В осаде наливаек

Как вызволить забайкальцев из плена магазинов разливного пива?

«Злачное место!» - возмущаются жильцы домов, которым «посчастливилось» соседствовать с магазинами разливного пива. Именно такие точки города часто значатся в полицейских протоколах в качестве места разнообразного рода происшествий. О бурной жизни многих забайкальских «наливаек» в многоэтажках, где можно нацедить из-под крана «пенного»,  можно слагать легенды или снимать остросюжетное кино.

Как вызволить забайкальцев из плена магазинов разливного пива?
фото: yandex.ru.maps

Не званные в гости

Согласно данным Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», точки реализации разливного пива являются главным каналом сбыта продукции, произведенной без уплаты акциза. А значит, по большому счету неизвестно, кто произвел напиток, есть ли на него документы, выдержаны ли сроки и правила хранения такого пива. И, вообще та ли эта марка, которую называет продавец покупателю, отпуская пенный напиток в тару без этикетки, без указания срока годности и другой важной информации, указывать которую вроде бы обязывает закон.

Конечно, каждый покупатель, в отличие от надзорных органов, волен закрывать на это глаза. Вот только триумф этой самой воли на этом не заканчивается. С наступлением теплого времени года соседние с «наливайками» дворы становятся местами импровизированных застолий, которые длятся до поздней ночи.

Жалобы со всего края регулярно фиксирует и забайкальское Управление Роспотребнадзора.

«До ввода связанных с пандемией ограничений такие обращения от жителей домов исчислялись десятками, - рассказала начальник отдела санитарного надзора Динара Ульданова. – Люди страдают от шума в позднее время, от конфликтов нетрезвых посетителей, от мусора на детских площадках, от запаха, проникающего в квартиры через вентиляцию… После возвращения подобных заведений к режиму работы 24/7 жалобы снова стали поступать».

фото: wikimapia.org

Как затянуть краны, но не сорвать резьбу?

Как видим, жалобы поступают не только на магазины, но и на псевдобары. С последними на законодательном уровне разобрались довольно давно. Предприятиям общественного питания уже несколько лет запрещено продавать разливное пиво на вынос. Это федеральный запрет, он действует по всей России. Нужно просто добиться его выполнения на территории Забайкальского края.  И тогда останутся только нормальные бары и рестораны, которые берегут свою репутацию, заботятся о здоровье клиентов и наполняют налогами бюджет.

Но ограничиваться только исполнением ограничений в отношении предприятий общественного питания – это полумера, которая сама по себе не даст заметного результата. Необходимо запретить продажу пива в розлив и в торговых объектах. Хотя бы в тех, что находятся прямо в многоквартирных домах. Вспомните, с какой легкостью многие недобросовестные предприниматели из как бы общепита при вводе «коронавирусных» ограничений мгновенно превратились в магазины, чтобы продолжить  наливать страждущим. По привычке делая это не до 23 часов, как это положено магазинам, а круглосуточно.

Несомненно, чашу весов, на которой лежат права предпринимателей, сильно утяжеляют сопутствующие экономические аргументы – рабочие места, развитие инфраструктуры, акцизы, налоги, другие выплаты в бюджет и социальные фонды. То, чем дотационный регион не может себе позволить разбрасываться. Напомним, и президент регулярно напоминает о необходимости помогать малому бизнесу – особенно в трудное коронавирусное время. Ущемлять интересы социально ответственного бизнеса недопустимо, но с представителями его теневой стороны необходимо жестко бороться. И то, что личина последних хорошо видна под любыми масками, недавно дал понять глава региона Александр Осипов.

«Все эти «наливайки» в домах… Это якобы бизнес, занятость и так далее, - сказал он. - Во-первых, это бизнес во многих случаях, к сожалению, на здоровье... Во-вторых, такого количества объектов просто не нужно».

Забайкальское заксобрание с губернатором в целом согласно. Но найти баланс интересов бизнеса и населения все никак не удается. Приняли ограничения по времени. Потом убедились, что они дают обратный эффект, отменили. Потом снова приняли, но теперь уже только в утренние часы.

Прошлой осенью в забайкальском Заксобрании в первом же чтении отклонили законопроект об увеличении с 20 до 40 кв м площади общепита, которая дает право на торговлю алкоголем. Решили сначала выслушать за круглым столом попадающих под удар добросовестных предпринимателей.

Есть и ряд других региональных инициатив – например, о запрете продажи «горячительного» в дни массовых мероприятий. Но насколько все эти предложения оправданы?

На регулярно действующем совете по противодействию пьянству и алкоголизму губернатор поручил изучить и внедрить в крае лучший опыт других субъектов.

По совету губернатора

Мы воспользовались советом Александра Осипова и вот что обнаружили. Большая часть регионов повторяют путь нашего края, пробуя на зуб то один вариант регулирования, то другой. И только буквально несколько регионов страны поступили просто, но жестко. Они взяли на постоянный контроль исполнение федерального ограничения на продажу на вынос в отношении общепита и дополнили его региональным запретом на розлив пива в потребительскую тару. Запрет действует только в отношении торговых объектов, расположенных в многоквартирных жилых домах. Право такое у региона, оказывается, есть, и оно даже подтверждено решением Верховного суда. В общем, попадание в цель было точным. Вместе с исчезновением таких точек розлива  с детских площадок и из подъездов исчезли любители возлияний.

Судя по всему, это и есть тот самый положительный опыт других регионов, о котором говорил губернатор и который вполне может использовать Забайкальский край. Так мы, наконец, сможем избавиться от законодательных «нагромождений», найти баланс между интересами добросовестных предпринимателей и жителями домов. Исполнение такого закона будет легко взять под контроль. А значит, с одой стороны простые правила обеспечат порядок на алкогольном рынке, а с другой люди наконец-то смогут почувствовать себя хозяевами в собственном доме, а не узниками осажденной хмельными визитерами крепости.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру