Вдали от школы: как забайкальцы справляются с дистанционным обучением

Как сломать барьеры и не завалить последнюю четверть

10.04.2020 в 10:04, просмотров: 1510

Прямые включения по конференцсвязи, многочасовая работа за компьютером и «зависающий» Интернет. Это не работа в крупной компании, это будни самоизолировавшихся родителей и их детей. О том, как работает система дистанционного обучения в регионе, насколько она эффективна, и что делать родителям в непривычной ситуации, «Московскому комсомольцу в Чите» рассказала директор Центра цифровой трансформации образования Забайкальского края Любовь Казакова.

Вдали от школы: как забайкальцы справляются с дистанционным обучением
фото: yandex.by

Был бы Интернет

Любовь Ивановна, расскажите, пожалуйста, насколько край технически был готов перейти на дистанционную систему образования?

- С точки обеспеченности информационными системами край готов на 100%. А вот по обеспеченности детей техническими устройствами и доступом к Интернету в домашних условиях край готов не полностью. Здесь самый сложный момент – наличие Сети. В некоторых населенных пунктах в школах Интернет есть, а дома у детей его нет. У нас 58 сел живут без мобильной связи и без глобальной сети вообще. А в этих селах учатся от 1 до 70 детей. Вы могли заметить, что даже в Чите в последние дни вечером Интернет плохо работает – люди сидят дома, смотрят фильмы, общаются, нагрузка большая. Это самая главная проблема, с которой мы столкнулись.

- А учителя полностью готовы?

- Если говорить об учителях, то в большинстве своем они готовы к дистанционному обучению. Те, кто не очень хорошо ориентировался в таком формате, сейчас активно учатся. Но когда дома у детей нет ни компьютеров, ни Интернета, возникают определенные сложности.

- Но как учиться в таких условиях?

- У нас разработаны подробные инструкции, проведены совещания с каждой школой, проведен мониторинг обеспеченности детей средствами для дистанционного обучения. Мы учли каждого ребенка: есть ли у него компьютер, доступ в Интернет с телефона, или нет ни того, ни другого. Картина получается следующая: в отдаленной школе в одном классе у пяти учеников могут быть компьютеры, у 15 есть доступ в Интернет с мобильных телефонов, у остальных нет ни того, ни другого. И учителям приходится готовить материал урока в трех разных форматах, включая бумажные носители.

- Как доставляются задания тем, у кого нет мобильной связи?

- Есть регламент, согласно которому задания на неделю распечатываются на бумаге и доставляются ответственным лицом домой. После выполнения задания родители приносят работы в школу и оставляют в специальных ящиках.

- В крупных населенных пунктах с этим все-таки проще?

- Безусловно. Вообще, основой всего дистанционного обучения в Забайкалье является система «Образование Забайкальского края», включающая в себя очередь в детский сад, прием в первый класс и многие другие модули, в том числе модуль «Сетевой город. Образование». Туда входят электронный дневник и журнал. В электронном дневнике детям даются ссылки на онлайн-платформы, ресурсы и задания в учебнике. Эта система работает и в мобильной версии, и с компьютеров. Родителям и детям не надо еще куда-то заходить и искать задания.

- Опишите, как проходят онлайн-уроки?

- Это формат видеоконференции с участием учителя и всего класса. Хотя, на мой взгляд, такой формат не вполне продуктивен, потому что дома у компьютера очень много отвлекающих факторов, и воспринимать материал на слух достаточно сложно. Мне кажется, гораздо эффективней учителю записывать небольшие (до пяти минут) видео с пояснениями, которое можно пересмотреть.

- А как быть с физкультурой?

- Здесь все еще проще. В учебнике у детей есть раздел о том, что делать на уроке физкультуры, если ты находишься не в спортзале. В этом разделе четко прописаны, какие упражнения можно и нужно выполнять, как измерять пульс и так далее.

Валерьянка не поможет

- Как вы оцениваете качество подготовки школьников в формате дистанционного обучения?

- Вообще, когда дистанционное обучение вводится не в состоянии форс-мажора, а планово и поэтапно, оно дает хорошие результаты. В Забайкалье около 10 тысяч школьников учатся дистанционно – это те, у кого по разным причинам нет учителей-предметников в школах. Такая работа нами ведется с 2011 года. Подчеркну, когда этот процесс проходит планово, дети на экзаменах показывают высокие результаты, иногда даже выше, чем при очной форме обучения. Почему так происходит? Потому что дистанционно работают учителя, которые уже знают, что и как делать, а дети привыкают работать самостоятельно. Отмечу, что дети без непосредственного присутствия учителя все равно приходят в школу, где им помогает тьютор. Эта практика очень продуктивная. А сейчас форс-мажор, и мы не можем собрать детей, чтобы объяснить им, как правильно и удобней работать дистанционно. Сейчас и дети, и учителя, и родители из-за этого сталкиваются с психологическим барьером.

- Как сломать эту стену?

- В первую очередь, мы предлагаем учителям встать на место ученика. Учитель должен проработать программу урока так, чтобы и ребенок, и родители поняли, что требуется, для чего это всё делает, к какому результату ученик должен прийти. Сейчас важно изучить, что осталось на четвертую четверть и переструктурировать материал так, чтобы он был понят. Может быть, стоит посмотреть, какие задания из разных предметов можно объединить. Это поможет сохранить интерес ребенка к учебе и снизить нагрузку. Главной проблемой дистанционного обучения может стать потеря интереса у ребенка, и нам вместе с родителями важно сохранить мотивацию к учебе.

- А у учителей, которые работали в очном формате, есть такие наработки?

- Конечно, есть. Скажу больше, у нас в крае много учителей-дистанционщиков, которые имеют богатый опыт и сейчас по нашей просьбе активно делятся своими практиками.

- Что делать родителям в такой ситуации?

- Не молчать. Но и постараться воздержаться от излишних возмущений. Нужно задавать обоснованные вопросы в родительских чатах с учителями. Особенно это касается излишней нагрузки, которая сейчас еще может быть. Следите за объемом работы и сообщайте о случаях перегрузки завучам.

- Вы сказали о нагрузках. С переходом на «дистанционку» она увеличилась или сократилась?

- Пока мы видим тенденцию к увеличению нагрузки, но, думаю, в ближайшее время ситуация изменится, и нагрузка не будет превышать установленную норму. Относительно времени занятий министерство жестко регламентирует время всех занятий. В частности, в 1-4 классах должен быть один онлайн-урок, в 5-8 – два таких урока, в 9-11 классах – три урока. Каждый онлайн-урок длится 30 минут. Остальные уроки должны быть в виде заданий.

- Как будет оценивать результаты четвертой четверти?

- Этот вопрос находится в компетенции школ. Здесь мы можем только рекомендовать по ряду предметов выставлять оценки по итогам третьей четверти, которую дети закончили нормально, а по некоторым предметам все-таки учитывать результаты четвертой четверти.

- Сейчас специально для учеников 9 и 11 классов в онлайн-режиме ведут лекции преподаватели вузов и учителя высшей категории. Ситуация, когда материал объясняет другой преподаватель, будет нормально воспринята учениками или это стрессовая ситуация? 

- Знаете, в старшем возрасте дети спокойнее воспринимают смену учителя. И эта подготовка проходит именно в формате лекций, когда педагог объясняет какую-то отдельную тему для большой аудитории. Но проверять задания и оценивать степень понимания материала все равно будет учитель, который работает с классом. Кстати, в Сретенском районе такой формат консультаций перед экзаменами практикуют уже давно, и неизменно ученики показывают высокие результаты.

- Известно, продлят ли учебный год в июне?

- Все будет зависеть от решения министерства просвещения. Это только их компетенция.


|