Как выяснилось в ходе разговора с руководителем комитета городского хозяйства Читы Константином Суздальницким, причин у склонности краевой столицы к скорым потопам несколько. Первая, она же основная – количество и качество коммуникаций, предназначенных для отведения воды.
«У нас сегодня недостаточно средств водоотведения. Но даже те, которые есть, а мы их все обследовали, заилены. У части коллекторов обрушились стенки, часть забило песком. Есть проблема, что прямо на коллекторах что-то построено, возведены гаражи. Все это, безусловно, сказывается на состоянии города во время осадков», - рассказал Суздальницкий.
Вторая проблема, по словам главы городского комитета, заключается в том, что 5-6 лет назад некоторые участки дорог в Чите были устроены, мягко говоря, с нарушениями. Скат этих дорог идет не в сторону коллектора, а от него. В итоге, в городе возникает безумная по своей абсурдности ситуация, когда даже наличие коллектора совсем не гарантирует, что по нему потекут ливневые воды.
«В связи с этим мы сейчас в нескольких местах делаем желоба. Мы успели с Бутина скинуть коллектор на Новобульварную. Также успели сделать водоприемник на пересечении Угданской и Кайдаловской», - объяснил Суздальницкий.
Но при всей глобальности размаха проблемы, особняком при всем этом всегда стоят реки и озера на Острове. Туда без лодки во время дождей лучше не соваться. Еще более безумным поступком станет автомобильная прогулка по Острову в пасмурный день. А ведь, как выяснилось, проблем с потопами там по определению быть не должно.
«На Острове для отвода воды был не просто коллектор, там была целая естественная протока, через которую уходили ливневые воды. Но в русле этого природного стока была построена автозаправка, - пояснил Константин Суздальницкий. – Теперь вся вода, которая должна в эту старую протоку уходить, упирается в заправку, как в дамбу. Сейчас отдел градостроительной политики ведет претензионную работу с теми лицами, кто построил заправку. Они, по нашему мнению, должны организовать эффективный водоотвод, сделать все как положено».
С причинами понятно. В принципе, все мы и полагали, что основные проблемы кроются в колоссальных недоработках, как в случае с состоянием коллекторов, отсутствии контроля со стороны власти, как в эпизоде с автозаправкой, и банальной нехваткой денег, как со всем остальным. Теперь надо думать, что делать.
Снова ссылаясь на слова Константина Суздальницкого, пока можно сказать только о 4,5 млн рублей, выделенных для очистки и восстановления уже существующих коллекторов в этом году. Контракт на выполнение этих работ находится в торгах. К середине месяца подрядчик начнет выгребать песок и мусор из ливневок. Все остальное – в планах.
«Эта работа у нас в самом начале. На следующий год мы планируем спроектировать сеть, которая сможет отводить воду с центральных улиц города. Мы продолжим работать в этом направлении, чтобы изменить ситуацию», - добавил глава комитета городского хозяйства.
Как пример решения, при котором вопросов с отведением воды вообще возникнуть не может, Константин Суздальницкий привел проект новой улицы Народной (она же Нагорная), где не только предусмотрен водоотвод, но и канализационные очистные сооружения. По такому же принципу будет спроектирована и улица Новобульварная, масштабная реконструкция которой начнется в 2020 году.
В итоге, сам собой напрашивается вполне конкретный вывод: проблемы Читы, причем абсолютно все, своими корнями уходят настолько глубоко и крепко в море чиновничьей апатии, что вытаскивать город из этого затруднительного положения долго и, наверняка, очень дорого. Видя все это, остается странный осадок, когда на проводах очередного представителя городской власти говорят о его «неоценимом вкладе» в развитие забайкальской столицы. Думаю, все поняли, о чем и о ком речь.