Контроль во благо
Казалось бы, что могут оценить общественники, добровольцы, зачастую люди без специального образования? Но каждый из нас, не являясь ни специалистом, ни экспертом в технических вопросах может оценить, например, адекватность выбора места расположения спортивной или детской площадки, устойчивость конструкций. Увидеть полную картину по всему краю глазами родителей, бабушек и дедушек и обсудить ее со специалистами, чтобы дети играли, радовались и были в безопасности.
Следуя федеральному закону Общественные палаты в районах взялись вместе решить такую задачу при координирующей роли ОП Забайкальского края. На базе краевой палаты составлены и предложены алгоритм организации и проведения мониторинга и итоговая анкета, в которой предлагалось оценить основные характеристики вновь построенного объекта. Сводные данные по всем площадкам (и детским, и спортивным) сейчас поступают от тех, кто начал работу. Они анализируются в краевой палате.
Однако даже не промежуточный итог представляет наибольшую ценность в этом действе. Наиболее важно то, что подрядчики, местные власти и жители начинают понимать, что нет ни шила, ни мешка, в котором можно его утаить, а есть общее желание сделать честно свою работу и радоваться вместе с детьми меняющемуся миру.
Так долго муниципальные власти привыкали выживать, что просто разучились мечтать, мыслить большими проектами и пошагово понимать, как осваивать миллионы, десятки миллионов и достигать намеченных результатов. Поэтому вполне ожидаемо и объективно возникла ситуация, что в этом году те, кто не убоялся и рискнул – руководители разных уровней – допускают ошибки.
Каждый этап имеет свой хронометраж. Чуть замешкался, попытался разобраться (делая многое впервые), и снежный ком бумаг превратился в сложный выбор: устанавливать детские площадки зимой, и тогда качество работы будет сложно достижимо, но освоенные деньги дадут возможность повысить планку на следующий год и пойти уже проторенным путем, или войти в туманность противостояний, давления подрядчика, судебных историй и прокурорских проверок, наблюдая со стороны, как другие двигаются дальше. Отказался подписать акт выполненных работ и… туманность противостояний, давление подрядчика… Разница в уровне ответственности, но виноват окажешься в любом случае.
Общественный контроль на всех этапах должен стать рычагом, который поможет выйти из этого круга. Открытость и публичность принятия решений на всех этапах даст возможность сделать правильный выбор и достичь конечного результата.
Общественники могут подключиться на этапе определения места, там, где муниципалитеты обращались к жителям, как в городе Петровске-Забайкальском, замечаний не возникает. Председатель Общественной палаты этого города Кристина Рудницкая высказала предложение начинать обсуждения с выбора госпрограмм с совместными оценками рисков и приоритетов. В составе группы мониторинга там работал председатель местного совета депутатов, что дало возможность выйти и на вопросы бюджетных решений.
Реальная работа
Взаимодействие с общественниками, которые наделены полномочиями по контролю, для исполнителей госзаказа удовольствие, думается мне, не из приятных. Но работу эту проводить нужно. О том, как проходил мониторинг качества установки площадок, на круглом столе рассказал глава Общественной палаты Читы Эрик Сангин.
Деятельный и ответственный руководитель муниципальной палаты серьезно отнесся к поставленной задаче и побывал на всех городских объектах. Стоит подчеркнуть, что ездил он не один, а вместе с подрядчиками и руководителями районов (или их заместителями), экспертами, чтобы на месте обозначить недочеты, которые могли допустить случайно или в силу каких-то обстоятельств.
Основные претензии, появляющиеся у общественного контроля к новым объектам, касаются места расположения, качества самих конструкций, времени выполнения работ. Не без оснований активисты предполагают, что бетон, залитый в холодное время года, очень быстро даст трещины и придет в негодность. А этот вопрос напрямую связан с жизнью и здоровьем детей.
По словам Эрика Сангина, некоторое непонимание возникало между участниками рейдов в самом начале работы, но к завершению мониторинга таких случаев уже не было. Честность подходов привели к осознанию, что лучше на ранних этапах прислушаться к мнению общественников и устранять недостатки, чем оказаться с предписаниями контрольно-надзорных органов.
У главы Общественной палаты города есть претензии и к самими жителям: на новой детской площадке в Черновском районе неизвестные выломали урны и перевернули лавочки. Что это? Дух противоречия? Менталитет? Какие вопросы у людей могут быть к действующей власти, если сами же люди уничтожают то, что делается для них?
Отдельные вопросы есть и к администрациям районов города, которые подчас выдают участки под спортивные и детские площадки без какой-либо функциональной логики: в местах где объект не будет пользоваться спросом, в местах, приближенных к свалкам или проезжей части, на участках со сложным рельефом.
В ходе обсуждения выступления Эрика Сангина прозвучало предложение о подключении общественников не на финальном этапе строительства объектов, а значительно раньше – в момент планирования и выбора земельного участка. Тогда, по мнению участников встречи, удастся избежать многих проблем.
Члены общественных палат предложили продолжить мониторинг, дополнив его несколькими этапами с интервалом в 4– 6 месяцев. Первый мониторинг начался в декабре 2019 года, второй планируется мае-июне 2020, третий – в конце года. Такое решение принято, чтобы максимально полно оценить качество установки объектов и условия их эксплуатации. По итогу этой работы местным властям и подрядным организациям будут выданы рекомендации по устранению тех или иных проблем, что позволит в дальнейшем «не наступать на те же грабли».
Чтобы было лучше
Надо отметить, что сейчас общественный контроль становится всё более привычной формой взаимодействия между властью, исполнителями и людьми. В Общественную палату поступают предложения от министерств, ответственных за освоение денег по различным программам, с просьбами провести мониторинг исполнения тех или иных работ. К сожалению, число сотрудников в ведомствах крайне ограничено, и охватить все объекты, возведенные в этом году, они не могут физически. На встрече об этом говорили представители Службы заказчика и Минспорта края.
Нельзя сказать, что эта работа четко отлажена, но понимание того, как это делать, какими ресурсами, и какую пользу общественный контроль может принести и населению, и власти, уже есть. Если правильно пользоваться этим ресурсом, то градус недовольства населения будет в разы ниже, качество работы будет расти, а контрольно-надзорные органы лишатся части рутины.
Первый этап большой совместной народной работы по обследованию спортивных и детских площадок идет. Декабрьские морозы и предновогодняя суета не помешали завершить мониторинг 11 муниципальным общественным палатам. Некоторые, как читинская, оформляют отчет, а он, кстати, выражается ни только в анкетах и фотографиях, сданных в краевую палату, но и в публикациях в соцсетях и СМИ, что сразу было предложено как «гражданский щит». Можно говорить об успехе мониторинга хотя бы потому, что в эту работу включились практически все муниципальные палаты, а они есть во всех районах края.
«Общественный контроль сейчас – это не попытка уличить кого-то в недоработках или огрехах, не желание немедленно наказать, но стремление помочь сделать работу качественно. Мы исходим из того, что и бизнес, и власти, и общественники хотят подарить детям радость и возможность поверить в силу единства взрослых», - подвела итоги круглого стола председатель Общественной палаты Наталья Дроботушенко.