Мир не был готов: врач рассказал главное о COVID-19 в Забайкалье

От непонимания и страха – к отлаженной работе

Миллионы заболевших, около 200 тысяч погибших. Нас каждый день накрывает страшными картинами последствий коронавируса в мире. Людей призывают оставаться дома и не подвергать свою жизнь опасности, но вопросов об этой болезни все больше и больше. На некоторые из них «Московскому комсомольцу в Чите» ответил главный внештатный пульмонолог министерства здравоохранения Забайкальского края Сергей Лукьянов.

От непонимания и страха – к отлаженной работе
фото: pixabay.com

«Каждый знает, что делать»

- Сергей Анатольевич, о симптомах коронавирусной инфекции не знает сейчас, наверное, только живущий в глухой тайге. Но есть ли какие-то региональные особенности течения болезни?

- Региональных особенностей у этой инфекции нет. Проблема в том, что во многих случаях болезнь протекает бессимптомно. Могут быть банальные признаки ОРВИ - заложен нос, болит горло, пропадают обоняние и чувство вкуса, повышается температура, появляется сухой кашель, может быть затруднено дыхание. Пока, к счастью, у нас нет ни одного «тяжелого» пациента. У нас люди переносят болезнь в легкой и среднетяжелой форме. Практически все наши больные выявлены на ранних стадиях, поэтому мы их лечим, и не даем появиться осложнениям.

- Каков алгоритм работы с теми, у кого есть подозрение на заболевание?

- Знаете, никто не отменял других сезонных вирусов и аллергий. У человека могут начать слезиться глаза, появиться насморк, но это совершенно не значит, что он болен коронавирусом. Алгоритм работы следующий: обследуются, в первую очередь, все, кто прибывает из Москвы и других неблагополучных регионов. Потом те, у которых есть симптомы, и те, кто контактировал с заболевшими. Мы не обследуем людей просто так, потому что им так хочется. Это делается только по строгим показателям. Тест-систем в крае для исследований хватает. Сейчас в регионе есть четыре лаборатории, которые проводят анализы. Специалисты работают в усиленном режиме, и в течение суток становится ясно, болен человек или нет.

- В Сети пишут о многочасовых сменах врачей в «грязных» зонах моностационаров и колоссальном напряжении. Так и в Забайкалье?

- У нас нет такого, как в Италии, Испании, Франции или даже в Коммунарке. Однако мы не знаем, как ситуация будет дальше развиваться. Конечно, для всех работников здравоохранения это стресс. Мы не были готовы к такой эпидемии, да и никто во всем мире не был готов - такая ситуация сложилась впервые за многие годы. Сначала был страх, но сейчас уже все механизмы отработаны. Каждый знает, что ему делать, куда направлять больных, кто кого лечит. В нашем моностационаре на одного врача приходятся 10-15 пациентов. Ночью и вечером каждые четыре часа в отделение с больными приходит дежурный врач. У больных детей отдельные врачи. Средств индивидуальной защиты в больнице хватает.

Сейчас в горбольнице №1 Читы, которая стала моностационаром, медики работают в смены по 12 часов с тремя заходами в «заразную» зону по четыре часа. В полной защите тяжело. Бывает, работаем и дольше, но это если большой наплыв пациентов, допустим, человек 10 разом. Стресс, конечно, есть, но пока врач работает в «заразной» зоне, в «чистой» зоне дежурят координаторы, специалисты, с которыми есть постоянная связь. Один на один с больными никто не остается. Могу сказать, что мы готовы к тяжелому сценарию развития ситуации. Для понимания: сейчас у нас используется только 30% коек в одном моностационаре.

- Насколько ощутимо психологическое напряжение в больнице? Как пациенты реагируют?

- Конечно, люди напуганы. У тех больных, которые приезжают семьями с детьми, есть страх за себя, за своих близких, однако мы проводим со всеми разъяснительные беседы, успокаиваем их, персонал общается со всеми очень деликатно. Психозов и нервных срывов пока ни у кого не было, к помощи психологов прибегать не приходилось. Опять же мы стараемся, чтобы людям было максимально комфортно даже в этих непростых условиях. Семьи, если, допустим, поступила мама с ребенком, не разделяем, их селят в отдельной палате. В моностационаре есть и педиатры, и неонатологи.

фото пресс-службы Минздрава Забайкальского края

Беречь самого себя

- Сергей Анатольевич, все-таки, чем опасен коронавирус?

- Болезнь особенно опасна некоторым категориям граждан, особенно пожилым, из-за появления, например, дыхательной недостаточности. В зоне риска также люди с хроническими заболеваниями, в том числе органов дыхания и легких, люди, пережившие инфаркты и инсульты. Каждого больного мы проверяем на наличие пневмонии. Коронавирус опасен именно этим осложнением. Особенно опасен коронавирус появлением и развитием пневмонии в первые пять дней. В этот момент пациенту могут потребоваться кислород или аппарат ИВЛ.

- Как новый вирус может отразиться на беременных женщинах?

- Пока нет научных данных о том, как коронавирус сказывается на этой категории пациентов. Однако в Китае были случаи, когда от зараженных матерей рождались здоровые дети. На самом деле, это еще не изучено. Но если происходит тяжелое течение болезни, последствия могут быть самыми печальными. Беременные по многим показателям находятся в зоне риска, потому что у них по естественным причинам ослаблен иммунитет. Поэтому к ним всегда особенно трепетное отношение.

- Может ли выздоровевший подцепить болезнь повторно от тех, кто находился вместе с ним моностационаре?

- Это исключено. Выписка из моностационаров происходит только после того, как у пациента приходит отрицательный результат теста на коронавирус. Мы перестраховываемся и делаем два таких теста с интервалом в один день. Например, мы взяли тест в понедельник, результат отрицательный, потом мы сделали его повторно в среду, в четверг мы получили результаты, и только если повторный тест показал тот же результат, отпускаем человека домой.

Заразиться от тех, кто находится в стационаре нельзя, потому что палаты формируются посуточно, то есть в одной палате находятся люди, поступившие в одно время. Такого, чтобы человек шел на поправку, и к нему положили нового больного, быть не может, за этим очень строго следят.

- А животные могут быть переносчиками COVID-19?

- Об этом научно подтвержденных данных пока нет.

- Можно ли заболеть коронавирусом повторно спустя какое-то время?

- Считается, что иммунитет после этого заболевания возникает, но он не стойкий. Есть вероятность заболеть снова, но уже, однозначно, в легкой форме. Но иммунитет после болезни еще плохо изучен.

- Каждый день нам говорят о необходимости самоизоляции. Насколько эффективна такая форма профилактики?

- Настолько, что мы пошли по пути Италии и Испании. Именно из-за своевременного введения режима самоизоляции у нас нет массового всплеска заболеваемости. Уважаемые забайкальцы, пожалуйста, оставайтесь дома и не подвергайте риску свое здоровье и здоровье своих близких. 

Сюжет:

Коронавирус Забайкалье

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру