«Летящий», «адский» или унылый: как свергли памятник троллейбусу в Чите

Мнение автора скандального арт-объекта, позиция мэрии и советы читинцев

Троллейбусное управление Читы под напором критики СМИ и соцсетей заменило арт-объект «Летящий троллейбус» заводской моделью 1993 года выпуска и горожане… снова разделились на два лагеря. «Отправляйся в Ад!» - напутствуют одни комментаторы свергнутый с пьедестала памятник. «Верните Безумного Макса», - причитают другие.

«МК в Чите» узнал мнение автора скандальной работы о ее замене, позицию администрации и предложения читинцев по совершенствованию уже нового варианта мемориала.

Мнение автора скандального арт-объекта, позиция мэрии и советы читинцев

Напомним, подарок горожанам в честь 50-летия со дня запуска читинских троллейбусов управление преподнесло в октябре прошлого года – возле депо в микрорайоне Северном появилась композиция из кованного «счастливого билетика» и арт-объекта, который за несколько месяцев прославился далеко за пределами Забайкальского края как «адский».

«Первоначальный замысел заключался в том, чтобы показать энергию движения троллейбуса, его скорость, устремленность вперед. К сожалению, не все жители нашего города приняли эту концепцию, и очень многие отнеслись к ней резко отрицательно», - говорится в ответе администрации на официальный запрос «МК в Чите».

Автор композиции, известный местный кузнец Вячеслав Легенький, также сделавший аиста с новорожденным у городского роддома, группу арт-объектов возле кинотеатра «Удокан», мотоцикл на ул. Пушкина, рояль у КДЦ «Родины» и еще множество малых архитектурных форм, видит феномен превращения «летящего» троллейбуса в «адский» так: «Я сделал и передал в управление несколько вариантов дизайна. Один, например, был из стальных прутьев, но он нам показался хрупким. Среди эскизов был и «летящий», который выбрали заказчики. Работа была несложной, помогали сотрудники управления, но затратной по времени, так как все происходило не в моей кузнице, а на территории депо. Что касается цвета, я представлял, что корпус троллейбуса будет в традиционной для моих работ технике патины на золоте. Так что черный был базовым цветом, его просто поторопились выставить на пьедестал. Может, стоило, как в других странах – до торжественного открытия обносят такие объекты временным ограждением, чтобы люди не видели их в неготовом виде. Подсветить, как следует… Конечно, он был еще страшненький, из-за этого и началось… «адский».

Однако Лёгенький к такой оценке своей работы относится философски – считает, что всем не угодишь.

«Что ни делаешь, всегда находятся недовольные. Сколько мне писали про скамейки (иллюстрирующие разные жанры кино – прим. ред.) возле «Удокана»… Называли их «кладбищем железяк» и так далее. Но я это спокойно воспринимаю, - признался он. - С другой стороны, звонили из Новосибирска, из зауралья, удивлялись, потому что им очень понравилось. Знакомый из Германии сказал, что в отличие от много того, что устанавливают заграницей, вложенная в троллейбус идея понятна».

Однако директор управления Денис Ишенин, по словам Лёгенького, принял мнение недовольных горожан близко к сердцу и предложил покрасить арт-объект в золотой цвет. Судя по реакции соцсетей, не помогло…

Второй волной критики в информпространство вынесло позже опровергнутое администрацией заявление о том, что готовился третий вариант оформления многострадального памятника – в стиле французского дома моды Louis Vuitton. Поток новых мемов, видимо, привел руководство предприятия в полное отчаяние, и в июне арт-объект исчез.

«Мне об этом рассказала мама, которая увидела, как его демонтируют. Меня никто не предупреждал, но это их дело. Конечно, немного обидно, что убрали. Все-таки добились «диванные критики» своего. Скорее всего, пустят на металлолом…» - отметил автор.

Видимо, будущее почти всероссийской знаменитости, действительно печально, потому что в администрации Читы на этот вопрос пояснили лишь, что сейчас арт-объект находится на территории депо. Между тем, некоторые пользователи соцсетей уже сокрушались, что «оставили город без достопримечательности» и предложили установить его на КСК, как символ «вечного прожекта» троллейбусной линии в этом направлении.

фото пресс-службы администрации Читы

А вот также пропавший «счастливый билетик» установят обратно, как только погода позволит благоустроить территорию мемориала вокруг нового экспоната, заверили в управлении.

«Отбегавший» по Чите 27 лет ЗИУ-682Г №210 в заводской окраске возвели на постамент 9 августа. Одни немедленно умилились привычным видом общественного транспорта, других, он, наоборот, расстроил. «Скучища! Адский был все-таки нестандартным», - отозвался читатель ИА «Чита.Ру». «Ааа, опомнились, а поздно уже. Смотрите теперь на эту безликость», - ответили ему. «А в старом кузове, неужели не сохранился первый троллейбус Читы? – поинтересовался участник группы «ЧВК» ВКонтакте. - Это бы было еще романтичней, особенно для жителей Читы, которые помнят, как ждали первый тралик, чтобы на нем проехать!» Другие озаботились судьбой «пенсионера»: «Главное, чтобы ему чей-нибудь отпрыск окна не разбил, как у нас в Чернышевске у тепловоза все разбили» (имеется в виду установленный в парке локомотив М62).

Есть и те, кого не устраивает вид мемориала в целом: «Памятник делает его среда. А что вокруг? Стоптанный газон и под «памятником» постамент с плохой плиткой. (…) Нужно как-то создать атмосферу вокруг памятника, чтобы люди приходили, фотографировались. Написать какие-то исторические факты о троллейбусах в Чите или имена героев труда, кто в этой сфере отличился. Чтоб было интересно». Еще предлагают провести свет в салон троллейбуса и зажигать его по вечерам вместе с фарами.

Ну, и конечно, ни одна «ветка» обсуждений не обходится без вопроса: сколько было потрачено на изготовление-монтаж-покраску-перекраску-снос-установку-реставрацию? В управлении уточнили, что все перемещения обеих машин производились силами коллектива, а администрация подчеркнула -  связанные с этим затраты несло исключительно предприятие и из читинского бюджета средства не привлекались. Все остальные финансовые подробности, по мнению властей, являются «предметом коммерческой деятельности предприятия, соответственно относятся к конфиденциальной информации». Ответ, на взгляд автора статьи, весьма спорный, учитывая, что управление подчинено муниципалитету, его руководство регулярно жалуется на убытки и просит финансовой помощи... из бюджета.

Вячеслав Лёгенький, напротив, не скрывает, что получил за свою работу в пределах 100 тыс рублей и эта сумма, по его словам, кратно меньше, чем берут за подобные арт-объекты в других городах.

«Для меня главное, что обращаются, возможность порадовать горожан. Чтобы на те же скамейки у «Удокана» или мотоцикл приходили мои, ваши дети посидеть. Что касается троллейбуса - это моя идея, я ее реализовал и горжусь этим. А что она такой шум наделала... Встречаешься с людьми, они не знают другие мои скульптуры, а троллейбус знают все, - рассмеялся Вячеслав Лёгенький, при этом подчеркнув, что не собирался и не намерен в будущем работать на антирекламу. – Ну, так получилось».

«МК в Чите» предпринял две попытки, чтобы узнать и мнение руководителя администрации Читы Александра Сапожникова по поводу троллейбусных метаморфоз. Но оба запроса с просьбами поделиться личным взглядом на ситуацию сити-менеджер проигнорировал. Первый, судя по указанному исполнителю, переадресовал директору троллейбусного управления Денису Ишенину и лишь поставил внизу свою подпись. Даже не смутившись тем, что ответы на 10 вопросов уместились в шестистрочный абзац. Автором второго оказалась исполняющая обязанности заместителя руководителя администрации по аппарату Марина Казакова. Что ж, учитывая отсутствие (по крайней мере, в распоряжении редакции) собственного мнения Сапожникова, делимся позицией Марины Анатольевны: «Что касается критики в адрес автора необычного для нас арт-объекта, стоит отметить следующее: не следует быть категоричным в суждениях по отношению к художнику и его видению, но мнение людей сыграло свою роль». Положительную или отрицательную, каждый решает для себя.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру