Такси для доктора

Как забайкальские педиатры добираются к пациентам в разгул коронавируса

Холод, дождь, снег, ветер, грязь и плохие дороги. В таких условиях приходится добираться дежурным врачам-педиатрам к пациентам. Сейчас ситуация осложнилась тем, что, как минимум, одна служебная машина всегда задействована на выездах к COVID-положительным больным. Группа читинских добровольцев решила хоть как-то помочь врачам и предоставить им автомобили для поездок к больным. О том, как работает новая система помощи «добровольцы-врачи» выяснял «Московский комсомолец в Чите».

Как забайкальские педиатры добираются к пациентам в разгул коронавируса
фото «МК в Чите»

100 вызовов в день – это не предел

Хочется оговориться сразу, что все добровольцы – люди взрослые и сознательные, и лишний раз подвергать себя риску они не будут. Именно поэтому инициативной группой было принято решение, что волонтеры не будут работать с коронавирусными пациентами, не будут перевозить больных и не будут задействованы в вызовах, связанных с оказанием скорой и неотложной помощи. Что же тогда остается? А остаются вызовы к пациентам с отравлениями, ветрянками, симптомами ОРВИ, плановыми осмотрами новорожденных и т.д. И их, поверьте, много.

На самом старте акции мы выехали с добровольцем Сергеем Краузе, чтобы понять, как будет работать новая система. Мы работали с врачом-педиатром Анастасией Соловьевой из детской поликлиники №5 на ул. Федора Гладкова. Восемь врачей здесь обслуживают 17 участков и 15 536 юных пациентов. Выезд запланировали на вечер, ведь, как сказали организаторам акции во время переговоров, это самое сложное время. Нам повезло, и в нашем списке оказалось только 10 адресов, но они были самыми сложными с логистической точки зрения – маленькие пациенты ждали доктора в дачных кооперативах и садоводческих товариществах.

фото «МК в Чите»

«Когда открывается эпидсезон, вызовов становиться много. Сегодня, например, дежурные врачи должны посетить 70 адресов. Это без учета вызовов, которые обслуживают участковые доктора. Летом вызовов меньше, но там - период отпусков, и один врач работает сразу на нескольких участках. Медики не идут работать в поликлиники – кто-то уезжает, кто-то уходит в платные клиники. Здесь сложно. Было бы больше врачей, было бы легче», - рассказала наш собеседник.

По официальным данным Минздрава Забайкальского края, в день детский клинический медицинский центр, который включает в себя пять поликлиник, обслуживает до 1000 вызовов.

Особенности врачебной логистики

Одна из проблем, с которой сталкиваются дежурные врачи на пути к больному – сложность найти дом. Не все адреса есть в навигаторах, часто приходится звонить родителям и просить встретить машину. Отдельно нужно сказать о дорогах – их качество, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Даже в комфортном внедорожнике ехать по разбитым дорогам ДНТ было неуютно. Хотя нам немного повезло – дождей последнее время не было, где-то лужи и грязь успели высохнуть, но где-то, кроме как на большой машине, не проедешь.

Мы ехали, и я пыталась представить, как врач в случае отсутствия служебного автомобиля будет здесь идти поздним вечером, в окружении гавкающих собак разной степени доброжелательности, и становилось, честно говоря, не по себе.

«Сейчас все вызовы проходят сортировку: если у ребенка очень высокая температура – более 38,5 градусов, или есть контакты с больными ковидом, выезжают спецбригады, которые есть в каждой поликлинике. Вот им приходится перед входом в квартиру или дом надевать защитный костюм. Его снимают полностью после выхода из помещения. Поэтому вместе с врачом в COVID-бригадах ездит медсестра, чтобы помочь ему переодеться. При посещении ребенка без подозрения на коронавирус, мы надеваем только бахилы, маску, обрабатываем руки антисептиком. Средствами индивидуальной защиты мы обеспечены полностью», - рассказывает Анастасия.

Она уточняет, что в поликлинике три служебных автомобиля и, конечно, их не хватает. На машине обязательно ездят COVID-бригады, а обычные врачи добираются до своих пациентов на маршрутках или пешком. Иногда, делится врач, пешком приходится ходить и в частном секторе. На вопрос – не страшно ли в таких местах, особенно зимой, отвечает, что уже привыкли.

Помощь добровольцев сейчас, когда наступают холода, становится особенно востребованной. И это уже не вопрос комфорта, а вопрос элементарной безопасности пациентов и врачей.

фото «МК в Чите»

«Вы нам нужны»

Идея помочь поликлиникам с транспортом с помощью добровольцев родилась не в Чите. Во многих городах России такая система уже работает и дает хорошие результаты. Вариантов взаимодействия много: кто-то из добровольцев готов посвятить помощи врачам три часа своего времени, кто-то – приехать в любой момент, кто-то предпочтет быть закрепленным за одним врачом и помогать ему добираться до пациентов.

В нашем городе технической стороной вопроса занялась Юлия Мыльникова, руководитель диспетчерской службы «Натакси». Уже готово приложение, в котором добровольцы смогут увидеть заявки от поликлиник. Несколько дней тестов показали свои результаты.

«Мы предложили организаторам проекта услуги call-центра и помощь в установке приложений добровольцам. Это облегчит сбор и организацию распределения заявок. Мы специально доработали приложение, установили нулевой тариф, комиссия за эти заявки списываться не будет. Технически это будет выглядеть так: поликлиники делают заявки через call-центр, эти заявки попадают в приложение, которые установим добровольцам, свободный водитель приезжает и везет доктора. К проекту уже подключаются таксисты, готовые возить врачей. Варианты взаимодействия - закрепление машины за врачом или поликлиникой или работа через приложение – будут дорабатываться по ходу реализации проекта», - объяснила Мыльникова.

Сейчас подключиться к акции, кроме четырех пионеров и таксистов, готовы семь человек. Это не может не радовать, но людей нужно больше, чтобы обеспечить хотя бы все детские поликлиники машинами на несколько часов в день.

фото «МК в Чите»

Сомневаться в искренности простых слов врачей: «Вы нам нужны»,  не приходится. Но в любом деле есть свои сложности. Поездка с педиатром дала мне понять, что к водителю должны быть тоже предъявлены определенные требования. В первую очередь, это доброжелательность и железные нервы. Нужно быть готовым к тому, что твоей машине придется не только по ровному асфальту ездить, но и пробираться по бездорожью и грязи. И тут спокойствие и уравновешенность очень важны. От совместного настроя водителя и его пассажира в белом халате будет зависеть атмосфера, в которой пройдет выезд к детям или пенсионерам.  

Хочется верить, что доброе дело приживется в Чите, не «затухнет» к зиме, когда потребность в волонтерах будет особенно острой, и врачам станет проще и быстрее добираться до своих пациентов.