми, и со сверстниками. Ребенок должен уметь взаимодействовать с другими детьми, подчиняться интересам группы, уметь слушать старших и подчиняться им. Иначе ребенку будет сложнее привыкнуть к школе.
Также существует интеллектуальная готовность, или её ещё называют предметная готовность. Сюда входит кругозор, запас конкретных знаний и умений. Сюда же относят способность понимать связь между явлениями и предметами. Среди навыков и умений, которые ребенок должен получить дома или в детском саду, это: порядковый счет от 1 до 10 и обратно; умение писать печатные буквы, слова «мама» и «папа». Если ребенок уже умеет читать, хотя бы простые слова, то это хорошо. Если не умеет, то школа научит. Уточню, что между читающим и не читающим ребенком всегда будет разрыв. Особенно первое время. Учебники в начальной школе в первом классе рассчитаны сразу и на читающих, и не читающих детей. И, конечно, читающим детям осваивать очень-очень легко. Согласно статистке, сейчас большинство детей приходят в школу уже умея читать, только один или два ребенка не обладают этим навыком.
Ребенок должен уметь рассказать о себе, знать своё имя, фамилию и отчество. Часто дети не знают, как зовут по имени, отчеству родителей, только мама Катя и папа Лёша. Должен знать домашний адрес, своих родственников. Ребенок должен ориентироваться во временных понятиях: что такое год, месяц, неделя, день и сколько они длятся. Какая последовательность времен года, последовательность в сутках.
Кроме того, очень важная физиологическая готовность ребенка, его здоровье. Есть очень простой тест, но не все о нем знают. Он называется «филиппинский тест». Ребенок должен сесть прямо с прямой спиной и рукой через макушку головы дотянутся до противоположного уха. То есть правой рукой нужно достать до левого уха через голову, левой рукой – до правого уха.
Казалось бы, очень простой тест, но если ребенок не может этого сделать, то это говорит о костно-мышечной незрелости, а это в свою очередь показывает незрелость мозга. Перед школой все дети проходят диспансеризацию, однако особенно важно показать ребенка неврологу. Хороший невролог видит особенности детей. И если до школы выявляются какие-то проблемы, например, роды были скоротечными, у ребенка были травмы или инфекции, то это может сказаться на нервной системе. С этим обязательно нужно работать до школы. Занятия со специалистами дают прекрасные результаты, и ребенок без проблем начинает обучение.
Есть очень активные дети, которым сложно сосредоточится, и они могут не доделывать задания. Таких может быть 15-17% от всего числа детей в классе. Но и это можно проработать.
– Поговорим о режиме дня для первоклассников. Каким он должен быть? Как приучить к нему ребенка?
– Дело в том, что обучение практически во всех школах начинается с 8 утра. Это примерно так же, как в садике.
Если ребенок посещал детский сад, у него уже этот биологический ритм сформирован. Если ребенок домашний, то часто сон утром более продолжительный. Вот здесь нужно перестраивать ребенка любым образом. Первые дни ребенка в школе – это адаптационный период, он длится до конца второй четверти примерно. Если ребенок устает, можно организовать дневной сон. Обязательно должна быть прогулка на свежем воздухе и игры, которые чередуются с обучением. Также родители должны думать о культуре питания школьников, сбалансированном рационе, где нет большого количества сладкого, а также контролировать экранное время, то есть сколько ребенок проводит с телефоном.
– Сколько ребенок, который пошел в первый класс, может проводить в телефоне? Как гаджеты сказываются на малышах?
– Гаджеты заполонили нашу жизнь. Это, безусловно, красиво и удобно, но для маленьких детей это губительно. Учёные, педагоги, психологи, нейропсихологии дали ответ, почему дети так прилипают к телефонам.
Во-первых, эмоции от игры в телефоне гораздо ярче, чем те, которые ребёнок получит во время игр со сверстниками.
Во-вторых, в телефоне ребенок может сидеть часами, в то время как за настольной игрой или подвижной с друзьями только какое-то ограниченное время.
В-третьих, телефон яркий и делает все сам, ребенок практически не думает в этот момент, он не тратит энергию. Уже доказано, что в дошкольном возрасте пользоваться телефон детям лучше не более 30 минут в день.
– Чем еще опасен телефон для детей?
– Из-за гаджетов у детей снижается произвольное внимание, то есть то, которое человек сознательно направляет и регулирует. Ребенок должен уметь себя заставить что-то делать, самостоятельно сфокусироваться на чем-то. Так произвольное внимание становится сниженным. А непроизвольное внимание, который возникает спонтанно без волевого усилия человека – его привлекает какой-то раздражитель, вот оно у ребёнка усиливается за счет телефона. Поучается, что произвольное внимание, которое необходимо во время занятий в школе, страдает.
Это плохо, потому что ребенок, приходя в школу, должен высидеть урок 30 минут, потому они будут длится по 40-45 минут. Очень многие дети, хотя проводятся физкульт-минутки в классах, не могут высидеть это время, потому что они не могут себя заставить, они не приучены. Тут важно родителям смотреть, что ребёнок занимался каким-то делом. Это может быть раскрашивание чего-то, это может быть лепка из пластилина. Начинать надо приучать хотя бы с 5-10 минут и подходить к 20-25 минутам, чтобы ребенок мог концентрироваться на чем-то одном.
– Понятно, что совсем убрать телефон уже не получится. Тем не менее, что могут сделать родители, чтобы снизить пагубное влияние гаджетов на детей?
– Настольные игры, игры на свежем воздухе и занятия в кружках, секциях. Сейчас большинство родителей отдают детей заниматься чем-то дополнительно помимо школы.

– Помимо изучения цифр и букв, что можно еще делать, чтобы развивать ребенка к школе?
– Есть прекрасные книги авторства нейропсихолога Ирина Тимошенко, где расписаны упражнения для развития логики, речи, мышления… Одним словом, развития когнитивных функций у ребенка, то есть тех, которые задействованы во время обучения – внимание, воображение, память. У многих детей они в норме. Но если родителей что-то настораживает в развитии ребенка, то нужно немедленно обращаться к специалисту. Особенно внимательно нужно следить за речью ребенка, как он говорит.
Очень важны сензитивные периоды, когда в какой-то определенный период идет развитие той или иной функции. Например, обучение чтению прекрасно дается в возрасте от 5 до 6 лет. В это время дети отлично хватают звуки, с ними можно развить фонематический слух, то есть умение слышать звуки. Например, говорим слово «дом», ребёнок должен воспроизвести его по звукам «д», «о», «м». Это можно делать в рамках игры, переходя от простых слов к более сложным. В чем польза? Ребенку будет легче писать в дальнейшем.
Есть такие же периоды для развития памяти, логики, математических навыков. Главное эти периоды не упустить. Поэтому, когда спрашивают, а когда лучше готовить ребенка? Ответ: с рождения.
Еще очень важна моторика, крупная и мелкая. Крупная, когда ребенок спокойно стоит на одной ноге, прыгает, перепрыгивает какие-то предметы, бросает мяч. Родителям надо отслеживать ее обязательно. Это определенный сигнал для готовности к школе.
Мелкая моторика, когда ребенок пальчиками может делать какие-то действия: собирать крупы, складывать пазлы. Это в дальнейшем пригодится во время работы с прописями, в умении непрерывно писать. Конечно, сразу видная разница между детьми, у которых развита мелкая моторика и тех, у кого нет. Первые быстро и легко начинают писать, вторым приходится тяжелее.
Также значимы пространственная организация: ребенок должен понимать понятия выше, ниже, ближе, дальше, слева, справа, впереди, сзади; важна координация системы глаз-рука, когда ребенок может простой узор или простой рисунок перенести с образца в тетрадь; логическое мышление – ребенок должен видеть сходство и различие предметов, объединять их в группы.
Кроме того, бытовая готовность тоже очень важна. Ребенок должен уметь элементарно ухаживать за собой. Сейчас большинство первоклассников не умеют завязывать шнурки. Мы, опять же, облегчили для мозга ребенка эту задачу – липучки, резиночки. А раньше, когда ребенок завязывал шнурок, это действие рук сопровождалось с чем? Если понаблюдать, ребенок завязывает шнурок и шевелит язычком. То есть это и мозг, и речь, идет в купе. Также есть детки, которые элементарно не могут высморкаться, сходить в туалет. Необходимо учить детей быть самостоятельными в быту.
– Прочитав то, что вы перечислили, некоторые родители могут не на шутку испугаться за своих детей, потому что не всегда могли уследить или заниматься чем-то полезным. Давайте подбодрим их.
– Самое главное – любить ребенка, заботиться и уделять ему внимание. Рассказывайте о плюсах школы, своем опыте и тогда адаптация у ребенка пройдет гораздо легче.
Программа обучения сейчас достаточно легкая, сложные программы уже отошли. В основном везде преподаётся «Школа России» – она спокойная. Если ребенок нормотипичный, он ее осваивает очень хорошо.
Конечно, многое зависит от учителя. Родителям нужно с первых дней выстроить контакт с ним, так как именно учитель буде смотреть за адаптационным периодом ребенка и сообщит, если что-то пойдет не так.
– Стоит ли отдавать ребенка на дополнительные занятия в первом классе?
– Тут все индивидуально, нужно пробовать. Однако могу сказать, что очень много детей ещё до школы начинают чем-то заниматься. Подвижные дети занимаются спортом – футбол, хоккей, гимнастика. Есть дети, которые с удовольствием занимаются в кружках. Например, в моем классе четыре ученика с удовольствием ходят на шахматы. Кто-то ходит в художественную школу, девочки – на танцы. Опять же, если у родителей есть возможность водить ребёнка на дополнительные занятия, то почему бы не попробовать то, что интересно ребенку.

– Перейдем к важной теме: домашняя работа. Как приучить ребенка к ней и нужно ли помогать ее делать?
– По закону в первом классе домашней работы быть не должно, но учителя все равно дают небольшие задания. Делается это, чтобы для ребенка не стало сюрпризом и стрессом, когда в старших классах по всем предметам будут задавать по несколько номеров на дом.
Помогать с домашним заданием первоначально нужно, потому что не все дети могут запомнить, что нужно делать и как. Самостоятельность формируется постепенно. Если в начале родитель сидит рядом и контролирует как ребенок прописывает каждую букву, то в последующем он все больше отходит на второй план, помогая с чем-то трудным или просто проверяя правильность ответов.
– Некоторые родители придерживаются практики, что сначала домашнюю работу надо сделать в черновике и потом без ошибок переписать ее в рабочую тетрадь. Что вы, как учитель, можете сказать об этом? Полезно ли это?
– Дополнительное переписывание одного и того же раздражает и нервирует ребенка. Лучше делать домашнюю работу частями, чтобы ребенок не боялся объёма.
Также хочу сказать пару слов о ручках, которые можно стереть. Некоторые учителя против них и запрещают использовать. Я своим детям разрешаю ими пользоваться, потому что считаю, что это бережет их нервную систему. Ребенок сделал ошибку и без переживаний может ее исправить. Это лучше, чем он будет замазывать ее штрихом или зачеркивать – будет переживать, что «развел грязь». Я разрешаю стирающиеся ручки, потому что это современное достижение, которое дает право на ошибку. Ведь любой взрослый человек ошибается и может все исправить.
– Здорово, что у учеников в школе есть право на ошибку. Но оно не всегда может быть дома, к сожалению. И здесь мы обращаемся конкретно к родителям: что им необходимо понять про школу и своего ребенка? Где они могут дать больше свободы своему чаду, а где должны проявлять строгость?
– Любой грамотный педагог проводит тематические собрания во время обучения, посвященные разным темам, которые касаются школьников. И обязательно на каждом собрании мы рассказываем об особенностях этого возраста, чему посвящен каждый год начальной школы и что за это время должен освоить ребенок. И иногда собрание превращается в беседу, где родители рассказывают, что у них не получается.
Допустим, кто-то хочет добиться у своего ребенка каллиграфического подчерка. Давным-давно я тоже своего ребенка старалась приучить к этому. А потом поняла, что почерк – это та же походка. Да, я могу писать медленно и красиво, но если мне нужно что-то быстро законспектировать, то я буду писать быстро и не очень аккуратно. И потом, если мы чего-то хотим от своих детей, то и сами должны это уметь делать. Да, ребёнок должен писать разборчиво, но не обязательно, как штамповка в прописях. И важно объяснить это родителям. Потому что иногда берёшь тетрадку на проверку, а там капельки слез. Сразу понятно, что было с этой тетрадкой.
Или родители приходят и говорят, что ребёнок не дотягивает до техники чтения 40 слов в минуту. Не получается у него. Если ребёнок читает с удовольствием, без ошибок и понимает прочитанное – пусть читает в своем темпе. В первую очередь мы должны беречь нервную систему ребенка и не отбить желание учиться.

– Что на счет поделок? Нужно ли помогать тут ребенку? И если нужно, то до какой степени?
– Я считаю, что помогать с поделками надо. Возможно, родителю в своем время никто не помогал или он не смог что-то смастерить в детстве. Пусть помогают, главное – оставлять пространство для ребенка, например, половину мастерит папа, половину – сын. В классе всегда обсуждаем, кто с кем делал поделки, да и это можно по качеству определить.
А еще у нас в классе есть много номинаций для поделок, чтобы детям было не обидно, когда выставляются результаты за проделанную работу.
– Вернемся к гаджетам, но с точки зрения применения в учебе. Вообще, практикуется ли такое, чтобы дети использовали телефоны на уроке для поиска информации?
– Информацию находить действительно можно. Сейчас даже в печатных тетрадях по математике, по окружающему миру есть QR-код, который ребенок может отсканировать и посмотреть какой-то дополнительный материал по теме урока.
Также есть родительский контроль, чтобы дети не заходили туда, где контент явно не предназначен для них.
А вообще дети сейчас с техникой на «ты». Недавно мне мальчик из второго класса помог очень быстро настроить блютуз колонки.
– А что по поводу списывания с телефонов, как с этим боритесь?
– Родители в моем классе предложили купить подставку под телефоны. На ней написано «Сдай телефон и учись успешно». В начале уроков все дети ставят туда свои гаджеты и занимаются без них. Если нужно позвонить родителям, то делают это во время перемены и потом ставят телефоны обратно. Такая система есть во многих классах.
– Перейдем к непростой, но важной теме – конфликты в школе. Дети все разные, видят друг друга впервые, могут возникнуть разногласия. Как в этом плане родителям взаимодействовать, как ребенка к этому подготовить, как должен реагировать на это учитель?
– Во-первых, детей мы видим полностью, да и дети младшего школьного возраста сразу подходят и говорят: «Вы знаете Алеша — вот это сказал, Сережа то-то сделал». То есть это моментально выходит наружу. Тоже самое дети говорят дома. Мы с родителями еще в первом классе договорились, что, если случаются какие-то вещи, кто-то чем-то недоволен, сразу начинаем разговоры. То есть родители доводят до учителя, учитель до другого родителя, мы вместе собираемся, собираемся и с детьми, и отдельно, и решаем все проблемы.
Дети постарше, которые пошли в среднюю школу, уже могут столкнуться с буллингом. Но у нас есть специалисты, которых мы подключаем для решения проблем.
– Как родителю реагировать и какие шаги предпринимать, если его ребенок столкнулся с школьным буллингом?
– Никогда нельзя родителю самостоятельно разбираться с детьми, наказывать ребенка, который обидел другого. За это есть определенная ответственность. Если беседа с учителем не дала результатов, то обращаться к администрации школы.
У нас есть конфликтные комиссии, которые разрешают конфликты как между учениками, так и между учениками и учителями, если такие происходят.
– Перейдем к теме, споры на которую не утихают уже давно. Дарить ли на 1 сентября учителю цветы? Если дарить, то сколько штук?
– Букеты дарить не нужно, потому что, во-первых, ребенку на линейке стоять с ним тяжело. Во-вторых, мы потом еще полдня разбираем эти букеты, расставляем в ведра, а когда они завянут, то это все нужно нести и выбрасывать в мусорные контейнеры. Лучше всего, если каждый ребёнок из класса принесет по одному цветочку. Причем не обязательно их покупать, можно сорвать на даче астру или георгин. Когда дети их дарят, то собирается один красивый букет. Можно конечно 30 хризантемок купить, раздать по цветку детям и пусть дарят учителю. У меня так родители сделали в классе.
– А что можно подарить помимо цветов? Например, на нужды класса?
– Бывает, что родители приносят бумагу, или простые ручки, на случай, если кто-то из детей забудет на уроках. Иногда дарят конфеты, но это исключительно по желанию ученика или родителей.
– Что ставит в ступор нынешних детей?
– Определение времени по механическим часам. Сейчас время определяют в основном по электронным.
– То есть если им сказать, что сейчас без четверти четыре, то они не поймут?
– Да. У нас в каждом кабинете висят механические часы, и некоторые ребята могут с помощью них посчитать математические примеры. Вообще тему определения времени по механическим часам проходят во втором классе.
– Скажите, как учитель, который работает в этой школе с 1989 года, сильно ли отличаются дети 21 века от детей 20 века?
– Вы знаете, все дети в начальной школе открытые, добрые, хорошие. Те, кто говорят, что сейчас дети не те пошли, да нет! Приходят человечные, интересные дети. Когда какой-то рассказ читаем, интересный, душещипательный, ребята сидят со слезами на глазах.
