«Чем больше у человека денег, тем неохотнее он отдает долги»

Блеск и нищета Читинского района глазами судебного пристава

«Задолженности по коммунальным платежам и кредитам – два бича забайкальцев. Читинский район в этом плане очень показательный – здесь живут как очень богатые люди, так и те, кто едва сводит концы с концами. Одни занимают на шикарную «ювелирку», другие – на то, чтобы собрать детей в школу. Первые часто не рассчитываются из жадности, вторым просто нечего вытащить из пустого кошелька», - вздыхает советник юстиции 3 класса, начальник Читинского районного отдела судебных приставов Забайкальского края Светлана Абловацкая.

Блеск и нищета Читинского района глазами судебного пристава
Светлана Абловацкая. фото из личного архива

«Я не поняла, зачем вообще нужны приставы»

От порхающей пальцами по грудам документов молодой женщины просто веет теплом какого-то не забайкальского, южного солнца. Так и есть – оказывается, Светлана родилась в Краснодаре. Работала юристом в агентстве недвижимости. В наш край переехала 19 лет назад за мужем-военным.

Перебралась чета Абловацких с маленьким сыном летом, поэтому климатический контраст между малой родиной и дальневосточным регионом почувствовала не сразу. А вот свою первую забайкальскую зиму 2000-го года с морозами под 40 градусов Светлана переживала так, что от воспоминаний зябко поводит плечами в форменной блузе.

Не меньше ее поразил и менталитет местных жителей: «Здесь другие люди. На юге, по-моему, больше борются за «место под солнцем», а забайкальцы доброжелательнее, готовы помогать даже незнакомым. Просто так, без расчета на собственную выгоду».  

В Службу судебных приставов нынешний начальник отдела попала случайно. Когда сын пошел в детский сад, надо было искать работу. К этому времени Светлана продолжала получать юридическое образование – после краснодарского техникума обучалась на юрфаке ЗабГУ.

«Однажды шла по улице Бабушкина, увидела вывеску на административном здании, решила спросить, требуются ли сотрудники, - улыбается она. – Меня сразу направили в отдел кадров, приняли резюме и через несколько дней предложили вакансию».

фото пресс-службы УФССП края

Так с 2006 года Абловацкая работала в канцелярии, затем стала приставом-исполнителем, дослужилась до замначальника отдела Центрального района Читы, специалиста правового отдела Читинского района и уже более 5 лет возглавляет его. Но первое серьезное задание помнит до сих пор.

«Мне, как приставу, поручили взыскать задолженность в пользу налоговой инспекции, - поделилась собеседница. - Я смотрю на это производство и не знаю, что с ним делать. Подходит опытный сотрудник, говорит: «Что сидишь? Взяла и пошла исполнять». Дали в сопровождение старшего товарища, и мы вместе отправились к должнику, который работал в мастерской по ремонту обуви. Ознакомили с постановлением, он сразу отдал 500 рублей. Не было никакого негатива, человек с готовностью пошел навстречу. Я тогда не поняла, зачем вообще нужны приставы, если люди так спокойно оплачивают свои долги. Понимание пришло позже…».

фото пресс-службы УФССП края

Голодные дети и брошенные родители

Самое сложное, признается мать сына и дочери, исполнять судебные решения о порядке общения с детьми – присутствовать на их встречах с разведенными родителями или вовсе забирать из семьи в социальные учреждения. Но иногда крайние меры – вопрос жизни или смерти.

«Очень психологически тяжело, когда видишь, что родителям все равно – отберут у них детей или нет, а некоторые так еще и радуются, пока про выплату алиментов не вспоминают, – качает головой Светлана. – Навсегда, наверное, запомнила: двое детей – примерно 4-х и 2-х лет – просидели в запертом доме трое суток, пока их «родители» гуляли на свадьбе. Тот, что постарше, нашел и съел луковицу, а младший лежал в кроватке, и ему домашний кролик, которого тоже, естественно, никто не кормил, отгрыз мизинец. Свежую рану заметили при отъеме малыша. На улице было холодно, а у детей не оказалось теплой одежды. «Родители» завернули их в одеяло и отдали без какого-либо сожаления».

фото пресс-службы УФССП края

Конечно, таких не то что «мамами и папами», но и просто людьми назвать сложно. Бывает по-другому. Материально обеспеченные супруги, вроде, цивилизованно развелись и через суд определили - отец будет видеться с 10-летним сыном на выходных. Однако…

«Приехали с мужчиной, но его бывшая жена нас не впустила. Пришлось проникать сначала в подъезд, затем в квартиру. Обеспечили встречу. Они сходили в зоопарк, хорошо провели время, мальчик был рад общению. Но когда вернулись домой, мать отказалась открыть дверь сыну и выбросила в окно подаренный ему отцом компьютер. Подростка забрал отец. На следующий день женщина потребовала вернуть ребенка и прочитала тому нотацию за то, что он «выбрал отца». У нас в кабинете, пока составляли протокол, вовсе сидела, демонстративно повернувшись спиной к приставам и бывшему мужу, разговаривая «с окном». Я встретила этого мужчину через несколько лет. Он рассказал, что сын, как только достиг совершеннолетия, переехал к нему, поступил в летное училище, а мать с того момента даже ни разу не поздравила своего ребенка с днем рождения».

К сожалению, в конфликтах между взрослыми всегда в первую очередь страдает ребенок. Хотя приставам приходится видеть и обратную сторону семейных трагедий. На территории Читинского района находится Атамановский дом-интернат для престарелых и инвалидов, постояльцев которого сотрудники отдела стараются навещать каждый год.

«Однажды приехали на 9 мая, – голос Светланы вздрагивает. – Нам бабушки и дедушки самый настоящий концерт устроили. Многие ветераны ВОВ очень талантливые… Есть даже заслуженные жители края, но они просят их не фотографировать, потому что стыдно. И наперебой рассказывают о своих детях, внуках… какие те хорошие, «просто очень занятые», «работы много».

фото пресс-службы УФССП края

«Серые» коллекторы и «золотая лихорадка»

Абловацкая уверена – мало какая еще работа может дать такой колоссальный не только юридический, но и жизненный опыт.

«Даже если посмотреть с точки зрения командировок – никогда бы, наверное, в другой профессии не посетила село Золотоноша в сопках Нерчинско-Заводского района. Мы там арестовывали технику и золотосодержащий песок в 2007 году. Машина заглохла, вокруг – ни души, на улице февраль… Вообще было интересно работать».

Действительно, ситуации, с которыми сталкиваются сотрудники УФССП, самые разные – от обеспечения решений по переносу хозпостроек на метр от забора, до взимания многомиллиардных долгов с военных организаций. Бывает, что служебные обязанности приходится исполнять с риском для жизни…

«На меня никогда не нападали, но несколько лет назад должник налетел с топором на нашего пристава-девушку. Хорошо, что рядом был судебный пристав по ОУПДС. Мы лишь хотели взыскать с мужчины алименты, но после угрозы жизни сотруднику его осудили по уголовной статье», - хмурится Светлана.

фото пресс-службы УФССП края

Возмущает ее и когда под угрозу ставится репутация судебных приставов. В Забайкалье уже было несколько случаев, когда «серые» коллекторы представлялись работниками Службы.

«Слава Богу, до нападений на должников, как в центральной России, не доходило, но несколько раз по телефонам запугивали от имени приставов. Расследование показало, что действовали «серые» коллекторы – современная разновидность рэкета из 90-ых. Две краевые реестровые коллекторские фирмы, деятельность которых мы отслеживаем, противоправно себя не ведут», - пояснила Абловацкая.

Она напоминает, что УФССП, наоборот, инстанция, где жители края могут получит помощь в случае поступления таких угроз. Как и при необходимости оформления рассрочки выплат…

«Забайкальцам просто не хватает денег на жизнь. К сожалению, это так, - начальник Читинского РОССП уточнила, что большая часть просроченных кредитов бралась на повседневные бытовые нужды.

«Часто, чем больше у человека денег, тем неохотнее он отдает долги, а пенсионеры и люди с небольшим заработком, наоборот, относятся ответственно, - продолжила она. - Сами приходят, советуются, как быстрее закрыть кредит. Мы объясняем - на социальную пенсию арест не накладываем, а если уровень дохода ниже прожиточного минимума, можем без обращения в суд снизить удерживаемую сумму».

Впрочем, если ситуация, действительно, плачевная, суды всегда идут навстречу людям, утверждает Абловацкая. В пример приводит решение о выплате пятитысячного долга по 120 рублей в месяц. Если же по каким-то причинам нет возможности исполнить взятые на себя обязательства, советует ни в коем случае не скрываться и почаще проверять свои данные в базе на сайте краевого УФССП.

фото пресс-службы УФССП края

«Не хочется уехать из Читы?»

Я не могла не задать этот вопрос. Собеседница отрицательно качнула головой: «Ни обратно в Краснодар, ни куда-либо еще не стремлюсь. Мне нравится Забайкалье. Знаю многих людей, которые уезжали и вернулись».

Не рассматривал переезд и уже окончивший школу сын Светланы, несмотря на то, что полученные на ЕГЭ баллы позволяли выбрать вуз в крупном городе. Поступил на «бюджет» в ЗабГУ по специальности «Информатика и вычислительная техника». Младшая дочь половину своей 10-летней жизни занимается художественной гимнастикой в школе олимпийского резерва и мечтает открыть гостиницу для домашних животных.

фото из личного архива Светланы Абловацкой

К сожалению, проводить с ними столько времени, сколько бы хотелось, у мамы не получается – работа занимает более 12 часов в сутки и почти всегда выходные. Но семья относится с пониманием, а сама Светлана не жалуется.

«Сокращение, как в полиции, нас не коснулось. Да и годовая нагрузка на одного судебного пристава-исполнителя в Забайкалье не выше, чем в среднем по России. Например, в южных регионах она составляет от 7 до 15 тысяч производств на человека, а у нас в отделе - 2,5-3 тысячи», - говорит Абловацкая.

Обращает внимание на особенность – в штате отдела только женщины. «Сильный пол» не выдерживает нагрузку и огромное количество документации, меняет бумаги на оружие и уходит обеспечивать безопасность в судах.

фото из личного архива Светланы Абловацкой

Снова улыбается. Спрашиваю, как она справляется с тем количеством негатива, который иногда с одной стороны на судебных приставов выплескивают истцы, а с другой – ответчики.

«В выходные после работы обязательно - в спортзал. Очень помогает сбросить усталость и негативные эмоции. Дома люблю готовить, - признается Светлана. – Но главное – помнить, что наша работа заключается в исполнении закона и помощи людям. Я вообще замечаю, что судебные приставы не только не черствеют, а становятся душевнее, когда видят, в каких условиях порой живут наши земляки».

Светлана Абловацкая поздравила коллег с Днем судебного пристава, пожелала им крепкого здоровья, профессиональных успехов, с честью и достоинством нести службу. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру