Рвёт и рвёт: почему отопительный сезон в Забайкалье побил рекорды аварийности

Денег все нет, и держаться уже не на что

Отопительный сезон в крае был непростым. Очень непростым. Как на недавней пресс-конференции признался глава забайкальского МинЖКХ Илья Золотухин, причин тому несколько. Все они так или иначе связаны с отсутствием денег. Отсюда – рост числа аварий на объектах теплоснабжения в 7 раз. Почему проведение очередного осенне-зимнего периода в Забайкалье сродни игре в «русскую рулетку», и чем это грозит всем нам, разобрался «Московский комсомолец в Чите».

Денег все нет, и держаться уже не на что
фото: pixabay.com

Понятно, что любой разговор о коммуналке в итоге сводится к деньгам, точнее их острой нехватке. Поэтому даже на старте отопительного сезона многие понимали, что без неприятных сюрпризов вроде крупных аварий, например, в Маккавеево, Первомайском и других поселках, не обойдется. Так и получилось.

«В ходе отопительного периода мы зафиксировали значительный рост числа аварийных ситуаций. По сравнению с предыдущим отопительным периодом, 2019-2020 года, с 22 инцидентов и аварий число увеличилось до 152. Корни этого лежат в отсутствии финансирования и межтарифной разницы, дефицит бюджета составлял 1,3 млрд рублей, для ресурсников, чтобы они полноценно могли осуществлять свою деятельность. Ну, и плюс в бюджете Забайкальского края было недостаточно средств на подготовку к ОЗП, на оплату технических мероприятий», - сказал на пресс-конференции министр ЖКХ региона Илья Золотухин.

Фактически, ни о каких внезапных ЧП в этом году речи практически не было. Все ожидаемо и логично. Нет денег – нет материалов, рабочих и техники – снижается надежность – порыв за порывом. Цепочка очевидна.

Самое страшное – денег не просто нет. Их нет настолько, что некоторые зимние аварии не ликвидированы до сих пор. Со слов того же Золотухина, промерзание водовода в Шилке лишь оперативно подлатали, объект поставили на подвоз воды, однако само оборудование только предстоит ремонтировать. Произойдет это, согласно планам подготовки к ОЗП, летом.

Вторая беда забайкальского ЖКХ в условиях суровой зимы – закупка топлива, а если говорить более казенным языком – формирование нормативных запасов. Тут тоже далеко не все гладко. Перед началом отопительного сезона 2020-2021 годов в 14 муниципалитетах региона даже приходилось вводить режимы повышенной готовности, поскольку лимитов, проще говоря, целевых денег, на это не было. Осенью в авральном режиме пришлось договариваться с поставщиками угля, просить рассрочки, закупаться через департамент ГО и ПБ и так выходить из ситуации. Благо, все всё понимают и идут навстречу, глядя на риски и нищий региональный бюджет. За поставленный уголь с краснокаменским ППГХО рассчитываются до сих пор.

Сейчас впереди – новый сезон. Снова грядут месяцы работы котлов, насосов, заслонок и людей, которые все это обслуживают. И сезон, как это бывает каждый год, несмотря на вполне конкретные сроки, может опять прийти неожиданно. Есть опасения, что в крае произойдет эффект «снежного кома», когда долги накапливаются, дефицит становится больше, а потребности с износом оборудования и сетей только вырастут.

Как отметил Илья Золотухин, Минфин Забайкальского края сейчас меняет параметры бюджета. Ожидаются дополнительные средства на подготовку к ОЗП и выплаты межтарифной разницы. Дефицит на организацию отопления в 2021-2022 годах уже достиг 1,2 млрд рублей даже при условии, что более полумиллиарда из бюджета выплачено. По остальным деньгам нет вообще никакой определенности. Опыт прошлого года говорит о том, что чуда не произойдет, и зимой придется доставать средства из резерва, тратить их на временные меры, латать, варить, ждать лета со скрещенными пальцами, а потом снова вкладывать и вкладывать в те же участки. О рациональный тратах, когда проводится комплексная реконструкция, и о проблеме забывают на долгие годы, речи тут вообще не идет. Все на потоке, не жалея дырявых бюджетов.

Интересно, что, судя по официальным данным МинЖКХ, от ресурсников в этом году каких-то больших капитальных вложений в свое хозяйство тоже ждать не стоит. Из 1,2 млрд рублей долгов перед ними 700 млн рублей – деньги ЗабТЭКа, крупную сумму сейчас у властей высуживает ТГК-14. Все это – потенциальные инвестпрограммы, которые никто просто так проводить не будет. А если и будет, то в гораздо меньших масштабах.

В некоторых других регионах – в Красноярском крае, Якутии, Еврейской автономной области и нескольких городах Амурской области – с недофинансированием сферы справляются внедрением метода альткотельной, но власти Забайкалья от этого пока отказываются.

В заключении – ответы на два вопроса, поставленные в самом начале. Выстрелит револьвер в этом году или нет, будет ли регион что-то капитально реконструировать или снова забайкальцев ждут десятки, а то и сотни порывов – дело случая. Для этого нужно, чтобы сошлись многие обстоятельства – упорство представителей края на федеральном уровне, понимание рисков и добрая воля Москвы. При лучшем раскладе, Забайкалью по аварийности удастся вернутся хотя бы на уровень 2019-2020 годов. Это само по себе станет маленькой победой, хотя ситуация на деле всего лишь стабилизируется. В худшем сценарии наши антирекорды еще впереди, и зима будет по-настоящему холодной.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру