Медный гигант: как изменился один из крупнейших проектов Дальнего Востока

Тысячи строителей Удоканского ГМК возводят один из самых современных комбинатов мира

Большое видится на расстоянии, прогресс – во времени. Спустя 500 дней после первого посещения площадки строительства Удоканского горно-металлургического комбината «МК в Чите» снова посмотрел на масштабный проект и убедился, что для профессионалов нет ничего невозможного. О том, как строится ГМК «Удокан», насколько изменился промышленный пейзаж, и как именно инвестор намерен добывать медь на самой северной территории Забайкалья, разобрался наш корреспондент.

Тысячи строителей Удоканского ГМК возводят один из самых современных комбинатов мира

Свернули горы

Вахтовка, инструктаж, экипировка. Затяжной подъем. Высокие реликтовые березы и лиственницы, подобные мачтам, становятся реже, воздух – холоднее. Еще через несколько минут отвесные склоны пустеют. Вдалеке появляются силуэты тяжелых машин. Похоже, приехали.

Тысячи тонн бетона и стали, сотни самосвалов и бульдозеров, километры ЛЭП, генераторы, мельницы и площадки – так сегодня выглядит титульный объект Забайкальского края. «Удоканская медь» (входит в USM Алишера Усманова, правопреемник «Байкальской горной компании») силами тысяч инженеров, монтажников, сварщиков, крановщиков, наладчиков из разных стран мира на высоте более 1700 метров над уровнем моря возводит будущее целого округа и даже больше — всего Дальнего Востока. Уже понятно, что «Удокан» стал новым БАМом для всего забайкальского севера. Как и в прошлом веке, все там так или иначе вращается вокруг ГМК, будь то строительство новой больницы, школы, установка детской площадки или открытие гостиницы.

«Для всех нас, для всего округа «Удокан» стал новой стройкой века. После запуска проекта Каларская земля снова стала привлекательной не только для экологического туризма, но и для молодых и перспективных людей, желающих создавать, созидать, достойно жить и зарабатывать. Я уже не говорю, что наш округ – одно из красивейших мест в России, по-настоящему притягивающих», - рассказал «МК в Чите» Михаил Мирчук.

Но обольщаться не следует. Если в такого рода серьезной промышленности и есть романтика (бесспорно, есть), то она плотно переплетена с трудом, технологиями, жесткими требованиями к подготовке кадров и сроками выполнения задач. Доказательства тому – цифры.

Для того, чтобы запустить медное сердце «Удокана», подрядчикам потребуется построить более 100 зданий и сооружений. Площадки ГМК будут соединять свыше 35 километров дорог, электричество пойдет на предприятие по 64 километрам сетей. Для транспортировки руды на предприятии идет строительство двух магистральных конвейеров протяженностью около 3 км, по которым в непрерывном режиме на разные этапы дробления будет поступать «изумрудная» руда.

Сам процесс извлечения меди из породы – тема непростая, по крайней мере, для обывателя. О том, какой путь предстоит пройти удоканской руде для превращения в сульфидный концентрат, а затем и в катод — пластину почти стопроцентной меди, в подробностях объяснил директор по строительству «Удоканской меди» Михаил Мирчук.

 

500 дней спустя

Теперь – о динамике. Полтора года назад, в 2019-ом, комбинат только начинал обретать свои очертания. Из земли торчали железобетонные основания будущей фабрики, строители плотно вязали арматуру, предавая жесткость конструкции, а о технологиях производства говорили только в будущем времени. Сегодня все изменилось. В корпусе крупного дробления руды полностью закончен монтаж гирационной дробильной установки. Появились вспомогательные бункеры, питатели и конвейеры. На свои места встали и главные «герои» отделения измельчения – самые большие в Забайкалье мельницы, которым предстоит, как орехи, колоть породу тысячами тонн. Все их корпуса в одном из блоков обогатительной фабрики собраны. Специалисты готовятся монтировать электродвигатели, системы электроснабжения, автоматизированные системы контроля и управления. Да, несмотря на размеры и внушительность этих конструкций, они будут такими же «умными», как, например, смарт-часы на руке или гаджет в «умном» доме. Участие человека на дроблении потребуется далеко не всегда.

Дальше переходим на этап флотации. За этим термином скрывается сложный, но вполне понятный технологический процесс отделения чистой меди от природной «скорлупы» - породы, добытой на удоканских карьерах. Как объяснил директор по строительству Михаил Мирчук, после нескольких этапов дробления мелкие фракции породы (до 170 микрон) попадают в флотомашины – резервуары, куда подается специальный раствор с миллионом пузырьков воздуха. Крупинки меди, как на лифте, поднимаются вверх, собираются, а после многократного повторения этого процесса в нескольких резервуарах остается лишь «пустая» пульпа, уходящая на хвостохранилище. И здесь тоже говорить исключительно о планах уже не стоит.

«На обогатительной фабрике закончена сборка всех 16 флотомашин для 2-й стадии коллективной флотации, завершен монтаж опорных мостов и технологических площадок. Активно идет монтаж перемешивающего оборудования и трубопроводов подачи воздуха», - отметил Мирчук.

Вершины медной горы: пейзажи и лица крупнейшего проекта забайкальского Севера

Вершины медной горы: пейзажи и лица крупнейшего проекта забайкальского Севера

Смотрите фотогалерею по теме

После всех этих операций с рудой у нас в руках окажутся пластины (катоды) меди толщиной около 1 см с содержанием этого металла 99,99%. Продукт готов к погрузке и поставке.

Но до конца производственного цикла даже на этом этапе еще далеко, ведь пока из недр Удокана собраны только «сливки». После получения катодов твердый осадок доизмельчается в специальной секции до состояния пшеничной муки и направляется на отмывку, а затем снова попадает на флотацию, только уже сульфидную. Конечный концентрат сгущается в специальных чашах (их основания уже смонтированы), фильтруется и в готовом сухом виде ссыпается в бигбэги. Это товарный сульфидный концентрат, который содержит около 45% меди. На специальных заводах эту массу тоже превращают в чистую медь, но то совсем другие технологии в тысячах километров от Удокана.

Производство окончено. Осталась лишь пульпа. По водопроводу она уходит в хвостохранилище, все твердые частицы осаживаются, а вода, пригодная для обогащения, снова попадает на фабрику. Цикл завершен.

Если сравнивать производственную площадку по принципу «до и после», то за последние полтора года Удокан из огромной стройплощадки превратился в практически готового «стального гиганта». Обо всех этапах производства там сегодня можно не только послушать, но и своими глазами увидеть каждое звено этой большой цепи, которая станет единым действующим организмом уже в 2022 году.

 

Экология и кадры

Учитывая масштабы третьего в мире неразработанного месторождения с десятками миллионов тонн залежей меди, для подъема метала из недр и превращения породы в готовый продукт потребуется труд тысяч людей. Планируется, что запуск только первой очереди горно-металлургического комбината обеспечит работой около 2 тысяч человек непосредственно на Удокане и до 20 тысяч людей в смежных отраслях. Ежегодно предприятие будет перерабатывать до 12 млн тонн руды, а после запуска второй очереди этот показатель вырастет почти в до 36 млн тонн руды в год.

Когда речь заходит о таких объемах, возникает вопрос – что будет с Удоканским хребтом, с горными реками, озерами, долинами и ущельями? Не падут ли они жертвами прогресса? Интересно, но на этот вопрос «Удоканская медь» нашла ответы еще до начала строительства ГМК, детально проработав экологическую программу и планы рекультивации. После завершения разработки карьеры будут засыпаны, а на их поверхности восстановят естественный растительный покров.

Кроме того, компания ведет комплексную оценку воздействия на окружающую среду. На территории ГМК будут созданы полигоны для промышленных и коммунальных отходов, внешних отвалов пород и уже упомянутое хвостохранилище. Все эти решения принимались еще на стадии проектирования.

Еще одна задача «Удоканской меди» - создание вахтового посёлка будущего, где будут жить тысячи операторов различных машин, технологов, водителей 130-тонных самосвалов и других сотрудников. Работники комбината разместятся в нескольких общежитиях. Во дворах будут стоять спортивные площадки, в жилом комплексе появятся своя больница, котельная и многое другое.

Изменится жизнь и в самих посёлках. Будет проведено комплексное благоустройство, построен целый жилой квартал, ФОК и культурно-досуговый центр.

Концепция предполагает строительство микрорайона с домами в 3-5 этажей с благоустроенным двором, придомовым парком, где организуют детские площадки, зоны воркаута и спортивных активностей.

В перспективе по численности населения округ может вырасти вдвое.

Сейчас все, что происходит на Удокане, руководство ГМК и рабочие описывают сдержано и буквально одной фразой: «Идем в плане». Многомиллиардные инвестиции, привлеченные, в том числе, в рамках Фабрики проектного финансирования ВЭБ.РФ, превращаются в цеха, мельницы, водопроводы, ЛЭП, стены высоких зданий и карьеры. До завершения первой очереди «стройки века» осталось совсем немного. А дальше добыча и… новая стройка, беспрецедентная по масштабам. «Медный гигант» продолжит расти, поднимая не только округ, но и все Забайкалье.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру