Буллинг в школе: что делать родителям и детям

Читинский психолог рассказала о реальных случаях травли подростков

Изгои, аутсайдеры, дети, с которыми почему-то никто не общается, были в школах всегда. Детский коллектив пластичен, нестабилен, подчас наполнен противоречиями и жестокостью. Где-то конфликты способны разрешить сами школьники, где-то этому способствуют родители и учителя, а в каких-то случаях не обойтись без помощи психолога. О проблеме школьного буллинга «МК в Чите» побеседовал с педагогом-психологом центра «Семья» Надеждой Пляскиной.

Читинский психолог рассказала о реальных случаях травли подростков
фото: pixabay.com

- Надежда, Андреевна, есть ли проблема травли, буллинга в школах Читы и Забайкальского края?

- Да, проблема достаточно актуальна. Количество запросов по данной проблеме год от года увеличивается. Около 40% клиентов, которые к нам обращаются, обеспокоены именно этой проблемой, а также вопросами взаимоотношений со сверстниками и учителями. Эти трудности могут повлечь за собой травлю.

Вообще, с понятием буллинг многие родители не сталкивались вообще, при этом с понятием «травля» они очень хорошо знакомы, некоторые даже сами были в подобных ситуациях. Травля может происходить в разные моменты и бывает разных видов: психологическая, физическая, экономическая, вербальная, сейчас к ним добавился кибербуллинг. В разных школах, в разных коллективах это проявляется по-разному. Агрессоры могут «зацепиться» за внешние или интеллектуальные особенности ребенка, успеваемость или поведение.

- Как проявляется травля?

- Это могут быть побои, угрозы, шантаж, манипуляции, вымогательство, порча имущества, игнорирование, в некоторых случаях даже сексуальное домогательство. В интернете набирает обороты кибербуллинг. Это более сложный вид травли, потому что обидчика отследить сложнее. Здесь мы сталкиваемся с оскорблениями, шантажом, взломами страничек, распространением недостоверной, порочащей информации. Зачастую виды травли могут быть смешаны. Здесь важно говорить об информационно-психологической безопасности детей, которой в школах, согласно законодательству, уделяется особое внимание с точки зрения профилактики.

Случай №1. Обратилась мама ученицы одной из читинских школ. Страницу ребенка постоянно взламывали и рассылали от ее имени сообщения с просьбами о переводе денег. Хотя этот факт уже относиться к мошенническим действиям, элемент буллинга здесь также прослеживается.

- Надежда Андреевна, как понять родителям, что ребенка в школе травят?

- Первое, на что нужно обратить внимание - эмоциональное состояние ребенка перед уходом в школу и по возвращению из нее. Второе – внезапно возникшие трудности в учебе. Если у школьника резко снизилась успеваемость, он не может сосредоточиться, его внимание рассеянное, нужно обратить внимание. Также признаком травли могут быть резкие перепады настроения, постоянно плохое самочувствие. Помните, что ребенок на прямой вопрос может ответить не сразу. В этой ситуации лучше отразить его чувства – «Я вижу, что ты расстроен», «Я понимаю, что тебе плохо» - и отступиться. На первом этапе этого будет достаточно. Позднее нужно попробовать поговорить на эту тему еще раз, обсудить взаимоотношения с учителями и сверстниками.

Семья – это основа формирования личности. Если у родителей есть доверительные отношения с ребенком, отследить факт травли будет значительно проще.

Случай №2. К нам обратились родители читинской школьницы, которая постоянно болела. Каждое обследование, каждый новый врач указывали на новые диагнозы. Мама предположила, что здесь могли возникнуть психосоматические проблемы на фоне непонимания со одноклассниками. Их направили к нам из детской поликлиники. Позднее мы обнаружили у девочки признаки неуверенности в себе, низкую самооценку, отягощенные травлей в школе. Была «подруга», которая постоянно занимала деньги и не отдавала их, постоянно «цеплялась» к нашей подопечной. Мы прорабатывали техники эффективного взаимодействия, способы выхода из конфликтной ситуации. Достаточно продолжительная работа велась не только с ребенком, но и с родителями.

Бывает, что на разрешение конфликтной ситуации поступает запрос от школы. Как правило, они связаны с отношениями между детьми или родителями, которые не могут разрешить сами педагоги. В таком случае мы работаем с внутришкольными коллективами: проводим стажировки для учителей, классные часы и родительские собрания.

Случай №3. В одной из читинских школ в прошлом году был реальный конфликт между родителями, а также между родителями и педагогами. Конфликт был спровоцирован травлей одного из учеников несколькими одноклассниками. В этом случае, мы проводили индивидуальные консультации и подключили процедуру медиации (примирения), т.е. службу для разрешения конфликтов с участником независимого посредника, регулирующего процесс беседы между конфликтующими сторонами. Цель этой процедуры – прийти к компромиссу. В этой ситуации потерпевшая сторона не могла найти понимания у других участников конфликта. После двух встреч конфликт потерял свою остроту.

- Что в первую очередь нужно сделать родителям, чей ребенок оказался в ситуации буллинга?

- В первую очередь нужно поговорить с классным руководителям, чтобы прояснить ситуацию и донести до человека, который видит детский коллектив другими глазами, свою личную заинтересованность в разрешении проблемы. Во-вторых, если потребуется, обозначить проблему на родительском собрании. Ни в коем случае не надо пытаться взаимодействовать с ребенком-агрессором. И, конечно же, важно как можно больше говорить с ребенком, чтобы понять его эмоциональное состояние и суметь вовремя ему помочь. Если вы понимаете, что ситуация выходит из-под вашего контроля, не стесняйтесь обращаться к психологам.

фото: pixabay.com

- Как же научить ребенка адекватно реагировать на агрессора?

- Вопрос адекватной реакции на агрессора – это вопрос личных границ. Важно научить ребенка доносить до обидчика мысль, что «со мной так нельзя» и при необходимости не боятся обратиться к взрослым. Ребенок должен понимать, что взрослый – это более опытный человек, который может помочь разобраться в ситуации.

Родителю нужно, в первую очередь, отразить эмоции ребенка, дать ему уверенность, что его понимают. Дальше нужно попробовать вывести его на диалог и спросить, как бы он мог себя повести в той или иной ситуации. Если у ребенка нет стратегии поведения и он не знает, что делать, можно предложить ему следующую технику.

Во-первых, донести до обидчика свои чувства – «Мне неприятно», «Мне больно», «Мне обидно», «Мне обидно, когда скидывают мои тетради», «Мне неприятно слушать это» и т.д.

Потом ребенок может попросить помощи у самого обидчика – «Помоги мне справиться с этой ситуацией». Если это вызывает негативную реакцию можно спросить прямо: «Почему ты ко мне так относишься?». В случае, есть это не помогает решить конфликт, следует сказать о последствиях – «Если это будет продолжаться, я попрошу помощи у взрослых».

Важно понимать, что конфликт, который не решается долгое время, может спровоцировать самые неожиданные и печальные последствия.

Случай №4. Прошедшей зимой в одном из районов Забайкалья подросток совершил суицид из-за кибербуллинга – информация постыдного характера попала в социальные сети. Это стало одной из причин самоубийства.

Кроме этой элементарной техники, мы рекомендуем родителям смотреть с детьми фильмы о конфликтных ситуациях в школе. Подойдут, как старые ленты, типа «Чучело», так и новые, например, «Мост в Терабитию»*. Бывают такие случаи, когда во время просмотра фильма, у ребенка появляется потребность рассказать о своей ситуации. Обсуждение фильмов может оказать терапевтический эффект.

- Надежда Андреевна, а что делать, если мой ребенок – агрессор?

- Как правило, ребенок-агрессор – это человек, который не имеет самоутверждения в семье, которые не получил в ней поддержку, поэтому он получает самоутверждение за счет других людей. Это яркая иллюстрация к заниженной самооценке. Он ищет какие-то способы, чтобы добиться успеха и признания, компенсируя своё внутреннее неблагополучие. Здесь я могу посоветовать искать достижений в другом направлении – в спорте, кружках, секциях. Работа с родителями в этом случае будет обязательна. Важно говорить про ответственность, про права и обязанности, про последствия того или иного поведения. Про чувства ребенка-агрессора мы тоже обязательно говорим, потому что маленький человек ведет себя так не от того, что ему хорошо, а как раз наоборот. В любом случае, при решении внутренних проблем ребенка должно принимать непосредственное участие родители.

*Фильмы по профилактике буллинга:

3-6 лет

«Мой маленький пони: Дружба — это чудо» (2010) (0+)

7-11 лет

«Чучело» (1983), режиссёр Ролан Быков (6+)

«Назад в будущее» (1985), режиссёр Роберт Земекис (6+)

«Мост в Терабитию» (2007), режиссёр Габор Чупо (6+)

12-16 лет

«Общество мёртвых поэтов» (1989), режиссёр Питер Уир (12+)

Проект «Задира» (2011), режиссёр Ли Хирш (12+)

«Повелитель мух» (1963), режиссёр Питер Брук (12+)

«Класс коррекции» (2014), режиссёр И. И. Твердовский (12+)

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру