«Дети ходили по доскам, сквозь щели виднелась река». Новый мост объединил тысячи людей в Забайкалье

Открытие движения по мосту через Ингоду связало разделенный несколько лет назад Дарасун

Спустя три года напряженных работ в забайкальском посёлке Дарасуне, где шквальные ветра и летний зной сменяют крепкие зимние морозы, первые автомобили поехали по 212-метровому новому мосту. Он соединил некогда такие далекие части поселения. Годы хождений по доскам, ограничений по высоте автомобилей и грузов, ожиданий и отчаянных надежд ушли в прошлое. Многотонная конструкция не только объединила почти 8 тысяч жителей поселка, но и стала мостом в будущее. О том, как строили дарасунский мост, чего стоило рождение железобетонного красавца, и куда он ведет простых людей, на месте разобрался «МК в Чите».

Открытие движения по мосту через Ингоду связало разделенный несколько лет назад Дарасун
Фото пресс-службы Минстроя Забайкалья

Труднодоступные берега

Просто представьте картину: посёлок городского типа, разделенный рекой на две части, единственный быстрый путь со стороны на сторону — мост, построенный в далекие советские годы. Строение, естественно, свой срок отслужило. Возможно, оно бы простояло еще дольше, но ускорили «процесс старения» большегрузы, которые сотнями в день проезжали по мосту.

Доходило до того, что строение попросту раскачивалось от проезжающих по нему машин. Явно, когда его возводили, не думали, что по мосту будет ездить такой поток автомобилей. Со временем в негодность пришла и пешеходная часть моста. Подмостки давно прогнили, людям проходить по ним было опасно — можно было провалиться в дыру между досками.

«Они (мост и путепровод — прим.ред.) были с реверсивным движением: только по одной полосе движения, это неудобно и для автомобилистов, и для пешеходов. Дети ходили просто по дощатым настилам, через которые были видна и река, и дорожные пути, детей пускать было страшно», — вспоминает глава администрации Дарасуна Валентина Чермных.

Конечно, после того, как появился качественный объезд, в поселке стало спокойнее, но мост и путепровод от этого не вернулись в былое состояние. Со временем их признали аварийными и закрыли движение. Появилась другая проблема. Как вспоминает Валентина Чермных, посёлок оказался разделен на две части, на каждой из сторон - по четыре тысячи человек.

Для людей, проживающих в разных частях поселка, стали труднодоступны больница, поликлиника, школа, другие социальные объекты. Путепровод и мост соединяли Дарасун, по ним осуществлялось движение оперативных служб скорой помощи, полиции, пожарных частей, а также подвозка детей к школе.

Временный — не значит постоянный

Движение по мостам закрыли в 2018 году. В марте 2019 на объекты зашла специализированная техника, которая начала подготовку к реконструкции моста и путепровода. Движение по последнему, к слову, открыли в конце декабря 2021 года. Переправа соединила жителей так называемого «острова» — части Дарасуна, которая расположилась между железной дорогой и Ингодой. Попутно проводились работы и на мосту через реку.

«Проектом предусмотрена реконструкция моста, начиная с опор, заканчивая пролётным строением. Строительство объекта началось в сентябре 2019 года. Первый этап — возведение временного моста для производства работ по реконструкции основного. Далее были возведены опоры моста, проведён монтаж пролётного строения», — рассказал мастер строительно-ремонтных работ ООО «Мостремстрой» Максим Андреев.

Казалось бы, убрать один мост, поставить другой, но нет. Техническими особенностями этой конструкции поделился заместитель начальника отдела искусственных сооружений и транспортной безопасности объектов инфраструктуры дорожного хозяйства ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края Вячеслав Дербин.

«Старый мост был на опорах естественного основания мелкого заглубления – на три-четыре метра. Сейчас проект переделан — сваи глубокого заложения, буронабивные столбы по 16 метров объединены ростверком. Следующий технологически особенный процесс — сборка на стапельной площадке металлической пролётного строения и его надвижка. Особенность самой надвижки пролётного строения за счёт длинных пролётов — 63 метра. Блоки пролётного строения собирали на стапельной площадке, на берегу со стороны первой опоры и постепенно надвигали на каждую опору», — рассказал специалист.

Временный мост позволил местным жителям, которым зимой приходилось переходить Ингоду и железнодорожные пути, а летом ехать в объезд, который, к слову, составляет около 40 километров, восстановить общение. Тем временем работы велись ежедневно.

Снаряд и собачка Жуля

Как и любая крупная стройка в регионе, к мосту и путепроводу были привязаны взгляды многих СМИ и не только. Оно и понятно, реконструкция проводилась по национальному проекту «Безопасные качественные дороги». На протяжении всех трех лет, чуть-ли не каждый месяц краевой Минстрой рассказывал о ходе работ. Писали о том, что возвели очередной пролет, о том, что скоро запустят движение по временному мосту и так далее.

Естественно, суровый климат региона пытался вносить свои корректировки в работы строителей, но ему это не удавалось. Как отмечает мастер строительно-ремонтных работ Максим Андреев: «сейчас отставание небольшое есть, но его планируют быстро устранить». Интересно тут другое — при разработке котлована для возведения моста был обнаружен снаряд.

«Инцидент произошел 8 июня 2021 года. Снаряд вынесли на берег реки. Сотрудники полиции оцепили это место, затем боеприпас забрали военнослужащие для утилизации», — пояснили тогда в пресс-службе краевого Минстроя.

При этом, такая находка никак не отразилась на ходе строительства. Стоит отметить, что в реконструкции участвовали как местные работники из Дарасуна, так и приезжие специалисты. Один из них, Александр из Красноярска, познакомился на объекте с собачкой Жулей. Не зря говорят, что собака - друг человека. После окончания всех работ, Жуля отправится в Красноярск вместе с новым хозяином.

Движение есть, но работы не окончены

Проезд по мосту открыли 25 августа. Что мы имеем? Движение открыто, однако это не значит, что строители в тот же день покинут объект.

«Мост у нас имеет длину 212 метров, плюс подходы. Ширина проезжей части – 10 метров. Предусмотрено две полосы для движения – широкая проезжая часть. Пешеходная дорожка также предусмотрена большой ширины для беспрепятственного прохода как пешеходов, так и колясок, животных и даже велосипедов», — рассказал Максим Андреев.

Как рассказал, замначальника отдела искусственных сооружений Вячеслав Дербин, подрядчик заканчивает работы по обустройству моста: устанавливает барьерные строения, знаки дорожного движения. После этого останется демонтаж временного моста, благоустройство дороги между мостом и путепроводом — пешеходная дорожка, барьерное ограждение, освещение.

«Очень важно, что люди будут безопасно двигаться по пешеходным дорожкам. А ведь там предусмотрено всё, даже питьевая вода. Всё уже сделано, все коммуникации готовы», — рассказала глава администрации Дарасуна Валентина Чермных.

Конец всей стройки запланирован на 31 октября 2022 года. Сейчас объект готов на 90%. Три года реконструкции, и еще больше лет ожиданий её начала. И вот, 2022 год, к слову, как обещали когда-то, сдают к концу года. На месте старых аварийных путепровода и моста, проезд или проход по которым в одно время мог обернуться трагедией, появились новые монументальные сооружения.

Многие могут сказать: «Мост, да мост, чего с ним», есть же объезд, но этот мост своими железобетонными нитками связал когда-то разорванные судьбы жителей небольшого забайкальского поселка Дарасун.

Сергей Иванов

Илья Аранин

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру