Стратегический пункт: участковые в Забайкалье нуждаются в помещениях и кадрах

Честное интервью с начальником службы

Участковые уполномоченные, наверное, одни из самых близких к населению полицейских со сложным и разнообразным набором обязанностей. Именно они чаще всего первыми оказываются на месте преступления, поэтому так важно, чтобы сотрудников этой службы хватало на весь большой Забайкальский край и работалось им комфортно. О проблемах структуры «МК в Чите» поговорил с начальником отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних регионального УМВД России, полковником полиции Сергеем Лобунько.

Честное интервью с начальником службы

На 10 девчонок по статистике…

«Сейчас в Забайкалье служат почти 400 участковых уполномоченных, 44 из них – на руководящих должностях, - рассказывает он, не подглядывая в лежащие на столе бумаги. - Не хватает 60 человек».

При среднестатистической норме дефицита кадров, которая не должна превышать 3%, это тревожный показатель. Однако он еще хорошо смотрится на фоне других регионов. Например, в Бурятии или Приморском крае некомплект выше, уточняет мой собеседник.

Контролируют забайкальские участковые при этом более 12 тысяч условно осужденных, семейных дебоширов, больных наркоманией и других подлежащих надзору граждан. Но на самом деле в их зоне ответственности - все 1,1 млн жителей региона.

«По нормативу участковый должен обслуживать территорию с населением три тысячи человек. Конечно, это количество не всегда выдерживается, особенно в Чите. Например, чтобы выполнять норматив в Ингодинском районе, нам требуется еще минимум семь сотрудников», - говорит полковник.

Несмотря на это, отделу удается добиваться положительных результатов - в текущем году, например, стало на 14% меньше совершенных на бытовой почве тяжких преступлений и на 10,6% снизилось количество криминальных последствий распития алкоголя.

«У нас есть 23 кандидата на пополнение штата, но в основном это девушки, а вот мужчин сильно не хватает, - продолжил Сергей Лобунько. – Я все равно считаю - наша служба «мужская», потому что неизвестно, что ждет сотрудника на очередном вызове – драка на улице, пьяные рецидивисты в квартире или неадекватный семейный скандалист… Кроме того, с увеличением женского состава возрастает количество «декретных» должностей, которые опять же приходится замещать. При этом в наших рядах есть хорошо работающие девушки и женщины на руководящих постах».

Он отметил, что с ликвидацией в Чите настоящей кузницы кадров - школы милиции - стажеров на обучение приходится отправлять в Иркутск, но не все возвращаются оттуда в Забайкалье. Что удалось сохранить, так это институт наставничества внутри отделения – за молодым сотрудником всегда закрепляется опытный, приходят поделиться секретами мастерства и ветераны профессии.

Долгая борьба за участковые пункты

Не менее острая проблема нехватки участковых пунктов полиции. Особенно в Чите, которая после строительных сезонов прирастает целыми микрорайонами. Всего в Забайкалье 19 таких пунктов, восемь из которых – в столице края, четыре – в Краснокаменске.

«В Чите не хватает около 10. Их нет в микрорайонах Видный, Геодезический, Хороший, Сосновый бор, поселках Энергетиков, Каштак, Песчанка, Антипиха и в районе ул. Магистральной. При этом в городе абсолютно за всеми территориями закреплены участковые», - заявил Сергей Лобунько.

Вопрос актуален и для крупных городов региона. Так, по словам полковника, из-за сложностей с передачей земли военного ведомства уже год откладывается открытие пункта полиции в Борзе. Нет его и в Петровск-Забайкальском. В селах участковые чаще всего ведут прием в зданиях администраций или в территориальном органе внутренних дел.

В Чите главы районов, конечно, заинтересованы в укреплении правопорядка на вверенных им территориях и время от времени предлагают помещения под пункты, но участковые при всем желании не могут использовать их как постоянное место работы.

«Федеральным законодательством предъявляются определенные требования – для обеспечения прав граждан и мер общественной безопасности пункт должен находиться либо в отдельном строении, либо занимать помещение с собственным входом, - объяснил Сергей Лобунько. – Нам же, например, предлагали комнату в здании районной администрации, которую сотрудники используют для приема пищи».

Несмотря на это, за последние три года удалось открыть в забайкальской столице два участковых пункта полиции - на ул. Подгорбунского,106 и ул. Балябина,11 – но оба за счет ведомственных помещений.

«Застройщики отвечают, что тоже ограничены в возможностях, - пожимает плечами полковник. - Ежегодно направляем письма с просьбами решить эту проблему губернатору края и руководству Читы. Добились того, что на региональном уровне поставили вопрос о выделении нам соответствующих стандартам помещений при возведении новых микрорайонов. Пока ни одного такого не получили, но, вероятно, вскоре пункт полиции появится на ГРЭС, в микрорайоне Хороший».

Кабинет 9 кв м и одна печатная машинка на всех

При этом все имеющиеся участковые пункты в Забайкалье оборудованы автоматизированными рабочими местами по числу сотрудников и подсоединены к ведомственной интернет-сети, что позволяет быстро входить в разные базы данных. Для мобильного доступа к информационным системам участковых снабжают планшетами, но из-за проблем со связью в некоторых районах гаджеты применять не получается.

«Если бы 25 лет назад я, начиная службу участковым в Центральном районе Читы, получил отдельный рабочий стол, то был бы счастлив, - улыбается Сергей Лобунько. – Мы впятером размещались в кабинете площадью 9 кв м и занимали очередь к единственной печатной машинке. Зарплату тогда не платили, а о служебном автомобиле приходилось только мечтать».

Кстати, нынешнее оснащение участковых уполномоченных транспортом полковник описывает словами «такого еще не было никогда» - машинами обеспечено 79% личного состава.

«В сельской местности каждый участковый должен иметь служебный автомобиль. Это, как правило, Chevrolet или УАЗ «Патриот». В городе норматив - одна машина на двух-трех сотрудников. Тут в основном Lada Granta или Lada Largus, но сохраняются и «Нивы». Сейчас снабжение позволяет своевременно списывать отслуживший свой срок транспорт, поэтому рухлядь мы не держим», - не без гордости поглядывает через окно во двор наш собеседник.

Произошли положительные изменения и в плане оплаты труда – за совмещение работы на нескольких участках установили 70% надбавки к окладу.

Еще из-за дефицита кадров для действительно заинтересованных в работе людей появилось больше карьерных перспектив. Самый серьезный некомплект сейчас как раз по майорской должности старшего участкового, но для того, чтобы ее получить, надо прослужить рядовым сотрудником не менее трех лет.

«При хорошей работе можно получить и звание капитана. В связи с тем, что наступило время многим нашим товарищам уйти на пенсию, сейчас нет восьми руководителей подразделений. Так что возможности очень хорошие», - уточнил Лобунько.

Кроме того, участковым в первоочередном порядке полагается ведомственное жилье. Хоть это зона ответственности муниципальной власти и у самого УМВД фонд небольшой, но при наличии свободных помещений, их стараются предоставить. Например, в Каларском районе так ждут сотрудника, что местная администрация готова выделить трехкомнатную квартиру, устроить в образовательное учреждение его детей и помочь найти работу супруге или супругу.

Вместо участка идут на вахту

На закономерный вопрос – почему все-таки не удается победить дефицит мужского контингента, полковник называет несколько причин. Главная, по его мнению - менталитет молодого поколения, многие представители которого предпочитают материальную выгоду продолжению профессиональной династии или желанию помогать людям.

«Эта проблема наиболее остро стоит в районах с добывающей промышленностью, - отметил он. - Начавший службу младший лейтенант получает в среднем 40-45 тысяч рублей. Конечно, несмотря на индексацию, зарплата полицейского не может конкурировать с высокооплачиваемой работой вахтовым методом на предприятиях. Например, в Газимуро-Заводском районе у нас при штате в семь человек работает один участковый, а к нему постоянно командируют коллегу из Александрово-Заводского района».

Сам Сергей Лобунько начал службу в 1998 году, когда намного выгоднее и «престижнее» считалось представлять противоположную, криминальную, сторону. Не скрывает – бывало, что всерьез угрожали, но мысли снять погоны и бросить людей на своем участке не возникало. Теперь он помогает справляться с трудностями профессии подчиненным.

«Наиболее проблемная категория населения для участковых – люди, которые систематически нарушают общественный порядок после употребления алкоголя и семейные дебоширы, - говорит полковник. - Если вовремя не профилактировать, то эти мелкие происшествия перерастают в серьезные преступления.

Но, поступая на службу, надо быть готовым к тому, что в какой-то момент однозначно будет тяжело. Тогда стоит обратиться к штатному психологу или к непосредственному руководителю, а если после этого вопрос не решится, я готов выслушать каждого сотрудника. Уверен, что настоящие полицейские получаются как раз из тех, кто находит в себе силы преодолевать трудности».

Время надо тратить не на дорогу, а на работу

Завершить разговор Сергей Лобунько предложил в одном из тех самых «новых» участковых пунктов полиции – по улице Подгорбунского. Пользуясь временем в дороге, интересуюсь, как удалось получить половину благоустроенного одноэтажного здания. Выясняется, что оно раньше принадлежало наркоконтролю, но с созданием управления коллеги передали помещение участковым.

Внутри оказалось довольно просторно и даже уютно. Нас встретили двое из пяти закрепленных здесь сотрудников.

«Я сейчас обслуживаю три административных участка – это почти 15 тысяч человек, в производстве в среднем находится около 80 материалов», - рассказывает старший участковый уполномоченный отдела «Северный», старший лейтенант полиции Дарья Владимирова.

Вверенная ей территория находится довольно далеко – возле реки. Девушка туда каждый день добирается пешком или на общественном транспорте, потому что не имеет водительских прав. Но на срочный вызов за ней высылают машину дежурной части или экипаж ППС.

«Если происходит дебош или семейные скандалы, меня одну туда, конечно, не отправляют - в помощь всегда дают сотрудников, - улыбается Дарья Владимирова. -  Что касается нагрузки – по-разному бывает, но я люблю свою работу. Мы помогаем людям, разбираться с их проблемами».

Сергей Лобунько уточнил - нагрузка зависит от места службы. У сельского анискина может на проверке одновременно находиться до пяти материалов, а у его городского коллеги бывает до 100 вызовов в сутки.

«Поэтому если сделать условия работы сотрудников комфортными, у них больше времени будет уходить не на дорогу до участков, а непосредственно на защиту людей и охрану правопорядка», - заключил начальник отдела.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру