Пошли в занос: как дрифтеры топят шинами лед под Читой и относятся к уличным гонкам

Интервью с теми, кто не «хасанит», а развивает автоспорт в Забайкалье

Для них «пончик» - не еда, «пилот» не имеет отношения к авиации, дрифтинг – не способ опасно покрасоваться на улице, а серьезное занятие, собственный круг общения и стиль жизни. Недавно в Чите состоялся первый официальный зимний Чемпионат Забайкальского края по зимнему дрифту, а впереди – теплое время года, когда на городских площадках любители начинают «жечь резину». «МК в Чите» узнал, чем пилоты отличаются от нарушителей ПДД, что мешает и кто помогает развивать этот вид спорта в регионе.

Интервью с теми, кто не «хасанит», а развивает автоспорт в Забайкалье
фото Андрея Балаганского

«Забайкалье возможно сделать территорией технического спорта»

«Дрифт для меня – это, прежде всего, адреналин, который нельзя получить при повседневном вождении автомобиля. Пришел в эту дисциплину через автокросс, в котором являюсь мастером спорта. Идея развивать дрифтинг появилась давно, но окончательное решение принял после посещения чемпионата мира в Японии», - рассказал организатор соревнований, член Федерации автомобильного спорта Забайкальского края Николай Арапов.

Однако перед тем, как объявить о новой дисциплине землякам, он сам обкатывал на читинских дорогах переделанный на задний привод Subaru, затем на начал карьеру на Winter Drift Battle в Красноярске, куда съезжались пилоты со всего мира. В течение трех сезонов набирался там опыта и завершил их двенадцатым из более чем ста участников.

Устраивать соревнования в забайкальской столице начал в 2017 году. Летние проводили на авторынке, зимние – на замерзших котлованах. Тогда они собирали всего около 12 пилотов. Но читинские заезды уже тогда вызывали интерес в других регионах – обкатать трасы и поделиться опытом приезжали из Иркутска и Улан-Удэ.

«Дрифтинг сделали официальным видом спорта и с 2022 года мы стали присваивать по нему звания от Федерации. Но первые официальные региональные соревнования прошли в январе-феврале 2023-го. Это был Чемпионат Забайкальского края по зимнему дрифту, который состоялся на озере Котлы возле села Засопка Читинского района», - объяснил Арапов.

фото Юрия Крячкова

В течение двух месяцев над водоемом разносился рев моторов, крики взволнованных зрителей, а из-под шин вздымались клубы снега. Так 26 пилотов из Читы и Шилки в четыре этапа оспаривали право на Кубок и другие призы от генерального партнера - ТГК-14. Но до пьедестала через крутые виражи первым добрался Игорь Сергеев, за ним на второе и третье место залетели Глеб Павленко и Иван Фащевский.

«Вот уже несколько лет подряд мы собираемся на льду, чтобы поддержать спортсменов и полюбоваться на зрелищные гонки, - отметил и. о. генерального директора энергетической компании Алексей Какаулин. – Но то, что мы видим на трассе – это лишь малая часть труда. Важна тщательная подготовка машины с упором на мощность, надежность и конкурентоспособность. Нужна подготовка и спортсменам: перед турнирами они уделяют серьезное внимание, как теории, так и практике, беспрестанно катают, повышая свое мастерство».

Он поблагодарил организаторов и судей чемпионата, увлеченность которых дает возможность пилотам демонстрировать свое мастерство на трассе, а забайкальцам - приобщаться к необычной спортивной культуре и интересно проводить время.

«ТГК-14 поддерживает инициативы, направленные на развитие родного города и региона. Активная позиция этих неравнодушных людей будет привлекать в дрифт все больше участников и зрителей. Общими усилиями Забайкалье возможно сделать территорией технического спорта», - уверен Алексей Какаулин.

Николай Арапов в свою очередь выразил признательность энергетикам за долгую дружбу со спортсменами и отметил тех, кто также помогает проводить соревнования - администрации Засопки и Читинского района, ДМРСУ, компанию «RedCar» и региональное отделение «ДОСААФ».

фото Лидии Царьковой

Все начинается с отцовского гаража

В текущем году самым молодым участником чемпионата стал 18-летний студент Глеб Павленко, который и занял на пьедестале второе место. Впрочем, неудивительно, несмотря на юный возраст, он уже несколько лет увлекается дрифтингом и, как говорит организатор, показывает очень хорошие результаты. Бронза досталась также опытному пилоту Ивану Фащевскому.

Однако в следующем году организаторы хотят допускать к заездам 16-летних пилотов, конечно с разрешения их родителей. С последними проблем возникнуть не должно – в основном это сыновья самих дрифтеров, которые уже уверенно чувствуют себя за рулем. Впрочем, вступать в профессионально скользящие авторяды приглашают даже тех, у кого еще нет машины. Обращаться по этому поводу можно к Николаю Арапову в соцсетях.

«Главное, чтобы человек горел желанием, - подчеркнул спортсмен. - Мы подскажем, где можно купить подходящий для новичка автомобиль, как его переделать, поделимся опытом прохождения трассы… Никаких взносов с участников официальных соревнований не взимается, а вот денежные призы они смогут вложить в апгрейд своих машин».

Впрочем, независимо от стажа, по его словам, 99% российских пилотов используют «Жигули» как самый дешевый для переделки под дрифт и восстановления после аварий вид автомобилей. Однако есть и оригиналы, например, на читинскую ледовую трассу в этом году вышла сильно измененная Toyota Cynos.

«Вообще, у нас много кулибиных – каждый серьезный дрифтер сам возится с машиной в гараже, готовя ее к соревнованиям. Поэтому у них просто нет времени «хасанить» (агрессивно водить, превышая скорость с риском смертельных ДТП – прим. ред.) по городу. К сожалению, среди молодежи сейчас мало настоящих любителей техники – многие готовы заплатить деньги на СТО, чтобы самим не ковыряться под капотом. На самом деле же увлечение автоспортом начинается с отцовских гаражей и перепачканных до черноты рук. К сожалению, сейчас большинство детей сидит в Интернете», - вздыхает Николай Арапов.

фото Лидии Царьковой

В том, что виртуальный гоночный симулятор не заменит ощущений, которые испытываешь за рулем настоящей машины, подтверждает как раз один из таких кулибиных - инженер Игорь Сергеев. Именно он стал в этом году обладателем Кубка чемпионата.

«Любовь к автомобилям появилась, когда в возрасте четырех лет дед посадил меня за руль своего «Москвича», а почему выбрал именно дрифт – потому что это дешево и помогает скоротать длинную зиму, – говорит он. - Несмотря на профессию, дома даже не сажусь за монитор. Конечно, пробовал игры и симуляторы, но это абсолютно не то же самое, что самому придумать как усовершенствовать автомобиль, выйти на нем на трассу и побороться за реальную победу».

Соревнования Сергеев сначала посещал как зритель, но затем не выдержал - купил у школьников «Жигули». Как позже оказалось – гнилые…

«Три месяца переваривал кузов и восстанавливал «внутренности», чтобы машина хотя бы просто поехала, потому уже начал переделывать под машину для дрифта», - вспоминает он.

На ледяную трассу вышел в 2019 году. Говорит, что опытные пилоты приняли хорошо и вообще внутри сообщества царит дружеская атмосфера, которая всегда чувствуется и на тренировках, и на соревнованиях.

Кубок чемпионата стал первой крупной победой Игоря Сергеева, но она стоила спортсмену много нервов – на одном из этапов подвела коробка передач, которая грозила испортить и финальный заезд.

«Она внезапно захрустела, поэтому при каждом переключении думал – только не «отвались». А когда услышал, что меня назвали победителем соревнований - просто не поверил, - признался спортсмен. – Ведь раньше в Чите даже на «тумбу» (пьедестал – прим. ред.) ни разу не вставал. Конечно, очень обрадовался. Приятно, когда удается добиться успеха в любимом деле, это стимулирует к дальнейшему развитию. Мне хотелось бы совершенствоваться в дисциплине Time attack, но каждый год добираться своим ходом 2,5 тысяч км до автодрома и столько же обратно - довольно непросто. Особенно, когда твоей машине около 40 лет. Поэтому надеюсь, что в Чите в скором времени постоят собственную площадку».

фото Юрия Крячкова

«Хасанящих» на улицах можно превратить в спортсменов

Затронутая чемпионом тема уже давно волнует дрифтеров. Несмотря на то, что их объединения есть в трех забайкальских городах – Чите, Шилке и Нерчинске, и в каждом проводятся собственные соревнования, назвать количество пилотов Николай Арапов затруднился.

«Дело в том, что в Чите одни занимаются только летним, другие - только зимним дрифтингом, - объяснил он. - «Бессезонников», которые по теплу ездят на соревнования в другие города - всего четверо, включая меня. Это КМС по автокроссу, призер квалификации по дрифту в Красноярске Андрей Банщиков, а также очень перспективные спортсмены Алексей Казанцев и Александр Алферов. Конечно, возможность участвовать в заездах без длительных перерывов существенно сказывается на уровне мастерства пилотов. К сожалению, «дома» официальные соревнования мы можем проводить лишь в холодное время года. И то, благодаря подходящему климату и тому, что повезло с наличием водоема, на котором разрешено тренироваться. Это позволяет пилотам дешево обучаться дрифту и даже «встать на тумбочку» в конце сезона. Правда, снег для строительства бустеров все равно приходится собирать со всех ближайших котлованов».

А вот летний дрифт в забайкальской столице, по словам спортсмена, в последний раз проводился в 2019 году. С того времени краевые и городские власти только обещают выделить место для этого.

«На встрече с бывшим сити-менеджером Читы Александром Сапожниковым я озвучил две подходящие локации – на Высокогорье или на месте закрытого рынка напротив бассейна «Нептун» по улице Генерала Белика, - утверждает Арапов. - Через месяц нам отказали в обоих вариантах, но ничего не предложили. Поэтому молодежь и «хасанит» на улицах города».

фото Юрия Крячкова

Он не скрывает - тоже начинал с тренировок на дорогах общего пользования, но утверждает, что «прославившиеся» на весь край дрифтеры на «Театралке», гонявшие через площадь Ленина и парк в Краснокаменске не имеют отношения к сообществу.

«Мы постоянно ведем разъяснительную работу среди «своих» о том, что нельзя подвергать опасности жизни окружающих и в целом замарать репутацию читинских дрифтеров противоправным поведением, - отметил спортсмен. - Даже сняли короткометражку, чтобы показать молодежи, что уличные гонки ни к чему хорошему не приводят. Когда я вижу на дороге какой-то явно подготовленный для дрифта автомобиль с незнакомым водителем - всегда стараюсь остановиться и пригласить его, чтобы человек не катался по городу, а участвовал в соревнованиях. Талантливых пилотов-самоучек в Чите много, их надо собирать и тренировать, но делать это негде».

Николай Арапов уверен, что если появится хотя бы спецплощадка – в идеале с трассой - молодежь будет «жечь резину» там. Спортсмены же смогут проводить полноценные тренировки и соревнования, начнут работу по формированию команды.

«Потенциал в дрифтинге у забайкальцев очень высокий, - считает он. - Сейчас наша задача – приложить все усилия для развития этого вида спорта в крае. Чтобы мы не только ездили на соревнования по другим городам, а принимали в Чите пилотов из разных регионов и могли выставить против них своих молодых профессионалов».

фото Андрея Балаганского

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру