– Виталий Юрьевич, последнее время ваша компания стала открыто рассказывать о трудностях, с которыми сталкивается в повседневной работе - о нехватке денежных средств, о невозможности выполнить в срок все взятые на себя обязательства по технологическому присоединению, об огромном кадровом дефиците. С чем это связано, устали молчать?
– Именно так. Всегда старались показывать только положительные результаты своей работы. Построили, отремонтировали, спроектировали. Но, к сожалению, жизнь вносит свои коррективы. Теперь для того, чтобы построить или реконструировать все нуждающееся в этом оборудование нет финансовых возможностей. И часто нет и людей, чтобы эти работы проводить. Проблема с кадрами просто катастрофическая, причем практически во всех районах Забайкальского края. Мы сталкиваемся с дефицитом как на уровне инженерно-технических работников, так и среди производственного персонала. Причем хуже всего дела обстоят с теми, кто работает непосредственно на «земле» – с электромонтерами, водителями и некоторыми другими специалистами.
– Почему так происходит?
– Главная причина – уровень заработной платы. Она совершено неконкурентна той, которую предлагают специалистам, например, в горнорудной отрасли. Специфика нашей компании заключается в том, что ее экономика регулируется государством – в том числе и в части оплаты труда. А там таких ограничений нет. В итоге наши лучшие сотрудники: и молодежь, и те, кто проработал в энергетике по несколько десятилетий, уходят. Заинтересовать людей чем-то другим, сами понимаете, довольно сложно. У всех семьи, дети, кредиты. Исходя из финансовых возможностей проводим ежегодную индексацию - с 2020 по 2024 в среднем на 7,1%. Однако за это же время тарифные решения обеспечили только 5,3% повышения зарплаты.
– Теряете подготовленных специалистов?
– Найти специалиста с необходимым образованием и опытом на периферии практически невозможно. Поэтому главным критерием для нас уже стал не имеющийся опыт, а желание учиться, развиваться в этой сфере. Трудоустраиваем, обучаем, обеспечиваем спецодеждой. И через какой-то промежуток времени этот человек, уже будучи подготовленным специалистом, уходит к конкурентам. На данный момент в «Читаэнерго» 450 вакансий. Это 19% от общей численности персонала.
– Нехватка сотрудников уже конкретно сказывается на вашей работе? Люди могут на себе почувствовать негативные последствия кадрового дефицита?
– Приведу наиболее показательный пример. В Кличкинском участке Приаргунского РЭС людей нет вообще, поэтому если случается авария, персонал едет из Приаргунска за 280 километров. Отсюда долгие аварийно-восстановительные работы и т. д.
Раньше при объявлении круглосуточного режима повышенной готовности у нас в резерве всегда были люди, готовые заменить ночную смену. То есть ряд бригад устранял последствия непогоды ночью, а утром их сменяли отдохнувшие работники – и так до полного восстановления электроснабжения. В настоящее время мы сталкиваемся со сложностями при комплектации бригад для организации круглосуточной работы в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
В итоге нам удается обеспечивать надлежащее качество услуг по передаче электроэнергии, однако при этом приходится подключать к аварийно-восстановительным работам инженерно-технический состав, вплоть до руководителей, и привлекать персонал других РЭС.
– Какие шаги предпринимает компания, чтобы удержать сотрудников и привлечь молодежь?
– Несмотря ни на что ПАО «Россети Сибирь» стабильная компания, которая давно находится на рынке труда. Предприятие предлагает официальное трудоустройство, «белую» заработную плату, оплачиваемые отпуска и больничные, ежемесячное премирование, социальный пакет (полис ДМС), постоянно повышает уровень квалификации сотрудников, даёт возможность реализации своих навыков в разных проектах.
Стараемся еще со школьной скамьи выделять ребят, которым интересна наша профессии и вести их дальше. Организуем по всему региону профориентационные экскурсии для старшеклассников и студентов. Уже второй год на базе школы №8 в Чите функционирует энергокружок, в этом году входим в проект «Энергокласс». Очень тесно сотрудничаем с нашими профильными вузом и сузом – Забайкальским государственным университетом и Читинским политехническим колледжем. Это и возможность прохождение оплачиваемой практики в Энергоотрядах, и дуальное обучение. Но сами понимаете, это работа, которая даст результат через какой-то период. Сейчас так проблему не решить.
– Но ведь этого может оказаться недостаточно.
– Мы прекрасно понимаем, что во всей этой ситуации работников, прежде всего, интересуют два вопроса – а именно: уровень зарплаты и относительно спокойный режим, возможный лишь при укомплектованном штате (полностью или близкому к тому). Да и вообще, увеличение числа вакансий всегда приводит к росту напряженности в коллективе, и этот фактор также необходимо учитывать.
Впереди осенне-зимний период, и компания входит в него подготовленной на сколько это возможно в создавшейся ситуации. Все компенсирующие мероприятия с нашей стороны проработаны, все подразделения готовы помогать друг другу. Это было правилом и в прежние времена, но тогда речь шла о внештатных ситуациях. Сейчас, к сожалению, такая практика становится штатной.
– Пока что речь шла о внутренних резервах. Существуют ли внешние ресурсы или механизмы, позволяющие купировать проблему?
– Для Забайкальского края хорошим решением могло бы стать заключение регуляторного соглашения, направленного на пополнение бюджетов инвестиционной и ремонтной программ компании. Этот механизм, разработанный на уровне федеральных ведомств и успешно внедренный в ряде регионов, позволяет модернизировать и развивать местные энергосистемы за счет формирования более гибкой тарифной политики.
Это тема достаточно часто поднималась в средствах массовой информации. Рост инфляции опережает рост тарифа. В результате 70%-й износ оборудования, рост количества аварийных отключений и в тоже время снижение физических объемов запланированных ремонтных работ. Стоимость необходимого энергетикам оборудования - опор, проводов, комплектующих для трансформаторных подстанций - выросла на 141%, тариф же - лишь на 7%.
Закрывать на это глаза и ничего не делать нельзя – сети стареют и требуют модернизации, кроме того у региона растет потребность в новых объектах электросетевой инфраструктуры. Регуляторное соглашение позволит Забайкалью обеспечить устойчивое финансирование этого направления, при этом мы получим определенный ресурс для решения обостряющихся кадровых проблем.
Начиная со следующего года, филиал ПАО «Россети Сибирь»-«Читаэнерго» приобретет официальный статус системообразующей территориальной сетевой организации Забайкальского края. Кроме прочего, это означает, что компания станет единым центром ответственности за надежное электроснабжение, будет обеспечивать эксплуатацию бесхозяйных, государственных и муниципальных сетевых объектов, а также ликвидировать последствия аварий на сетевых объектах других собственников. Для качественного выполнения этих задач нам необходим соответствующий кадровый ресурс, и внедрение предложенного механизма поможет разрешить сложившуюся ситуацию.