Информация о том, что читинская семья не может выехать из Таиланда, появилась 16 марта. Их рейс, запланированный на 12 марта, отменили. У забайкальцев не было средств на то, чтобы вернуться домой. «Уральские авиалинии» предложили им лететь по ранее купленным четырём билетам, но с доплатой — младшей дочери исполнилось два года, и ей требовалось отдельное место за 107 тыс рублей. После семью вывезли в Россию с пересадкой в Стамбуле.
- Данил, расскажите, что вы почувствовали, когда отменили первые рейсы?
- Запереживали, конечно, очень сильно. В такой ситуации мы оказались впервые. Решили сразу звонить в консульство. Там ещё не понимали, что происходит. Мы начали смотреть новости, чтобы разобраться, стало ясно, что надо несколько дней подождать, чтобы обстановка прояснилась. Но, конечно, первыми эмоциями были страх и непонимание.
- Что предприняли?
- Через несколько дней появилась информация, что надо зарегистрироваться на Госуслугах и скачать приложение, которое вообще не открывалось за рубежом. Мы регистрировались на российские номера друзей. Госуслуги открывались с трудом, но нам удалось собрать необходимые сведения. Многие поддались панике в первые дни и начали покупать билеты. Мы решили подождать, посмотреть, что будет дальше. Либо, образно говоря, 500 тысяч рублей израсходовать тут и прожить какое-то время, а после улететь на гуманитарном рейсе, либо моментально потратить. Начали штудировать интернет, смотреть паблики и чаты, писали туда и следили за ситуацией.
- Каким образом поддерживали связь с родными и друзьями в Чите? Как они отреагировали на сложившуюся ситуацию?
- С друзьями и родными в Чите общались по Viber и WhatsApp. В этом проблем не было. Родственники были спокойны, потому что по федеральным телеканалам говорили, что всех вывезут. Практически никто не переживал.
- Какое было отношение к вам, вашей семье и вообще к фактически застрявшим в чужой стране россиянам? Не происходило конфликтов?
- Таиланд очень мирное государство. У нас там вообще конфликтов никогда не было. Один раз незнакомая семья зашла в ресторан в белых футболках с флагами Украины и закричали: «Слава Украине!» Все молча продолжили кушать и всё. Один раз встретил американца, который вышел после массажа и сказал: «Не обслуживайте русских, они плохие». Я специально встал и ответил: «Ну, я русский. Следующая моя очередь». Начал говорить по-русски ему в лицо. Он спокойно развернулся и ушел. Там не вмешиваются в политику, там, в Таиланде, всё мирно и добро, всех обслуживают.
- А как сами россияне там себя ведут?
- Знаете, мы в отеле проживали как с русскими, так и с украинцами - все спокойно отдыхали рядом. Там даже не затрагивали политическую тему. Изредка, если кто-то выпьет, то, конечно, обсуждали. А так в бассейне дети одновременно плавали, купались спокойно. Нам не нужны были конфликты. Мы приехали отдыхать.
- После отмены рейса общались ли с вами лично какие-то официальные лица - представители консульства или авиакомпании?
- Нет, мы были подписаны на телеграм-канал генконсульства, звонили туда и нам ничего не говорили. Говорили, что нужно подождать. В итоге никакие официальные лица со мной не связывались, не предлагали помощь и не объясняли, как все решить. Нас слышали только волонтеры. Они действительно предлагали медикаменты, еще что-то, помогали советами и правовыми консультациями. Официальным лицам, я так чувствую, вообще было безразлично. В итоге помогли СМИ. Я вышел на журналистов из Екатеринбурга, чтобы они сделали запрос в «Уральские авиалинии». Потом понемногу дело начало двигаться.
- Что пожелаете соотечественникам, которые остались за границей?
- Мой совет тем, кто за границей: нужно как можно больше везде писать, чтобы привлечь внимание к этой проблеме, чтобы знали, что вы там. Ведь многие даже не подозревают, что за границей осталось столько людей. В чате сейчас находятся около 1300 человек и каждый - с семьёй. Это супруга, дети, то есть смело можно умножать на три. Получается, около 4000 человек там просто застряли и неизвестно, как им выбираться. Некоторые две-три недели ждут своего рейса. Многие уже психуют, покупают билеты. На это, наверное, и рассчитано.
Когда я стал ко всем обращаться, целью было привлечь внимание, а не то, чтобы нам собрали деньги. Хотел, чтобы чтобы «Уральские авиалинии» начали как-то шевелиться, поскольку «S7» сразу стал вывозить своих пассажиров и менять билеты. Вывезли лишь семьдесят человек. Это был один только рейс. А сколько там еще сейчас остаётся?
По данным Ростуризма на 25 марта, туроператоры вывезли из-за границы 90% своих клиентов. За рубежом оставались около 5,5 тысяч россиян. Большая часть из них находилась в Египте.