Маршрут в никуда: как «Навигатор» привел детей и педагогов Читы в ловушку

Формализм и гонка за цифрами исказили идею осовременить допобразование в Чите

Как уверяют педагоги, счет по головам – лейтмотив проекта «Навигатор», который с момента запуска в Чите сделал их, детей и родителей заложниками плановых цифр и бюрократических идеалов городских чиновников. Почему позитивная идея сделать продленку интересной и доступной для каждого ребенка превратилась в сухую статистику допобразования, разбирался «МК в Чите».

Формализм и гонка за цифрами исказили идею осовременить допобразование в Чите
фото: pixabay.com

Цифровая продленка

Сразу отметим, что поводом для публикации стали обращения педагогов Читы. Их терпение закончилось. Послышались удары в набат. На встрече наши собеседники попросили не раскрывать их имена, опасаясь увольнений.

Все началось с федерального проекта «Успех каждого ребенка», который недавно стал частью цифровой среды «Навигатор». Многие помнят, как в 2020 году родителей школьников и дошкольников начали добровольно-настоятельно знакомить с сайтом допобразования города. Учителя и воспитатели просили пройти по ссылке и зарегистрироваться, иногда даже не объясняя, для чего. К сожалению, цифровая Мекка допобразования, коей стал «Навигатор», непонятна многим до сих пор.

Единый «Навигатор» имеет отдельные ветки для каждого региона. Ресурс стал точкой входа в кружки и секции города и позволил мониторить популярность программ допобразования у детей и родителей.

До конца 2024 года по всей стране «Навигатором», по мнению разработчиков, должны быть охвачены 80% детей и подростков возрастом от 5 до 18 лет. Сайт уже заработал в половине регионов России, включая Забайкальский край. План для Читы составил 44 тысячи детей. Сегодня «Навигатором» Читы охвачено 24 387 детей или 49% от общего количества школьников и дошкольников города.

 

Умное финансирование

Кружки и секции объединены в две группы по принципу финансирования. Социально-значимые программы призваны помочь ребенку определиться с профессией, получить патриотическое воспитание, привить бережное отношение к природе. Они финансируются напрямую. Все остальные направления вошли в группу персонализированного финансирования (систему ПФДО). Средством оплаты тут служит электронный сертификат. Он дает право получить бюджетные деньги для внешкольного образования детей. То есть не родители платят, а государство.

Хотя сертификаты были и раньше, в 2019 году они ушли в «цифру». Теперь сертификат – электронная запись в «Навигаторе», которая присваивается каждому ребенку. Официально считается, что само ПФДО позволит отобрать наиболее востребованные и актуальные направления, отвечающие на вызовы времени и интересам детей. Самые рейтинговые из них получат финансирование, остальные – изменятся или уйдут. Суть нововведения – сделать тоскливую продленку увлекательным досугом для детей. Словом, создать здоровую конкуренцию.

Поголовная арифметика

На словах все выглядит неплохо. Деньги государства – в помощь детям и родителям. Но с первых шагов пути по «Навигатору» начинаются проблемы. Одна из основных – в том, что система мониторит не качество образования, а охват детей, и уже на основании этого определяется объем бюджетных вливаний, с одной стороны, и рейтинги властей с другой. Вот мы и добрались до сути: «больше детей – больше денег, и лучше рейтинг».

Протест педагогов начался именно с этой арифметики. Она не просто стала частью большого проекта, а изменила его формулу. Такая ценность как качество образования сменилась на показатель количества детей, а «успех ребенка» стал «успехом чиновников».

«Для чиновников важен только результат, им нужно взять планку в 80%», – с отчаянием заявил один из педагогов на встрече с «МК в Чите».

Конечно, и «Навигатор», и электронная система ПФДО могли бы обновить всю систему допобразования, если бы не началась работа для галочки. Первую скрипку в этом сыграли те самые 80% охвата детей, к которым со всей настойчивостью начали двигаться городские власти.

«Цель проекта – охватить допобразованием детей. Это около 44 тысяч человек только в одной Чите. Как мы с этим справимся в условиях ограниченных площадей, жестких требований и хронического недофинансирования, не понимаю», – начал пояснять один из педагогов.

Стратегия оказалась проста: «Veni, vidi, vici» («Пришел, увидел, победил»), приходит на ум крылатая фраза Юлия Цезаря. К сожалению, в допобразовании города качество уступило количеству. При этом сама структура внешкольного развития детей изначально не была однородной. Учреждения в ней находятся в ведении сразу нескольких курирующих ведомств – городского комитета образования, краевых министерств спорта и культуры. Но показатели, по словам собеседников портала, должны достигать только подшефные «муниципалам».

«Несправедливо, что 80% нужно набрать нам в одиночку. Культура и спорт (Минкультуры и Минспорта Забайкальского края- прим. ред.) смогли «Навигатор» от себя оттолкнуть, он им невыгоден. Остаемся только мы», – добавил педагог, работающий в городской системе допобразования.

То, что от «Навигатора» почти полностью открепились популярные у детей «музыкалки» и спортивные секции, «МК в Чите» подтвердили и сами краевые министерства культуры и спорта. Учреждения культуры с сайта ушли еще в феврале 2021 года, спорт завершает работу с «Навигатором» в начале января 2022 года. В итоге, крайними остались станции юных техников, ДДТ и другие, совсем немногочисленные организации. Сверхзадача по привлечению тех 44 тысяч юных читинцев стала их головной болью.

 

Священный грааль

Менталитет местной власти известен казенным взглядом на установки сверху. Плановые цифры – «священный грааль» бюрократии. В ход идут речевые манипуляции и лозунги. Советского человека когда-то приводила в трепет «политика партии». Наших героев за возмущения по поводу далеких от реальности планов пристыдили «политикой государства».

«Они нас спрашивают: «Вы что, не согласны с политикой государства?» – привела слова чиновников педагог одного из учреждений ДОД.

Педагогам спустили устную разнарядку – поднять число детей в каждой группе. И не важно, что этому часто противоречат требования, законы и здравый смысл.

«От нас требуют увеличивать численность групп до 25 детей в каждой. Но у нас просто физически помещения не вместят такое количество ребят. Надзорные ведомства, уверена, тоже отреагируют быстро на такие сомнительные решения. Максимум, что мы можем, так это обучать в группе 10-12 человек, но даже это не всегда возможно», – рассказала педагог другого учреждения Читы.

 

Явные нестыковки

Судя по словам педагогов и их обращениям в надзорные ведомства, комитет образования упустил из виду явные противоречия.

Во-первых, минимальные требования к помещениям, где учатся дети, вопреки желаниям ответственных за цифры, по-прежнему регулируют нормы СанПиНа 1.2.3685-21 от 28.01.2021г. Роспотребнадзор Забайкалья в ответе педагогам однозначно указал норматив площади на одного ребенка: 2,5 кв.м. для фронтальных (занятий за партами) и 3,5 кв.м. для групповых и индивидуальных занятий. Ведомство после проверки установило, что ни один учебный класс в ДДТ или станции юных техников не вместит более 12-16 человек. 25 человек в группе – явный перебор.

Во-вторых, удвоенной группе понадобится больше материалов для творчества. Вдвое больше кистей, напильников, стульев, парт, бумаги, краски, макетов и так далее. Все это стоит денег, удвоить объем которых так сразу кажется маловероятным.

В-третьих, зарплата здесь – константа.

«Мне удалось договориться с начальной школой, собрать класс. Мой кружок не требует много подручных материалов, и учителя пошли на встречу. Но, думаете, с количеством детей увеличилась зарплата? 10 детей или 25 – платят одинаково», - пожаловалась педагог, работающая со школами.

Педагоги рассказали о намерениях комитета образования Читы связать тарификацию с числом 25, недобор – угроза зарплате. Пока это прозвучало устно, но беспокойство среди специалистов с и без того совсем невысоким доходом быстро стало нарастать. В пику чиновникам есть ответ Госинспекции труда в Забайкальском крае на запрос педагогов. Ведомство прямо указало, что нагрузку можно изменять только по письменному соглашению сторон и при новой технике, технологии или структуре организации.

Сам городской комитет образования ответил «МК в Чите», что муниципальные документы не регламентируют численность детей в группах, и она может зависеть только от направленности программы, места и формы обучения.

Нормы СанПиНа, на которые сослались в письме, разошлись на 4 месяца датой издания с нормами, приведенными Роспотребнадзором – вторые оказались новее и четко регламентируют квадратные метры площади на одного ребенка.

Также чиновники добавили, что в допобразовании широко приветствуется практика внеаудиторного обучения.

 

Ход конем

Правила – правилами, но ответственные за результат все же нашли способ привлекать детей в обход СанПиНа. Преподаватели рассказали, что для достижения высших целей им предложили читать лекции в школах и вузах. Идея, признаются, хорошая, и некоторые программы действительно можно вынести на сторонние площадки. Можно даже читать лекции, например, по финансовой грамотности или по цифровой трансформации, как ответ на вызовы времени. Даже онлайн. Но как быть с кружками, где дети лепят, моделируют, собирают своими руками, когда обучение проходит на станках и специальном оборудовании, и нужны разные материалы для работ.

«Да мы не против школ, обеспечьте нам только условия. Мы же в государственном учреждении работаем. Как читать лекции по конструкторской направленности, особенно малышам? Да и в вузах двухметровые парни, у которых совсем другие интересы, не будут слушать нас. Главный принцип допобразования – научить ребят делать все своими руками», - отметил педагог технического направления.

Другая инициатива от комитета образования Читы, по словам преподавателей, состоит в том, что нужного числа детей можно добиться сжатием программ. При таком экспресс-подходе «Навигатор» может вместить гораздо больше.

«Еще в этой гонке за цифрами стали урезать сроки программ. Ну чему можно научиться за 36 часов? Разве это качество? Ставим детей на поток. В общем, конвейер», - пожаловалась педагог младшей детской группы.

«Формальное обучение. Еще три года назад мне говорили, что моя 2-х годичная программа слишком короткая, лучше расписать на 3-5 лет. А тут внезапно программы должны быть короткими. Пора уже определиться, что мы хотим, и какие у нас приоритеты», - добавил другой педагог.

 

«Криптовалюта» допобразования

Следуя маршрутом «Навигатора», неизбежно наталкиваемся на вопросы по сертификату. О них мы писали выше. И пока до конца не ясно, на что именно идут государственные деньги. Неясно даже самим педагогам, ведь никто из них, с кем нам удалось поговорить, четкого ответа дать не смог.

«Нам не доводили порядок оплаты, суммы и расчет стоимости сертификата. Не ясно, как деньги идут на зарплату педагогов, на материально-техническое оснащение. Мы как получали зарплату по часам, так и получаем, для нас ничего не изменилось. И кабинеты не стали лучше, и материалов с инструментами не прибавилось», - с недоумением высказался один из педагогов.

«Словно и нет никаких денег в сертификатах. Ну, такое создается впечатление. Нам ведь никто ничего не поясняет», - добавила другая преподавательница.

Не понятно также, как быть детям, чьи деньги на сертификате закончились в середине обучения. А по условиям ПФДО родители не могут платить сами, вне сертификата. Чиновники говорят педагогам, чтобы таких исключали. Мол, эти ученики портят статистику. И не важно, каких результатов они добиваются, каких успехов достигают. Конец сертификата должен означать конец обучения даже на середине пути. Зато следом можно набрать новых детей, и ву-а-ля.

«Получается, что ребята хотят, но не могут к нам ходить. Говорят, исключайте и набирайте новых. Это сказывается на статистике. А что останется в головах детей - неважно», - констатировала педагог детского учреждения.

А ведь электронный сертификат задумали как драйвер «умного» госфинансирования. В проекте главное – дети, они выбирают. А их выбор поддерживает государство. В том числе и тем, что развивает интересные направления.

Вместе с тем, по официальным данным комитета образования Читы, деньги ПДФО направляются на зарплаты педагогов – 92-94%, на охрану учреждений – 2-3%, на гранты и оплату услуг частных допобразовательных учреждений. Номинал сертификатов в 2021 году составил 9890 рублей на 180 часов. Предусмотрено 13397 сертификатов.

 

Народное финансирование

Тем временем педагоги давно привыкли слышать, что денег нет. В работе по призванию они обычно полагаются на собственные силы или на помощь простонародных меценатов.

«Я вот этот «Навигатор», может он и хорош, не могу понять и принять в данный момент. Они говорят, что выделяются деньги, но учреждение и мой кружок не видим этого. И как кружок существует, на какие средства, это, по-моему, никому не интересно. Им главное – прийти и посчитать по головам детей. А чем мы их занимаем и как – не важно. Это я давно в образовании, у меня материальная база старая, а если кто-то приходит начинать с нуля, как он будет работать? На пальцах? Нет самого элементарного, допустим, лобзиков, напильников, инструментов, не говоря уж о станочном парке», - поделился своим мнением педагог с полувековым стажем в допобразовании. 

МК в Чите: И как вы справляетесь?

«А вы спросите, где педагоги берут элементарно материалы. На свои деньги. Где-то бывшие ученики помогают, где-то небезразличные люди. А чиновники спрашивают статистику, навязывают требования, но не вникают ни в реалии, ни в специфику», - добавил его более молодой коллега.

МК в Чите: А что им мешает вникнуть?

«Подготовка. Чтобы руководить допобразованием, пройдите весь путь, погрузитесь во все мелочи. Быть чиновником и работать с детьми – разные вещи», - ответил первый собеседник.

МК в Чите: Чем же они вам полезны тогда?

«Да ни чем. Главное, чтобы не мешали. К тому же большинство сотрудников комитета образования «на земле-то» и не были. И дня не проработали с детьми. Так, чтобы по-настоящему увлечь детей. Эти люди далеки от реальности», - продолжил его коллега.

 

Показательная порка

Сейчас допобразование в Чите – поле боя с чиновничьей системой. За время действия «Навигатора» в краевой столице уволились восемь директоров учреждений. Но новые люди в допобразование не пришли. На ступень поднялись вчерашние замы, которых просто поставили перед фактом.

МК в Чите: Как вы думаете, чиновники могут признать свои ошибки?

«Комитет шел через «кровь», увольнял людей, а потом там гордились, что обновили директорский состав. За год ушло 8 директоров. В ход шли многочисленные проверки, после которых человек не выдерживал», - поделился один из бывших директоров.

МК в Чите: Как вы оцениваете то, что происходит?

«Вредительство. Однозначное вредительство, - уверен наш собеседник. -Может комитет и не хочет развала. На них тоже давят сверху. При этом педагоги уходят, все рушится».

МК в Чите: Что же можно сделать?

«Ничего они делать не будут. Чувствуешь себя Дон Кихотом в битве с ветряными мельницами. Точно могу сказать, все познается в сравнении. Особенно, если видишь, как успешно реализуют проект в других регионах», - с горечью ответил один из педагогов.

На прощание педагоги добавили, что в целом они поддерживают идею «Навигатора». А протест у них вызвали откровенные нарушения, на которые толкают чиновники с изощренным упорством.

Остается гадать, чем закончится этот уже не скрытый конфликт в допоборазовании города. Предположим лучшее. Например, чиновники задумаются не только о «больших числах» статистики, но и о реальных людях. Задумаются о детях, многие из которых в кружках и секциях профориентации найдут свое призвание и даже путевку в жизнь. О педагогах, которые положили на алтарь детского допобразования свое время и силы. Цель-то у все благая: показать дорогу детям в добрый и умный мир. А сквозь лес задач и цифр, к сожалению, можно вообще не увидеть солнца.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру