Педагог Артем Соловейчик в Чите: Нужна смелость, чтобы воспитать свободных детей

Мнение эксперта в сфере образования и опыт отца большого семейства

Нужна огромная смелость, чтобы быть родителями свободных детей, и еще большая, чтобы стать учителями свободных учеников. Так считает руководитель педагогического движения «Школа – наше дело» и комитета по образованию партии «Новые люди» Артем Соловейчик. Своим взглядом на воспитание с примерами из личного опыта федеральный эксперт и отец восьми детей поделился на встрече с журналистами в Чите.

Мнение эксперта в сфере образования и опыт отца большого семейства
фото Батуриной Н.Н.

Сын создателя «педагогики сотрудничества» - системы воспитания и обучения, основанной на принципах диалога, гуманизма и творческого подхода к развитию личности - Симона Соловейчика убежден: с раннего возраста детям надо дать «воздух», свободу выбора, тогда история их жизни будет осмысленной. Он считает это важнейшей задачей как родителей, так и педагогов. Даже если за ребенка очень страшно в период принятия им самостоятельных решений.

«Развитие - это всегда выход из зоны безопасности и комфорта. Мы все переживаем за детей и будь наша воля, они бы всегда находились в безопасности, во всем следуя нашим советам. Ведь взрослые, по их собственному мнению, «знают, как лучше». Но, образно говоря, чтобы ребенок развивался физически, взрослый должен позволить ему забираться на дерево и, замирая внизу от страха, только напутствовать, чтобы был аккуратнее. Надо дать детям право на самостоятельный выбор, проживать вместе с ними этот путь, страховать «под деревом» - поддерживать, а не ограничивать», - пояснил Артем Соловейчик.

Он напомнил три главных права детей, сформулированных более века назад всемирно известным педагогом-гуманистом Янушем Корчаком, который зашел вместе со своими учениками в газовую камеру концлагеря, хотя фашисты предлагали ему бросить детей и остаться в живых. Первое – право ребенка быть таким, какой он есть. Второе – право жить сегодня, а не в ожидании «отложенной жизни». Третье – право на смерть.

«Последнее звучит жестко, но нельзя из чувства безопасности лишать ребенка настоящей жизни, - сказал Соловейчик. – Пробы и риски – неизбежные этапы развития. Как бы прекрасно ни было в «клетке», жить там невозможно. Вырываясь из нее, сильные дети «идут вразнос», а слабые не знают, что делать со свободой. Поэтому выросший на свободе ребенок – самый защищенный, как бы странно это ни звучало».

фото Батуриной Н.Н.

«Воспитание строгого режима» и отбывание времени на уроках по принципу «учиться надо», но без осознания самим ребенком, зачем ему это нужно, порождает потерянных, удобных для манипуляторов людей, продолжил эксперт. Вовсе не о таком будущем для детей, согласно озвученным Соловейчиком данным опроса ВЦИОМ, мечтает большинство россиян – их хотят видеть самостоятельными и предприимчивыми, творцами собственных жизней. Но, как показал тот же опрос, 82% респондентов уверены: в школах сегодня воспитывают не таких людей. «Это диагноз нашей системе образования», - заявил он.

При этом педагог подчеркнул – жертвами «нездоровья» системы являются как школьники, так и учителя. Свободы выбора и творчества, по его мнению, лишены обе стороны. На первых давят ОГЭ и ЕГЭ, на вторых – показатели, излишние бюрократические требования и огромная нагрузка. Свои слова Артем Соловейчик подтвердил статистикой: только 5% российских учителей работают на одну ставку - по 36 часов в неделю. Однако, чтобы приблизиться к средней зарплате по региону, 65% педагогов приходится работать на полторы ставки, а 30% - на две. «Между тем, в Финляндии, на чью систему образования мы равняемся, пределом, после которого наступает профессиональное выгорание, считается 12-14 часов, - отметил эксперт. - Чтобы спасти школу, надо освободить учителя, которого сегодня загнали, у которого просто не остается сил и времени воспитывать самостоятельных людей».

Делать же это надо личным примером, а не насаждая ребенку правила и карая в случае их нарушения, подчеркнул он. Такой процесс более медленный, чем муштра, но в результате него формируются дети, которые не боятся свободы и способны самостоятельно принимать решения, а, значит, могут избежать в будущем гораздо более серьезных ошибок, чем на этапе своего становления.

«Талант свободы нужен всем. У одних детей он сильный от рождения – их заставляют делать по-другому, бьют по рукам, а они все равно вырастают свободными и самостоятельными. Но у многих он иной – раз-два наказали и он будет жить как сказано. Поэтому детей надо любить освобождающей любовью, беречь их свободу», - заключил Артем Соловейчик.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру