Скальпелем по генплану, или Как в Чите зодчего призывали

Но имени так и не назвали

Минувшая рабочая неделя в администрации краевого центра завершилась очным этапом «Забайкальского призыва» сразу на две должности с приставкой «главный» - архитектора и художника. В финал прошли шесть соискателей, которые при мэтрах профессии и оценочной комиссии выполнили четыре задания. Однако назначений пока не произошло. «МК в Чите» побывал на конкурсе и выяснил имя наиболее вероятного претендента на один из постов.

Но имени так и не назвали
фото "МК в Чите"

Субботник, свадьба или картошка?

«Возможно, никто из них и не станет главным архитектором», - в самом начале отметила курирующая проект «Забайкальский призыв» помощник председателя правительства края Ольга Соколова. От асессоров она пообещала оценку управленческих способностей, мышления конкурсантов и создание рейтинга с рекомендациями по усилению их слабых сторон. Проверку профессиональных навыков оставили экспертам: главному архитектору Забайкальского края Василию Миронову, почетным архитекторам России Николаю Бунтовскому и Валерию Логунову, и.о. председателя комитета градостроительной политики Читы Денису Ярушину и руководителю аппарата горадминистрации Елене Часовитиной.

Первым заданием стала… организация экологического субботника. Двум группам призывников предложили представить: они – недавно назначенные, но авторитетные руководители, которым надо сплотить коллектив неформальным мероприятием. Однако сами подчиненные порядком вымотались после напряженной рабочей недели и тратить законный выходной на уборку общественных пространств желанием не горят. Двое вообще отпрашиваются. Одна - на свадьбу родственницы, другой – на уборку картофеля.

Первая тройка – экс-главный архитектор Карымского района, а ныне начальник отдела планирования территорий комитета градостроительной политики Читы Елена Медведева, графический дизайнер Тимур Доржиев и живописец с опытом работы в Приморье Андрей Крапива – решили пригласить на субботник три поколения семей сотрудников. По их задумке, пока взрослые убираются, бабушки и дедушки поблизости будут весело проводить время с внуками, а закончится все чаепитием.

Николай Сахаров, Юлия Жендаева и Арина Шаравина. фото "МК в Чите"

Вторая группа - главный архитектор проектов ООО ПСФ «Ардис» Арина Шаравина, инженер без архитектурного образования Юлия Жендаева и ведущий архитектор «ВНИПИ промтехнологии» Николай Сахаров – ограничились родителями с детьми. При этом к собравшейся на свадьбу подчиненной подошли с пониманием – если общественное и семейное мероприятия совпадают, надо отпустить, а вот к огороднику отнеслись строго - «картошка не перезреет», можно и на неделе отгул взять.

фото "МК в Чите"

Не проявили участники особой оригинальности и в составлении портрета жителя забайкальской столицы. Все признали – читинцы хотят жить в комфортной и красивой среде. Разве Елена Медведева уточнила, что в зависимости от возраста каждый понимает эти два термина по-своему – одни радеют за реставрацию памятников деревянного зодчества, другие – за современные арт-объекты. Арина Шаравина взглянула на вопрос с позиции «социальной справедливости» - обеспечения инфраструктурой окраин, при этом заявив, что «для горожан аллея деревьев стократ ценнее 110-го торгового центра».

 

Арка цесаревича, фонтан на колодцах и «страшный ужас»

Колористический проект Арины Шаравиной по ул. Ангарской. фото "МК в Чите"

«Унылая, однообразная, серая среда не несет в сердца и души людей вдохновение и радость… а должна нести!» – продолжила Арина Шаравина на презентации собственного проекта развития улицы Агарской.

Представить свой план по преображению расположенной там инфраструктуры поручили троим призывникам. Столько же получили задание по улице Чайковского.

Шаравина отметила, что с одной стороны на углу улиц Полины Осипенко и 9 Января в глаза бросаются дома-«близнецы» из красного кирпича постройки 80-х годов, с другой – засилье блеклых типовых многоэтажек. Она указала на необходимость разработки колористических паспортов читинских улиц и предложила разбавить традиционные пастельные тона фасадов зданий «не наглыми», но свежими оттенками зеленого – мятным и фисташковым или лавандовыми и бледно-багуловыми цветами. Яркие здания, по мнению архитектора, должны возникать перед прохожими с определенной периодичностью и «создавать ритм без скатывания в пестроту». Кирпичные и покрытые оштукатуренными «шубами» дома надо очистить от накопленной десятилетиями грязи.

Проект Арины Шаравиной по реконструкции триумфальной арки на ул. Ангарской. фото "МК в Чите"

Далее Арина Шаравина обратилась к истории – напомнила, что в дореволюционное время 6 кварталов Ангарской в районе нынешнего супермаркета «Каравана» занимал Покровский женский монастырь. Она сообщила, что поблизости уже отведено место под часовню святой преподобной мученицы, княгини Елизаветы Федоровны. Кроме того, предложила в стилизованном виде восстановить триумфальную арку на пересечении улиц Баргузинской и Ангарской, которая была построена в честь пребывания в Чите цесаревича Николая Александровича.

Проект Тимура Доржиева по ул. Ангарской. фото "МК в Чите"

Тимур Доржиев объявил, что приоритет при развитии Читы необходимо отдавать пешеходам. Обосновал следующим образом: «Чем больше машин, тем больше для них надо строить дорог, расширять дорожную инфраструктуру, которую вечно расширять невозможно». На его взгляд, участок проезжей части между улицами Столярова и Красноярской надо сделать пешеходной зоной, установить там «сухой» фонтан, качели, скамейки и высадить кустарник. Николай Бунтовский поинтересовался, чем это место будет притягивать читинцев и автор проекта предложил открыть там небольшие торговые точки. Тогда ему указали на наличие прямо возле дороги целого ряда законно построенных капитальных гаражей, доступ к которым окажется перекрыт, и на то, что находящиеся рядом супермаркеты отнимут у новых павильонов весь трафик.

Денис Ярушин надавил на болевую точку благоустройства, отметив, что на фото посреди проезжей части виден колодец и спросил, каковы решения по обслуживанию коммунальных сетей. Тимур Доржиев признался, что этот вопрос не проработал и навскидку предложил уложить вместо асфальта бетонные плиты, а затем и вовсе «передвинуть техсети в более удобное место».

ул. Ангарская. фото Тимура Доржиева

Андрей Крапива бегло прошелся по Ангарской замечаниями, сравнив ее озеленение с «диким лесом, в котором стоят жилые постройки». Дороги назвал послевоенными, состояние фасадов зданий – удручающим, а уличную рекламу «живущими собственной жизнью дебрями».

Далее художник сконцентрировался на библиотеке им. Пушкина. Первым делом раскритиковал «страшный ужас» в виде не вписывающейся в общий облик здания вывески «Точки кипения» и скрывающего перила крыльца баннера. Много внимания уделил «раз и навсегда» закрепленным под кровлей светодиодным снежинкам. «Накинутую» по обеим сторонам фасада «шубу» назвал загрязненной и предложил спрятать ее под большими декоративно-информационными панно со вставками, изображающими сюжеты пушкинских сказок и содержащими информацию о проводящихся в учреждении мероприятиях. Затем перешел к «плоскому» фасаду, где, по его мнению, надо цветом выделять рельефные элементы, а вот восстановленные по историческим фото настенные фонари предложил «хотя бы белым покрасить», чтобы «как дыры не смотрелись». Вердикт из уст Крапивы прозвучал неутешительно: «полная безвкусица во всем фасаде». Эксперты, впрочем, тоже не стали церемониться и напомнили живописцу, что задание касалось стратегического видения развития всей улицы.

 

QR-коды – зданиям и бетонные вазоны – детям

Тимур Доржиев и Андрей Крапива. фото "МК в Чите"

Николай Сахаров предложил нанести QR-коды на все исторические здания ул. Чайковского, чтобы дать возможность владельцам смартфонов быстро находить в интернете информацию об этих объектах. Кроме того, похвалил две инициативы: Нерчинска с указанием на табличках «двойного» названия улиц - до и после их переименования, а также художественного оформления закрывающих узлы связи «шкафов». Затем перешел к установке скамеек напротив «Родины» и возле гимназии №4. Завершил необходимостью ограничить этажность новостроек, которые располагаются возле исторических зданий. Жильцов же деревянных памятников архитектуры перед реставрацией настойчиво рекомендовал администрации полностью расселять или выкупать у них квартиры.

Юлия Жендаева считает, что надо «все делать для людей», а люди, на ее взгляд, особенно желают аллей и парков. Видимо, поэтому она решила детально разобрать запущенность зеленой зоны в границах улиц Пушкинской и Ленинградской – от ослабевшего корнями дерева до протоптанной людьми «тропиночки». Архитекторам пришлось напомнить призывнице о задании. Не помогло. Жендаева продолжила мелкими шажками продвигаться по улице, уделив внимание «плиточке», облупившимся фасадам, предложила очистить от извести «бельмо на глазу» - лестницу возле Спасо-Преображенского храма, там сделать ступеньку, здесь поставить скамейки... Ливневые стоки вывести с тротуаров на проезжую часть «и пусть себе дальше бежит». Фасады музыкальной школы им. Б.Г. Павликовской оформить граффити на музыкальную тематику.

Асессоры. фото "МК в Чите"

«Вы показывали множество картинок - взяли откуда-то из интернета. А мы, архитекторы, смотрим полностью планировочное решение», - не вытерпел Валерий Логунов, потребовав уточнить – различает ли конкурсант понятия «сквер» и «парк». Точного определения не добился и сам объяснил разницу.

Денис Ярушин предположил, что автор проекта наверняка обратила внимание, что территория между улицами Красноармейской и Мостовой перспективна для развития. Соискательница согласилась, тут же предложив разбить там парк. «Опять «парк»… - огорчился Логунов. – Не путайте, пожалуйста, понятия. При ОДОРА есть парк, и то его так с натяжкой можно назвать». Николай Бунтовский в свою очередь спросил, анализировала ли Юлия Жендаева развитие транспортных путей и «красные линии» улицы. Последний термин он также пояснил. Экзаменуемая призналась, что эти вопросы не решала, зато неожиданно предложила провести среди учащихся художественных школ конкурс на лучшее оформление появившихся летом на улицах бетонных вазонов.

Елена Медведева указала на необходимость реставрации памятников архитектуры и превращения ул. Пушкина в пешеходную зону, которая бы объединяла площадь Пограничников, парк ОДОРА, сквер по ул. Чайковского и кинотеатр «Удокан». Рекомендовала избавить фасады зданий от визуального мусора, создать «зимний» вариант оформления фонтана возле «Родины», увеличить количество точек притяжения и уличной мебели.

 

«Обкушенные «Черемушки», голубая мечта и «генплан деградации»

Денис Ярушин, Валерий Логунов и Николай Бунтовский. фото "МК в Чите"

Но, пожалуй, самым серьезным испытанием для претендентов стал аудит проекта исполнения генплана. От первой тройки выступила Арина Шаравина, подчеркнув туристический потенциал зоны площади Декабристов и района Банного озера, необходимость развития города в северном направлении и решения проблемы загрязнения Кенона. Ситуацию с Центральным кладбищем группа назвала катастрофической, указав, что захоронения уже распространились на Читинский район, и предложив создать крематорий.

«Аэродром «Черемушки» «обкусили» дорогой с южной стороны, которая прошла по его инфраструктуре, - в числе прочего указала Шаравина. - Тогда надо получать согласование военного министерства, чего пока сделать не получается, потому что броня, как известно, крепка и танки наши быстры. Застроенными показаны два зеленых участка – по ул. Шилова и квартал в границах ул. Горького - Ленинградской».

Конкурсанты у проекта генплана. фото "МК в Чите"

Представитель команды конкурентов Елена Медведева, наоборот, отметила «хорошо выполненный проект» генплана. Предложила расселять ветхое и аварийное жилье путем создания этнической деревни, куда можно перенести памятники деревянного зодчества для освобождения территорий под новостройки. Упомянула необходимость создания транспортно-логистического комплекса – связки железнодорожного, автомобильного и гражданского транспорта.

«Наша голубая мечта – превращение места слияния рек Читы и Ингоды в зону отдыха. Там по генплану промышленная территория, а должна быть инфраструктура для туризма. Может быть, в далекой-далекой перспективе – перенос ТЭЦ-2», - заключила Медведева.

Далее у Валерия Логунова, который настойчиво попросил объяснить, с чем все-таки связана необходимость изменения главного градостроительного документа, произошла дискуссия с Ариной Шаравиной. Последняя в итоге заявила: «Если генплан 2011 года был планом стагнации, то это - план деградации. Я не знаю, кому надо навязывать его согласование». Елена Медведева начала отстаивать проект, указав, что предыдущим не были установлены границы населенного пункта, с чем архитектор согласился. Кроме того, она подчеркнула, что «жилая застройка была показана на военных территориях».

 

Должен ли главный архитектор понимать генплан?

Ольга Соколова и асессоры. фото "МК в Чите"

Василий Миронов обратился к участникам с пожеланием услышать не только критику, но и «хотя бы одну «прорывную идею» по совершенствованию генплана. Однако тут в диалог вступила Ольга Соколова с замечанием, что «мероприятие заточено на другое».

Коллегу поддержал Николай Бунтовский, указавший на то, что обсуждение главного документа было «скомканным».

Соколова ответила, что при проведении отбора на должность министра сельского хозяйства края тоже не рассматривались вопросы животноводства или растениеводства, и ей все равно, умеет ли министр здравоохранения зашивать раны или нет, «главное, чтобы учреждения в «кредиторку» не ушли».

«Никто в центре оценки не рассматривает профессионализм кандидатов. Профессионализм рассматривается на собеседовании, когда вы выбираете одного-двух человек. Мы нацелены на мышление и управленческие качества - для нас сегодня это было видно. (…) Ключевые компетенции главного архитектора, наверное, это критические мышление, управление рисками. Разбираться в генплане – это здорово, но это потом», - пояснила куратор кадрового проекта.

Валерий Логунов тоже попытался донести, что основная задача главного архитектора - реализация генплана, а этому было уделено мизерное время, и мало кто из претендентов достаточно знает о документе. Кроме того, не были представлены работы участников.

«Кто ж вам запрещает? Если вы ставите ставку на какого-то участника, пожалуйста, все телефоны есть», - парировала Соколова.

Экзаменаторы сошлись во мнении - процедура отбора только началась. Ничего определенного «МК в Чите» не сказал и Денис Ярушин. Он предположил, что «никаких быстрых решений» принято не будет и даже не исключил второй «Забпризыв» на вакантные места. Хотя в разговоре, который состоялся 26 сентября, уточнил - наиболее вероятным кандидатом на пост главного архитектора из этих финалистов, с его точки зрения, является Елена Медведева.

Остается надеяться, что власти со всей ответственностью подходят к выбору чиновника, от которого будет зависеть развитие города. Запомнилась фраза Николая Бунтовского, сказанная после заявления о министре здравоохранения, который не обязан разбираться в медицине. Ее смысл сводится к следующему - если неподготовленному человеку дать в руки скальпель, он не спасет, а зарежет пациента. Очень бы не хотелось, чтобы над Читой нависли тени таких «хирургов».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру