Французский реп от русского солдата под скрипку
- Фестивалю три года, два из которых наша страна проводит специальную военную операцию, и ваша патриотическая позиция в этом плане хорошо известна. С начала СВО у вас в ЛНР и ДНР прошло множество выступлений, а сколько их было непосредственно в зоне боевых действий?
- После 130 концертов перестал считать. Я выступал в каждом из новых регионов России и почти по всей линии фронта. Недавно вернулся из 25-й поездки туда.
- Насколько близко при этом проходили бои?
- По-разному, рекорд – от 500 метров до километра непосредственно от линии боевого соприкосновения. Конечно, много концертов было и в тыловых районах, «располагах», военных госпиталях и так далее. Играл и в окопах, и на передовой под «аккомпанемент» стрелковых орудий. Например,10 апреля 2022 года мы давали первый концерт в еще неосвобожденном Мариуполе, в полутора километрах от нас шли тяжелейшие бои. А через месяц, 9 мая, – один из лучших дней в моей жизни! – вместе с Тамерланом Тедеевым отыграли восемь концертов за день. Четыре из них прошли на передовых позициях батальона, который находился на расстоянии меньше километра от боевых позиций ВСУ.
- Насколько это страшно и эмоционально тяжело или во время исполнения полностью отдаетесь музыке и уже неважно, что происходит вокруг?
- Никогда во время игры на скрипке не испытывал страха от происходящего вокруг. Есть видео одного из концертов на передовой, когда я исполняю «Чакону» Баха, стоя на бронированной машине, и слышно, как метрах в двухстах от нас прилетают минометные снаряды. Но для меня и для ребят, которые слушали музыку, в тот момент шел концерт, а не боевые действия.
- Просили ли когда-нибудь бойцы сыграть что-то не из вашего классического репертуара?
- Почти такой же вопрос мне задал президент РФ Владимир Путин на встрече в Общественной палате России. На скрипке исполняю исключительно классику, это моя принципиальная позиция как академического скрипача. А если просят что-то другое – повеселее или военные песни - то я еще владею художественным свистом.
В нашей стране ассоциации с этим эстрадным жаром разные, в основном негативные: «не свисти – денег не будет» или «свистунов – на мороз». Но на самом деле художественный свист – настоящее высокое искусство, и мой крест – объяснять это людям. Сосвистеть могу все, что угодно.
- И что же бойцы просят сосвистеть?
- По-разному, но в основном наши великие военные песни – «Смуглянку», «Катюшу», «Синий платочек», «Прощание славянки»…
- Встречали ли вы среди бойцов музыкантов, которые включались в концерты?
- Однажды был прекрасный опыт! Я приехал перед наступлением российской армии, и на одной из позиций под аккомпанемент скрипки молодой замполит с позывным «Туча» зачитал реп. Причем, на французском. Оказался переводчиком, владеющим четырьмя языками. Среди наших бойцов много талантливых ребят.
Бьемся на культурном фронте
- А о чем беседуете с военными после концертов?
- О разных вещах – от ситуации на поле боя до совершенно отвлеченных тем. Конечно, в основном говорим о Победе, о том, чем можно помочь. Все эти годы мы привозим им на передовую бронежилеты, беспилотники, тепловизоры, защитное снаряжение…
При этом бойцы иногда спрашивают, что происходит на культурном фронте. И я честно отвечаю, что ситуация ничем не лучше, а, может, бывает и хуже, чем на линии военного соприкосновения. Но мы бьемся, и здесь победа тоже будет за нами!
- Можно подробнее про эту «битву»?
- Совершенно очевидно, что 24 февраля 2022 года часть творческой интеллигенции, так называемые кумиры, вонзили нож в спину собственному народу, стране и армии. До сих пор у нас в искусстве, в культуре, есть мощнейшая прозападно ориентированная группировка.
Но я думаю, что начавшиеся изменения к лучшему приняли необратимый характер, хотя идут не так быстро, как хотелось бы. Это касается не только музыки, но и литературы, кинопроизводства… Конечно, большинство наших музыкантов – это люди, которые любят Родину. Знаете, сколько коллег обращалось даже ко мне, с просьбой помочь им организовать поездку на Донбасс? Огромное количество! Но с медийной точки зрения такие патриоты всегда находились в меньшинстве.
- Именно такие музыканты соберутся на фестивале имени Олега Лундстрема в Забайкалье.
- Безусловно. У нас при отборе действует «двойной фильтр»: первый – профессиональный, второй – ценностный и мировоззренческий. Поэтому в фестивалях участвуют не просто выдающиеся и всенародно любимые артисты, а деятели культуры, которые искренне любят свою Родину.
Новая грань и культурная «бомба»
- Чем третий фестиваль будет отличаться от предыдущих?
- Концепция останется неизменной, потому что она уже многогранна – как личность самого Олега Леонидовича. Все знают, что Лундстрем был великим джазменом, но он был еще и классическим пианистом, скрипачом, оперным симфоническим дирижёром и – вы не поверите! – архитектором. Он окончил факультет архитектуры французского Высшего технического центра в Шанхае. Эту грань фестиваль пока не затронул, но мы стремимся восполнить пробел.
Помимо прочего, Олег Леонидович был просвещенным патриотом своего Отечества. Он говорил: «Я хочу сделать лучшее, что могу, для своей Родины». Поэтому в нашем фестивале всегда есть тема любви к России.
- И каким образом вы собираетесь отразить архитектурный талант Олега Лундстрема?
- Мы разговаривали на эту тему с губернатором Забайкальского края Александром Осиповым. Я убежден, что филармонии имени Олега Лундстрема необходим новый концертный зал с хорошей акустикой. Посмотрим, может, мы когда-нибудь дойдем и до таких потрясающих преобразований.
- А каких сюрпризов слушателям ждать от программы фестиваля?
- Вот ее масштаб в этом году действительно беспрецедентный. Вдумайтесь – в Чите и в девяти районах края проходят 19 концертов, спектаклей, выступлений и встреч Никиты Михалков, Юрия Башмета, Дениса Мацуева, Игоря Бутмана, Ларисы Долиной, Ольги Кормухиной, Полины Агуреевой, оркестров Олега и Леонида Лундстремов, Донецкого симфонического оркестра… Проходит огромная Международная образовательная программа!
Изюминкой и завершающим аккордом станет отдельный проект, который мы специально вынесли за рамки основной сентябрьской программы и поставили его на 4 ноября. В День народного единства в Чите прозвучит мировая премьера концерта-симфонии «Русскому Донбассу» (12+), написанной специально для фестиваля, в исполнении Донецкого академического симфонического оркестра и оркестра Олега Лундстрема. Это монументальное произведение молодого композитора Алексея Сергунина, которое посвящено «Оркестру Непокоренных» и в какой-то степени вашему покорному слуге. Алексей задумал его после того как в прошлом году вместе со мной побывал в Волновахе и Донецке. Я рассчитываю, что после премьеры этот концерт-симфония будет звучать на всех крупных площадках нашей страны и станет в хорошем смысле культурной «бомбой» федерального масштаба.
- Нельзя не сказать о еще одном направлении - второй год вы представляете на фестивале и юных музыкантов.
- Да, их выступления проходят в рамках нашей международной образовательной программы. В Читу на сей раз прибыли более 70 талантливых детей-музыкантов по специальностям: фортепиано, виолончель, скрипка и хор. Ребята собрались из районов Забайкалья, из Монголии, из Старобешевского округа ДНР и из других регионов России. В прошлом году многие из них впервые вышли на большую сцену именно в Забайкалье.
И это не единственное молодежное направление творческой мастерской Леонида Лундстрема. Например, школа-фестиваль «Донбасский экспресс» объединила более 100 талантливых детей из новых регионов нашей страны.
Так мы пытаемся создать в микро-масштабе кадровый институт, который бы воспитывал национально ориентированные элиты в мире музыки. Делается это не только для того, чтобы передавать искусство из рук в руки, воспитанников еще погружают в творческую среду обитания, в глубокий контекст событий. Для них проводят лекции по истории, языкознанию, литературе, экономике, встречи с поэтами, художниками, музыкантами…Безусловно взращивание молодого поколения - тоже вклад в нашу будущую победу на культурном фронте.