Развод
Рабочий день у очередных заступающих в патруль начинается в 16:00. Длится он 8 часов, поэтому в течение суток друг друга сменяют три группы. Работа не прекращается ни на минуту. Обязательное мероприятие – развод перед дежурством. На нём сотрудники ППС получают ориентировки на возможных преступников, проверяют собственную готовность и узнают последние новости из зоны проведения спецоперации.
Кстати, каждый экипаж всегда патрулирует только «свой» район города. Как сказал по этому поводу один из правоохранителей, «всех жуликов здесь знаю в лицо».
Задачи получены – можно выдвигаться. В каждом экипаже - по три человека, я сел в машину к патрульным, которые работают на территории Центрального района: младшему лейтенанту полиции Анатолию Галимову, заместителю командира взвода батальона ППС, старшему сержанту полиции Александру Халзанову и ещё одному старшему сержанту полиции – Сергею Сидельникову. Пересекаем улицу Столярова и докладываем – патруль приступил к работе. Уже через минуту из рации доносится сообщение из дежурной части – пьяные мужчина и женщина лежат во дворе рядом с гостиницей «Аркадия».
Какие вызовы бывают чаще всего?
«В основном вызовы связаны с пьянством. Заявители обращаются в дежурную часть, когда на улице замечают человека в нетрезвом состоянии. Таких людей можно разделить на два типа – потенциальные правонарушители и те, кто сами могут стать жертвой преступников. Последних значительно больше – жулики видят беспомощного прохожего и подхватывают его», - говорит руководитель экипажа Анатолий Галимов.
Он назвал ещё один частый повод для вызова полицейских – семейные скандалы, о которых обычно заявляют соседи дебоширов.
«Людям кажется, что кого-то убивают за стенкой. Приезжаем, разбираемся. На самом деле, редко бывает, что может произойти серьёзное происшествие, но проверяем каждый вызов», - отметил патрульный.
По его словам, возможность помочь людям напрямую связана с тем, в какой момент обращение дошло до дежурной части.
«Вообще, раскрываемость краж зависит от самих заявителей. Если преступление случилось, человек его сразу заметил и позвонил в полицию, мы задерживаем нарушителя по горячим следам. Если же потерпевший или очевидец решил позвонить на следующий день, то уже привлекается другие подразделения», - добавил Анатолий Галимов.
Возвращаемся к вызову
На месте полицейские увидели такую картину: парочка сидела на лавочке, женщина смотрела на нас, а мужчина положил голову ей на колени – его лица не было видно. Уже через несколько секунд выяснилось, что последний находится в розыске за кражу. На вид он был очень пьян, но это ещё требовалось подтвердить у медиков.
Поехали в кабинет освидетельствования. Мы в салоне, мужчина – в специально оборудованной камере вместо багажника.
– А кто там за рулём?
– Доминик Торетто.
Вопросы от нового попутчика закончились, но лишь на минуту.
– А можно как-то поаккуратнее баранку крутить?
– Да я раньше дрова возил на грузовике.
Ребята признаются, что работа далеко не всегда вызывает приятные эмоции, поэтому спасает юмор.
Дежурный медик дал нашему пассажиру несколько заданий перед тем, как тот «подул в трубочку». С ними читинец не справился. Коснуться пальцем кончика носа, покрутиться и посчитать цифры в таблице на нетрезвую голову оказалось очень сложно. Обязательный тест показал, что пил мужчина не сок.
В этом случае ещё один важный момент перед отбытием в отделение полиции – посещение больницы. Разыскиваемый пожаловался на боль в груди, поэтому необходимо было удостовериться, что с ним всё хорошо.
В больнице сказали, что мужчина здоров. Просто симулировал, чтобы не ехать на финальную локацию. А дальше всё по протоколу: в отделение, там под запись передали личные вещи на хранение.
Патрулирование местности
Пока дежурная часть не сообщила о новом вызове, экипаж патрулирует закреплённый за ним район.
Несколько кварталов остались позади и тут на горизонте крайне неуверенной походкой возник мужчина. Остановились. По амбре чувствуется, что читинец весело провёл вечер пятницы. Он был хорошо одет и выглядел ухоженным, но своё имя называть отказался.
После нескольких минут уговоров было решено – едем в отделение, там разберёмся. Уже на месте откуда-то из одежды мужчины раздался звонок, и он наконец достал спрятанный от полицейских телефон. Задержанного снова пришлось поуговаривать, чтобы передал трубку сотруднику. Оказалась, что о гуляке сильно переживает его жена.
Когда «крепкий орешек» всё-таки раскололся, стали известны и имя, и адрес проживания несговорчивого читинца, и, что с ним делать. Мужчину вскоре забрала супруга, которая поблагодарила патрульных.
Именно такие незадачливые прохожие становятся жертвами преступников, ведь для кражи есть всё: ночь, пустая улица, едва стоящий на ногах человек. В тот вечер его могли обчистить.
Сухой итог
Это лишь пара сообщений, которые за смену отработали патрульные. Иногда на месте, куда вызвали правоохранителей, ничего не оказывается. Но в порядке живой очереди они проверяют все звонки и оперативно перемещаются по району.
Некоторые люди жалуются, что полицейских невозможно дождаться. Своими глазами я увидел, что на это есть несколько причин: первая – большой поток звонков в дежурную часть, вторая – сотрудникам никуда не деться от бюрократических обязательств, третья – ложные вызовы. Но работа ведётся и её видно.
Заступившие в 16:30 завершают патрулирование в 01:00, разоружаются на базе. С этого момента дежурство начинается у «ночных», на территорию района выезжает другой экипаж.
Как сказал мне знающий жуликов в лицо полицейский, «если бы хоть один день мы не вышли на работу - был бы хаос».
Больше подробностей, фото и видео ищите в нашем telegram-канале.