Внимание, вас снимают: об автофиксации нарушений на дорогах Забайкалья

Почему лучший способ «обмануть» фотовидеокомплексы - это не нарушать ПДД

За забайкальскими водителями с электроопор зорко наблюдают «Кречеты», «Скаты» и «Вокорды», по дорогам вместе с ними передвигаются «Дозоры», на улицах Читы встречают «Арены», а на въездах в город - «Автоураганы». Одни воспринимают эти устройства как раздражающих надзирателей, а для других они становятся иногда единственным способом отстоять свою правоту в судах, раскрыть преступление или даже найти пропавшего человека.

Почему лучший способ «обмануть» фотовидеокомплексы - это не нарушать ПДД

О том, как работает система наблюдения за транспортными потоками региона и почему ее не стоит пытаться обмануть, читателям «МК в Чите» и члену Общественного совета при краевом УМВД рассказал начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, подполковник полиции Денис Корольков.

Центр был создан в 2011 году. Тогда его «арсенал» составлял лишь 30 передвижных камер фотофиксации, а штат - 16 человек. Четыре года сотрудники ведомства ютились в одном кабинете управления краевого УГИБДД, но в 2015-м им построили собственное здание по ул. Кочеткова,2б.

Именно сюда теперь стекается информация с расположенных на забайкальских дорогах 126 стационарных, 30 передвижных («треног») и пяти мобильных комплексов, а также с четырех аппаратно-программных комплексов «Автоураган».

«За дорогами Читы и Читинского района наблюдают 92 стационарных комплекса, за федеральными трассами - 34, - уточнил Корольков. - В текущем году были установлены еще 60 комплексов на основных дорогах регионального значения, но они пока не приняты в эксплуатацию. Честно говоря, учитывая протяженность края, даже такого количества мало. Хотелось бы втрое больше, однако для этого придется увеличивать и штат Центра».

Действительно, число сотрудников с момента создания учреждения не изменилось, хотя за день только операторы обрабатывают от 2,5 тысяч материалов по нарушениям. Они могут найти в автомобильном потоке Читы практически любую машину, узнать данные ее владельца, технические характеристики, историю нарушений ПДД, а также отследить маршруты передвижения и скоростной режим за нужный период.

При необходимости информация по запросам передается заинтересованным ведомствам, а нарушителям Правил дорожного движения направляют копии постановлений. Последних ждут в специальном кабинете Центра три дня в неделю – с 10:00 до 17:00 в понедельник, а также с 14:00 до 17:00 во вторник и четверг.

«Сведения по запросу гражданам при личном посещении предоставляются незамедлительно, - пояснил Денис Корольков. – Но на бумажных носителях, а видеозаписи лишь демонстрируются. Их копии можно получить исключительно по ведомственным либо судебным запросам. Видео мониторинга перекрестков Читы хранится на наших серверах две недели, а вот за информацией по транспортному потоку можно обратиться в течение года. Если хозяин машины на основании данных материалов сделал вывод, например, о том, что его необоснованно оштрафовали за нарушение ПДД, он может здесь же написать жалобу».

фото пресс-службы УМВД края

Часто посещают Центр представители оперативных служб, которым необходимо отследить перемещение транспорта преступников, угнанных автомобилей, машин с прекращенной регистрацией и даже найти пропавших людей.

«Нередко обращается руководство различных организаций. Например, читинского троллейбусного управления. В случае поступления запроса из этого учреждения, сотрудники Центра передают информацию о нарушениях непосредственно в управление, где самостоятельно применяют санкции к водителям. Если же оператор мониторил поток и случайно обнаружил нарушение ПДД троллейбусом, видео отправляется в городскую роту ДПС и к ответственности находившегося за рулем привлекают уже полицейские», - отметил Корольков.

Также регулярно посещают учреждение владельцы маршрутных такси. Чаще всего из-за спорных моментов, связанных с дорожными знаками «Направления движения по полосам». Их действие на такой транспорт не распространяется, но нередко это становится причиной аварий.

«Очень много жалоб на то, что водители маршруток «ездят как попало», но пока законодательно не урегулирован, в частности, тот же вопрос о движении по полосам, сделать ничего нельзя, - вздыхает начальник центра. – Хотя после того, как мы начали предъявлять жесткие требования по доказательной базе, нарушений со стороны маршрутных автобусов стало гораздо меньше. Например, водитель нам доказывает, что имеет право проехать определенный перекресток по выбранной им полосе движения, а мы поднимаем карту маршрута и видим, что тот вообще не пролегает по данной дороге. Обязательно проверяем все технические документы на транспортное средство и результаты медицинского освидетельствования перед выходом в рейс».

Если говорить о распределении средств фотовидеофиксации нарушений, то особое внимание уделяется перекресткам забайкальской столицы.

«Часто возмущаются: «Сначала сделайте хорошие дороги, а потом камеры вешайте!» Но если взять статистику с 2015 года, то основная причина нарушений – превышение водителями скоростного режима и общее количество таких случаев на спад не идет. При этом за время работы Центра стало меньше проездов на запрещающий сигнал светофора, выездов на полосу встречного движения, непредставления преимущества движения пешеходам, - рассказал Денис Корольков. – Но вот относительно последнего сейчас много спорных ситуаций. Дело в том, что решение Верховного Суда дало право водителям не дожидаться, пока человек полностью пройдет про «зебре», а проезжать у него за спиной, если траектории движения пешехода и транспорта не пересекаются. Однако водители трактуют это решение сильно в свою пользу, поэтому иногда особо нетерпеливым приходится в профилактических целях показывать видео печальных последствий таких нарушений».

Что касается проезда на красный свет, уточнил начальник Центра, многие водители просто не замечают сигнал светофора, потому что вместо него смотрят в свои телефоны. И это тоже отчетливо фиксирует фото- и видеосъемка.

«Чтобы избежать ответственности водители идут на различные хитрости, вплоть до снятия госномеров. Ведь комплекс реагирует на пластину госномера и если ее нет, устройство попросту не «видит» транспортное средство. Но так можно доехать только до первого встретившегося инспектора ДПС и оставить у него свое водительское удостоверение. Поэтому пытаются частично заклеивать символы на номерных знаках. Однако наши операторы методом исключения из федеральной информационной системы ГИБДД устанавливают госномер. Различные сетки, напыление, прикрепленные магнитики, с помощью которых пытаются изменить регистрационные цифры и буквы, тоже прекрасно различимы на видео», - предупредил Денис Корольков.

Да-да, никаких фото, тем более со вспышкой, по поводу которой иногда возмущаются водители. Комплексы работают исключительно на основе радарного устройства и видеоаналитики потока. Поэтому о все еще встречающихся «оберегах» из компакт-дисков на лобовых стеклах давно пора забыть, да и не сильно полагаться на современные антирадары.

Ведь ни один гаджет не оградит от неприятностей надежнее, чем знание ПДД, утверждает начальник центра автоматизированной фиксации: «Хотелось бы пожелать всем водителям доброго пути, быть внимательными на дорогах, а также помнить, что самый эффективный способ «обмануть» систему и избежать административного штрафа – это не нарушать Правила дорожного движения».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру