– Как определить, что ребенок психологически созрел для того, чтобы пойти в школу?
– Это можно определить по трем аспектам: есть личностная, интеллектуальная и волевая готовность. Подробнее остановимся на личностной.
Личностная готовность ребенка складывается из мотивации и самооценки. Самооценка начинает формироваться у ребенка с раннего детства, в первую очередь под влиянием родителей: то, сколько внимания они уделяют своему чаду, как часто хвалят за выполнение каких-либо определенных действий. Мотивация – это то, насколько хорошо ребенок понимает, зачем ему нужно идти в школу. На мотивацию также влияют родители, которые должны доступно объяснить ребенку, для чего нужна школа, а также подкрепить это своим личным примером, то есть рассказать о своем опыте учебе в школе. Еще лучше, если, во время разговора родители будут показывать фотографии тех лет. Так ребенок будет больше погружен в тему, сможет задать вопросы.
– Какие на этом этапе могут быть проблемы и как их отследить?
– Если есть проблемы с мотивацией, то понять это можно по тому, что ребенок не заинтересован школой, не заинтересован в том, чтобы получать новые знания. Возникнуть такая проблема может из-за того, что ребенок с раннего девства погружен в телефон и не интересуется ничем другим. Также это может произойти из-за большой нагрузки во время подготовительных занятий к школе. Например, ребенок не просто должен уметь считать до 10 и знать буквы, а писать, решать примеры, учить английский. Да, с детьми нужно заниматься перед школой, но в игровой форме, чтобы ребенок понимал, что учится – это весело и интересно. Также нужно дозировать информацию, чтобы ребенок, когда придет в первый класс, не заскучал на занятиях из-за того, что знает больше своих сверстников. В этом плане нужно придерживаться золотой середины. Ну и еще один не маловажный фактор – если родители во время рассказов о своих школьных временах акцентируют внимание только на негативе.
Как здесь можно справится с ситуацией? Что касается гаджетов, то здесь нужно ограничивать время, которое дети в них проводят. Для дошкольников – это 20 минут в день. Конечно, мы понимаем, что сейчас сложно будет найти ребёнка, который проводит в телефоне не более 20 минут, но к этому можно стремится.
В плане занятий, то их нужно проводить в игровой форме и обязательно с возможностью физически подвигаться ребенку. Также мы советуем не лишать детей игрушек и времени на игры перед поступлением в школу и как минимум до конца первого класса. У детей должно быть время доиграть, насладится детством.
Что касается негативных воспоминаний родителей о своей школе, то тут лучше всего быть честным с ребенком. Еще лучше, если взрослый не просто расскажет о конкретной негативной ситуации, а объяснит, как он справился с этим, кто ему помог, кто поддержал. Тем самым ребёнок будет знать, к кому он может обратиться в подобном случае. Либо наоборот рассказать, вот «мне в той ситуации было не к кому обратиться, или я не знал, к кому можно пойти за помощью. Но теперь я понимаю, как нужно поступить. Поэтому я хочу, чтобы ты, столкнувшись с такой же ситуацией, знал, что я тебе в любом случае помогу, я в любом случае буду на твоей стороне, мы будем идти с тобой рядом, решать эту ситуацию вместе». Чтобы ребёнок знал и чувствовал, что, столкнувшись с какой-то проблемной ситуацией, родитель его поддержит.
Возвращаемся к самооценке. Заметить, что у ребенка есть проблемы, могут воспитатели в садике или учителя в первом классе, которые наблюдают за детьми со стороны. Как эти проблемы могут проявляться: ребенок тихий, безынициативный, не поднимает руку для ответа, держится в стороне, без интереса играет или выполняет какие-то упражнения. Тут самое главное самим родителям не испугаться, если к ним обратится воспитатель или учитель, и скажет, что у их ребенка есть странности в поведении. На такие сигналы лучше реагировать сразу и обращаться к специалисту, чтобы оперативно разобраться ситуации и решить имеющиеся проблемы.
– Предположим, что ребенок заинтересован школой, мама и папа рассказали, как там интересно, а также поделились своим опытом преодоления трудностей. Но ситуации бывают разные, и первоклашку может поставить в ступор или испугать, казалось бы, какой-нибудь пустяк, на который он не знает, как реагировать. Как тут подготовить ребенка?
– Это вопрос про эмоциональную зрелось, при чем не только детей, но родителей. Как выявить скрытие страхи детей? Мы рекомендуем проигрывать какие-то ситуации, которые могут возникнуть в школе. Например, ребенок берет на себя роль учителя, а роль учеников выполняют игрушки. Бывает, дети во время игры говорят о том, что игрушка-мишка просит «можно я выйди»? А ребенок, который играет за учителя, говорит «нет, сиди». То есть можно сказать, что у ребенка есть переживания, тревога по этому поводу. «А если меня не отпустят?» Либо это проигрывание ситуации заранее. Психика детей устроена так, что они сами себя заранее готовят и могут «подлечить». Еще пример: ребенок начинает всем игрушкам ставить двойки. Так ребёнок заранее, можно сказать, психологически готовит себя к этой ситуации.
Если родитель во время такой игры находится рядом, наблюдает за этим, то он может подключится, сказать, я тоже буду учеником, и проиграть разные ситуации, наподобие тех, что я приводила выше: поставили двойки или не отпустили выйти. В этом плане родитель может показать, как повести себя в той или иной ситуации, показать вариации выхода из ситуации через игру.
Если нет времени на игру, но вы идете куда-то вместе, то ситуации можно моделировать в разговоре. Например, мама описывает: идет урок, все детки сидят, занимаются, считают примеры, учат буквы, пишут, а у тебя очень сильно заболел живот, что ты будешь делать? Или так: все дети играют в компании, а ты сидишь один? Когда ребенок начнет отвечать на вопросы, как бы он поступил, мама может понять, как мысли ребенок и что он может сделать в подобной ситуации. Иногда очень удивительные ответы получаем, так как у детей воображение работает хорошо. Если объяснение совсем фантастическое, то ребенка нужно поправить, подсказать, что делать в приведенной ситуации. Или ребенок может дать вполне рациональный ответ. Такие упражнения опять же помогают детям в дальнейшем ориентироваться в новых для себя условиях.
Страхи детей или непростые школьные ситуации можно пронаблюдать и через детские рисунки. Главное, рассматривая рисунок, спрашивать у ребенка, а почему он нарисовал так, а не иначе.
Таким образом рисовать школу, играть в школу, меняясь ролями с ребенком и рассказывать о своем опыте не только хорошем, но и негативном – это отличная подмога родителям в том, чтобы подготовить детей к школе. Так малыши будут лучше понимать реалии, что можно столкнуться с трудностями, но они преодолимы. Что можно получать не только пятерки, но и двойки, что учителя будут не только хвалить, но и делать замечания.
– В дополнение к теме страхов – есть еще лайфхаки, как родителям помочь ребенку быстрее адаптироваться, уменьшит тревожность в первые дни учебы?
– Если есть возможность, то можно познакомит ребенка с учителем до 1 сентября. Например, взять дочку или сына на родительское собрание, которое организуют для родителей до начала учебы. Полезно также ребенку увидеть школу до начала занятий, зайти в нее, зайти в класс, посмотреть, какой вид из окон, узнать, где находятся столовая и туалеты.
Можно порепетировать, как он будет заходить в класс и садится за парту. Это добавляет детям уверенности. Хорошо, если во время знакомства с учителем, родитель расскажет о страхах ребенка, его переживаниях. Так и ребенок будет знать, что учитель в курсе, и для учителя не станет сюрпризом, если ребенок чего-то испугается на учебе, и родителям будет спокойнее. Важно с первых дней выстроить хорошие взаимоотношения с учителем.
– Как бы хорошо ребенок не понимал, для чего он идет в школу, он все еще ребенок и первое, что ему хочется делать – это бегать и играть. Как родителям начать приучать его к ответственности в плане выполнения домашнего задания? С чего начать и как в процессе вести себя родителям?
– Хороший вопрос. У родителей в этот момент включается страх, что ребенок буде плохо учится, если не садится за домашнее задание. На такой случай у меня есть пошаговая шпаргалка для родителей.
Во-первых, это организация рабочего места для ребенка, где он будет выполнять уроки. Если это отдельная комната, ее, конечно, важно оборудовать, чтобы ребенок знал, где он будет делать уроки, где у него будут стоять книжки, тетрадки, ручки будут лежать. Ребенку должны быть там удобно. Ну и игрушек в таком месте должно быть поменьше. Это не значит, что раз дети идут в первый класс, то мама и папа убирают все игрушки и заменяют их учебниками и книгами. Лучше сформировать две зоны: для учебы и для игры, если позволяет площадь.
Если отдельного места нет и уроки нужно делать за кухонным столом, например, то перед выполнением домашнего задания его нужно освобождать от всего лишнего, а также убрать другие отвлекающие факторы: выключить телевизор или радио, убрать телефоны.
Во-вторых, хорошо помогает, когда не родители без ребенка пошли в магазин и набрали всего для школы, а сделали это вместе с ним. Понятно, что есть требования учебных учреждений к тому, какие должны быть тетрадки. Но во всем, что касается канцелярии, нужно, чтобы дети сами имели право всё-таки повыбирать себе ручки, ластики, карандаши, пеналы с картинками. Это в том числе очень хорошо помогает формировать мотивацию учится.
В-третьих, и это самое главное, во время выполнения домашнего задания с ребенком нужно быть предельно спокойными. Мозг устроен так, что если у нас активно работает зона, которая отвечает за эмоции, то зона, которая отвечает за разум, работает не так активно. Пока активна зона эмоциональная и ребенку или весело, или грустно, или он плачет, то сколько бы родитель не твердил ему «читай» или «пиши», ребенок ничего сделать не сможет. Хоть заоритесь. Поэтому нужно быть спокойными. Что помогает успокоится? Дыхание. Есть множество техник, например, дыхание по квадрату на четыре счета: вдох в течении четырех секунд, задержали дыхание на четыре секунды, столько же выдыхаем, снова задерживаем дыхание на четыре секунды и так по кругу, пока человек не почувствует, что эмоции его отпускают.
Можно поставить перед глазами «якорь» – это фигурка или еще что-то, что будет вам напоминать успокоится, когда вы занимаетесь с ребенком.
Важно также принять эмоции ребенка. Это не значит, что он может ничего не делать, но так вы поддерживаете его. Принимать эмоции – значить отзеркалить их ребенку в моменте, когда он их испытывает: например, да, математика тебе не нравится или по письму задали много и буквы выводить тяжело, но это сделать необходимо. Здесь эмоциональное напряжение помогут сбросить перерывы и физическая активность.
Одна мама поделилась со мной лайфхаком: когда во время выполнения домашнего задания у ребенка что-то не получается и она чувствует из-за этого раздражение, она берет коврик для йоги и делает пару спортивных упражнений. Ей помогает это помогает сбросить напряжение и уже спокойнее помогать ребенку с домашней работой.
В-четвертых, чтобы домашняя работа не казалась и вам, и детям бесконечной, засекайте время для выполнения конкретного задания, например, прописать несколько строчек букв или цифр, смотря что задано. Это в том числе помогает развивать у ребенка чувство времени. Для первоклашек лучше начинать с 15 минут.
В-пятых, не забываем об отдыхе и режиме дня. После школы ребенку нужно дать отдохнуть около часа. Пусть это будет игра или прогулка на свежем воздухе. Затем выполнение домашнего задания. При этом оно не должно оставаться на вечер. За два часа до сна нужно убирать книжки и телефон, чтобы ребенок полноценно отдыхал и восстанавливался перед ранним подъемом. Начать приучать к режиму сна нужно как минимум за две недели до школы, в противном случае ребенок не будет высыпаться.
Так же приучить ребенка делать уроки помогает поэтапная схема. Например, мама и ребенок, перед тем, как садится за уроки, обсуждают цепочку действий: раскрыть рюкзак, выложить тетради и учебники, выбрать предмет, открыть домашнее задание, посмотреть и понять, что нужно сделать и только потом приступать к выполнению. Это цепочку можно довести до автоматизма и тогда ребенок точно будет знать, что, приходя со школы, нужно садится за выполнение уроков.
– Предположим, что малыш очень домашний и ему страшно оставаться в школе без мамы или папы. Как подготовить к такому?
– Если родители знают, что ребёнок очень привязан к ним и ему сложно оставаться одному, то здесь нужно заблаговременно начать приучать его к нахождению без родителей. Сначала оставлять его на 10 минут, потом на 30 и так увеличивать промежуток времени, когда он может находится без взрослых. Естественно, параллельно с этим до ребёнка нужно донести, что его никто не бросил и мама с папой рядом, придут на помощь, но ему нужно научится оставаться на какое-то врем одному.
Что касается школы, то можно рассказать ребенку перед тем, как отвести на занятия, что там будет происходить. Также обозначить, что, когда закончатся уроки, после этого родители за ним придут, отведут домой и там он будет играть, делать домашнее задание, проводить время в кругу семьи. Можно даже что-то запланировать на вечер, какое-то совместное дело, что даст дополнительную уверенность ребенку, что его не бросили.
Кроме того, можно дать ему с собой «якорь» – какую-то вещицу или небольшую игрушку, которая будет напоминать ребёнку, что мама и папа его не бросили и он скоро их увидит.
– Как долго стоит родителям помогать детям делать домашнее задание?
– В первой четверти да, помощь должна быть. Родители помогают собрать рюкзак, вместе с ребенком смотрят, что задали и как это правильно выполнять, помогают в трудные моменты. Процесс адаптации к школе длиться примерно шесть месяцев. По прошествии этого времени смотрим, насколько ребенок привык к школе и начинаем понемногу делегировать какие-то обязанности. Начать можно с того, чтобы ребенок сам разобрал рюкзак, достал нужные учебники. Еще через месяц пусть сам выполняет несложные упражнения. Еще через какое-то время просто проверяем, что и как сделал ребенок. Передаем ему все больше обязанностей, пока он самостоятельно не станет выполнять домашнее задание от и до. В идеале, к концу первого класса дети должны быть самостоятельны в этом вопросе, а мама и папа просто проверяют правильность сделанных заданий.
Детям, которые быстро отвлекаются, можно прописывать на листочке пункты, которые он должен сделать. Потом вместе с ним ставить галочки там, где все выполнено.
Естественно помним, что все дети разные. Кого-то к самостоятельному выполнению домишки нужно приучать несколько месяцев, а кто-то уже через неделю после начала обучения будет все делать сам. Также нужно объяснить ребенку, что он может всегда обратится за помощью к родителям, если задание очень сложное и требует дополнительных объяснений.
– Еще одна важная тема – поделки. Нужно ли помогать с ними ребенку? Как это правильно делать, чтобы конкурс поделок не превратился в парад родительского тщеславия?
– Я считаю, что помогать нужно, но в разумных пределах. Есть сложные поделки, где нужно что-то склеить клеевым пистолетом. Здесь, конечно, должен помогать взрослый из соображения безопасности. Или если нужно что-то вырезать из дерева или толстого картона. В остальных случаях – это помощь ребенку и возможность провести время вместе. Можно вместе сходить в парк за листьями и веточками, а потом делегировать обязанности, когда будите делать поделку: кто-то клеит, кто-то подает нужные шишки и веточки, кто-то выбирает, как это разложить.
Важно, чтобы родители учитывали мнение и видение ребенка относительно поделки – это же его поделка. Не требовать, чтобы ребенок сделал так, как хочет взрослый, а предлагать варианты, как можно сделать ту или иную деталь. И всегда нужно интересоваться, почему ребенок хочет сделать так, как делает.
– Не уверена, во всех ли школах ставят оценки с первых дней учебы, но они точно появятся со временем. Это еще один момент, который может негативно сказаться на самооценке и мотивации ребенка учится. Как тут поступать родителям?
– Оценки ставят, но изначально в виде картинок. Однако через некоторое время дети понимаю, какая картинка что означает – пятерку или тройку. Где-то учителя уже применяют красные ручки, чтобы что-то исправить. Ребенок в этот момент думает о том, что он сделал что-то не так. Задача родителей научить чадо акцентировать внимание не только на ошибках, но и на том, что получилось хорошо.
Психолог Людмила Петрановская писала о правиле зеленой ручки. Что это такое? Родители вместе с ребенком смотрят, какие ошибки учитель выделил в тетради красной ручкой, и параллельно отмечают, что получилось хорошо. Например, пусть из всей строчки у ребенка получилось вывести только одну ровную букву, но на это нужно указать, похвалить. Это формирует позитивное мышление не только у детей, но и взрослых. Кроме того, ребенок не теряет интереса к учебе и будет стараться писать лучше.
– А если ребенок протестует против занятий или не делает так, как нужно. Что делать в такой ситуации?
– Надо понимать, что «вдруг» ничего не происходит. Здесь нужно искать причину такого поведения. Приведу два примера:
Мама привела ко мне девочку, потому что учительница пожаловалась на безынициативность ученицы – она никогда не поднимает руку на уроке, когда все остальные стремиться ответить. Чтобы докопаться до причины, мы начали играть с девочкой в школу. В процессе спросила ее, если она знает ответ, то почему не поднимет руку. Девочка обосновала это так: зачем мне поднимать руку, если учительница все равно сама выбирает, кого спросить, не зависимо от того, подняла она руку или нет. «Спросит – я отвечу, не спросит – не отвечу». Просто в один момент в голове у этой первоклассницы возникла подобная мысль. Тем родителям, которые столкнулись с чем-то похожим, важно донести до ребенка, что в дальнейшем за ответы на уроках будут ставить оценки и необходимо проявлять себя на занятиях.
Также бывает, что ребенок наотрез отказывается что-то делать, когда у него это либо плохо получается, либо что-то мешает.
Походили уже другие мама с девочкой, у которой почему-то не получалось письмо. Выяснилось, что девочка левша, а ее сосед по парте – правша. Оказалось, что как-то во время урока мальчик случайно задел девочку по левой руке и она через всю страницу прочертила полосу. Она испугалась и этот негативный опыт закрепился. После этого девочка постоянно сидела в напряжении, что ее опять кто-то может толкнуть и она снова черкнет по странице. Это и стало причиной появления трудности с письмом. Тогда решили поменять ее и соседа местами за партой. В итоге пропал триггер, который сковывал девочку и проблемы с письмом исчезли.
Еще у детей возникает страх перед чем-то новым, чего они никогда не делали. В глазах первоклашек, да и в принципе любого человека, новая задача может выглядеть как что-то очень сложное. Тут работает правило «съесть слона по кусочку» – все сложное и большое мы делим на части и поэтапно решаем все вопросы. Этому тоже нужно научить детей. Ну и не забывать подбадривать и хвалить.
– А как не перехвалить ребенка? Нынешние взрослые поняли, что одна критика плохо сказывается на детях, но появилась другая проблема – как правильно хвалить? Где золотая середина?
– Да, родители стакиваются с тем, что похвала как будто проходит мимо. Ребенок воспринимает это так: в одной ситуации я молодец, но в другой ситуации это не так? Сегодня я для мамы хороший, а завтра? Возникают двойные стандарты. Правило здесь такое: сначала нужно сказать, что я вижу и что я чувствую.
Если ребёнок подошёл с рисунком, то можно сказать, что вам понравилось: например, хорошо подобраны цвета или красиво нарисовано дерево. Ребёнку обязательно нужно знать, почему хорошо то, что он сделал.
Еще пример: ваш школьник убрал разбросанные игрушки, сложил рюкзак на завтра. Скажите: молодец, что убрал игрушки и собрал сумку, у меня освободилось время, которое мы можем провести вместе.
Также ребенка можно похвалить, сравнив его с самим собой. Такое работает, когда прошел большой промежуток времени, например, в новой четверти он стал учится лучше, чем в прошлой; у него стало лучше получатся писать буквы, чем месяц назад. Ошибка, которую допускают взрослые это когда хвалят детей, сравнивая их друг с другом.
– Половина учащихся всех возрастов помимо школы дополнительно занимается либо в спортивных секциях, либо в творческих кружках. С точки зрения психологии, стоит ли давать дополнительную нагрузку ребёнку и когда это лучше делать?
– Тут все очень индивидуально. Главное – отталкиваться от интересов самого ребенка и его особенностей здоровья: хочет ли он заниматься плаванием или пойти на шахматы. Важно комплексное развитие ребенка, но не стоит забывать про отдых и общение внутри семьи. Кто-то загружает детей по максимуму: утром школа, потом дополнительный английский, далее тренировка по плаванию, вечером уроки и отбой. Можно очень быстро перегрузить ребенка, и он вообще больше не захочет ничем заниматься.
Лучше, если дополнительным занятием заниматься вся семья, чтобы родители были примером для своих детей.
Сразу сажу, что лето лучше полностью посвятить отдыху ребенка, чтобы он набрался впечатлений, мог пообщаться с семьей и друзьями, просто имел возможность ничего не делать.
– Перейдем к не самой приятной, но очень важной теме – конфликты в школе. В начальных классах ребята могут дразниться, обзываться, даже подраться. Момент стрессовый, однако в это время и ребенок, и родители учатся, как вести себя в такой ситуации и как ее решать. Что можете рекомендовать?
– Все конфликты, и большие и маленькие, родители должны решать только через учителя и школу, а не между собой. Если ситуация требует, то можно обратиться в вышестоящие инстанции, однако перед этим конфликт нужно постараться разрешить на уровне школы или класса. О серьёзных происшествиях необходимо сразу сообщать учителю и администрации учебного заведения.
Также нужно объяснить ребенку, что о проблемах в школе он должен рассказывать родителям, которые защитят его и помогут разобраться. Детей необходимо научить правилам безопасности, границам личного пространства и тому, что такое плохие секреты и как на них реагировать.
Когда я объясняю детям, что такое плохие секреты, я говорю, что их сложно хранить и чаще всего они начинаются с фраз: «никому не говори», «не рассказывай родителям, учителям». Еще один признак плохого секрета – это неприятное чувство, которое он вызывает внутри. Дети сравнивают эти ощущения с грязью или слякотью. В этом случае я говорю, что они должны сразу подходить к родителям и рассказывать обо всем.
Если не обсудить эту тему с детьми, то в случае буллинга дети могут просто промолчать об этом, при чем даже те, кто в этом не участвовал и не видел.
То, что в группе детей есть какой-то конфликт, можно определить и по внешним признакам: ребенок тревожится, не хочет идти в школу и ищет предлоги, чтобы этого не делать.
– Как научить ребенка постоять за себя? Не физически, но морально.
– Во-первых, научить ребенка громко и четко говорит о том, что ему неприятна какая-либо ситуация. Допустим, его дразнят. Ребенок должен сказать «мне не нравится, когда меня так называют» или «со мной так нельзя». Если пытаются замахнуться, то выставить руку, как физическую границу. С ребенком можно отрепетировать подобные фразы. Кроме того, нужно напомнить первокласснику, что он может и должен обращаться за помощью к взрослым, учителям, сверстникам. Это, напомню, касается не только моментов, когда кто-то пытается обидеть ребенка, но и бытовых задач, с которыми бывает тяжело справится – застегнуть куртку или рюкзак, если разошелся замок, к примеру.
Вообще, ещё одной задачей родителей является то, чтобы они научили ребенка привлекать внимание и звать на помощь, когда он чувствует себя в опасности или ему дискомфортно, страшно. Но тут есть такой момент, что мы, взрослые, наоборот иногда учим их быть тише. Например, когда детям ставят уколы и они боятся, когда громко играют или разговаривают на улице. Мы говорим «тише, не шуми, терпи» и так далее.
Еще один момент, на который я бы хотела обратить внимание, что на детские крики о помощи другие люди могут среагировать по-разному. Кто-то посчитает, что ребенок балуется или играет, кто-то пройдет мимо и понадеются, что помочь сможет кто-то другой. Потому важно научить ребенка, не просто звать на помощь, а обращаться к конкретным людям, прохожим, если рядом есть кто-то еще. Например, «тетя в красной куртке, помогите, я не могу дозвонится до родителей» или «дяденька с рюкзаком, мне нужна помощь, я не могу открыть дверь или спустится с качелей».
– Вернемся к конфликтам. В школе они могут возникнут не только между детьми, но и между учеником и учителем. Понятно, что такое чаще происходит, когда школьники становятся старше. Но я натыкалась на истории, когда подобные ситуации происходили и в младшей школе. Что делать и чего не делать в таком случае родителям?
– Чем действительно не стоит заниматься, так это в открытую критиковать учителей и школу дома при детях. Иначе они могут начать негативно относится к учебе. Родителям нужно быть корректными в случае, если случается конфликтная ситуация. Нужно помнить, что учитель – тоже человек, а негативная ситуация требует детального диалога и обсуждения. Опять же, не нужно забывать, что можно обратиться в администрацию школы.
– Неправ может оказаться как учитель, так и ученик. Ситуации бывают разные, и, например, ребенок нагрубил взрослому или обидел одноклассника, но не признает, что не прав. Как поступить тут?
– Чаще всего дети начинают отпираться или даже врать, что не причастны к какой-либо ситуации, когда боятся наказания и последствий своего проступка. В этом случае, опять же, на помощь приходят доверительные отношения и спокойствие родителей. Ребенок должен знать, что может рассказать родителям обо всем и получить помощь. Есть хорошая фраза: «Если ты расскажешь мне правду, то я буду знать, как тебе помочь». Можно предложить варианты того, как решить ситуацию: извинится, купить новую тетрадь, если ваш первоклассник изрисовал или порвал чужую и прочее. Также нужно объяснить, почему то, что сделал ребенок, плохо и неприятно, и такого не должно быть в будущем.
– И тем не менее, наказание за проступки должно быть, как ни крути. Я также слышала от современных родителей, что в момент серьёзного разговора с детьми они говорят так: я в любом случае буду недоволен и буду ругаться, но этого будет меньше, если ты скажешь правду. Что думаете на счет этого?
– Я бы скорректировала фразу: не «я буду ругаться в любом случае», а «если ты расскажешь мне правду, да, мне будет неприятно и я могу ругаться, но я действительно буду знать, как тебе помочь». Иначе получится манипуляция аля «расскажи мне, а я все равно буду ругаться».
Что касается наказаний, то к 7 годам уже можно формировать правила, при неисполнении которых последует наказание. Только делать это надо вместе с ребенком. При этом, чтобы дети понимали, что правила действительно работают, а наказания за их нарушение действительно последует, то родители должны и сами неукоснительно соблюдать их. Например, правило: не сидеть в телефоне дольше оговоренного времени. Если кто-то нарушает правило – ребенок и взрослый – то на следующий день он проводить в гаджете всего 30 минут.
Могу рассказать, какие правила есть у нас с дочерью. Ей 9 лет, и она должна раз в неделю убраться в своей комнате, доставать свои вещи из стиральной машинки и развешивать их, а те, что высохли, убирать в шкаф. Наказание за неисполнение этого она выбирала себе сама. Это должно быть что-то ценное для ребенка, чтобы он точно понимал, чем жертвует, когда нарушает правила. Если дочка не убирается или не собирает вещи, то на выходных она либо не сможет пойти гулять, либо не сможет смотреть мультики, либо не сможет есть сладкое, либо не сможет пойти в гости. Чаще всего она наказывала себя сладким, так как все остальное для очень важно. Сама и по-честному говорила: раз я не убралась на этой неделе, значит в субботу я не буду есть конфеты. И действительно, проводит весь день без них, хотя, конечно, очень любит.
Что касается ситуации, когда ребенок объективно не прав, тут нужно четко обозначать границу. И не просто сказать «ты неправ», а сказать о том, что у нас не принято так в семье или так не принято в школе. Например, нельзя грубить учителю, так как к ним нужно относиться уважительно. Граница обозначена. Дальше мы говорим, что ребенок не учел эту границу и обозначаем, что «так нельзя». Выясняем, почему ребенок так сказал. Если ребенок сделал это, потому что разозлился в ответ на замечание учителя, то нужно показать альтернативу, как «выпускать пар» и при этом не грубить старшим. Касаемо этой ситуации, он должен знать, а как ему справляться со злостью, как справляться с раздражением, как справляться, если, предположим, учитель снова сделал замечание. Что он может сказать в такой ситуации, не переходя на грубости? То есть ребенок должен всегда понимать, какие есть еще выходы из ситуации. А этого не откуда больше узнать, кроме как у взрослых.
– Нужно ли подводить какие-то итоги в конце четверти или учебного года? Как это делать?
– Да, завершение учебы, будь то четверть или год, нужно отметить. Пусть это будет семейный ужин или небольшой праздник в кругу близких. Важно отметить, что ребенок прошел определенный этап и положительно это закрепить. Можно обсудить какие-то моменты, как весёлые, так и трудные. При этом обозначив, что вынесли вы из этой ситуации, и что понял ребёнок.
В завершении учебного года родителям рекомендуется обратиться к учителям, чтобы узнать, нужно ли что-то подтянуть и на что обратить внимание. Также не забываем узнавать об успехах детей, а также делиться теми успехами с учителем, о которых он не знал. Это в том числе влияет на объективность выставляемых оценок.
При этом не стоит боятся, если учитель рекомендует провести дополнительные занятия с ребенком на каникулах. Они могут быть как в школе, когда учитель индивидуально занимается с некоторыми учениками, так и дома с родителями. Но, опять же, тут необходимо стараться, чтобы занятия проходили в игровой форме, а не превращались в монотонное заучивание и прописывание крючков.
– В заключении дайте совет родителям, которым только предстоит в будущем отправить свое чадо в школу, на что нужно обращать внимание в развитии ребенка и над чем работать?
– Самое главное – это речь ребенка. Из-за телефонов у деток сейчас сильно страдает речь. Им сложно отвечать на вопросы: они либо дают односложные ответы «да» или «нет», либо вообще не могут ничего сказать. Поэтому я призываю родителей обращать внимание на это, потому что с речью у человека развивается память, фантазия, логика, мышление. Нужно больше разговаривать с ребенком, рассуждать на разные темы, узнавать его мнение, играть в словесные игры. Например, на что похоже облако.
Также из-за гаджетов страдает мелкая моторика. Дети стали плохо рисовать человека (практика в психологии, которая позволяет определить внутреннее состояние ребенка, его переживания, проблемы и особенности личности – прим. ред). Забывают нарисовать волосы, уши, либо делают это очень примитивно – палка, палка, огуречик. А ребенок должен уметь это делать достаточно детально.
Вообще, все особенность развития можно заметить еще в детском саду – воспитатели обращают на это внимание и могут сказать родителям. Тут главное маме и папе не бояться этого разговора, а самим идти на контакт, и если советуют обратится к специалистам, то сделать это как можно скорее. Так получится быстро определить проблему и оперативно найти решение. Если у ребенка плохо с мелкой моторикой и он в принципе плохо держит карандаш, то больше рисовать с ним. Занятия быстро дают результат, если вовремя обратится за помощью.
Еще одна немаловажная вещь – эмоциональный интеллект, который должен быть развит у детей к моменту поступления в первый класс. Он помогает ребенку не только лучше понимать непосредственно свои эмоции, но и чувства других людей, сверстников, а это, в свою очередь, положительно сказывается в налаживании контактов и заведении друзей.
– Как родители могут помочь детям развить эмоциональный интеллект?
– Родителям, да и в принципе всем взрослым, которые занимаются воспитанием детей, могу рекомендовать следующее:
– Говорите с ребёнком о разных чувствах: радость, грусть, злость, страх, удивление;
– Используйте книги и мультфильмы, где герои выражают эмоции — обсуждайте вместе, что они чувствуют и почему;
– Приводите примеры: «Ты сейчас злишься, потому что…», «Я вижу, что ты расстроен. Мне кажется, это связано с…»;
– Учите ребёнка говорить о своих чувствах открыто: «Я злюсь или я счастлив или я грущу». При этом нужно, чтобы ребенок также напрямую пояснял, что вызвало у него такие эмоции;
– Просите ребёнка представить, как чувствует себя другой человек;
– Играйте в ролевые игры, где он примеряет разные роли и эмоции–
– Разбирайте вместе ситуации, когда возникают споры, и ищите варианты решения без ссор;
– Учите фразам вроде: «Мне не нравится, когда ты так делаешь. Давай попробуем иначе»;
– Показывайте, как можно успокоиться: глубоко дышать, посчитать до 10, сделать паузу, переключится на время на другое занятие. Можно рассказать о своих приемах, которые помогают успокоится конкретно вам;
– Практикуйте вместе техники релаксации, то есть отдыха и отвлечения от негатива;
– Ребёнок должен знать, что его чувства принимают и уважают. Тогда он будет слышать вас;
– Самое главное – будьте терпеливы и показывайте примеры эмоционального интеллекта сами. Честно рассказывайте, что чувствуете в той или иной ситуации и почему. Помните, что главным примером для подражания у ребенка в первую очередь являются его мама и папа.