Несладко: забайкальских пчеловодов выдавливают с рынка

Мнение о том, есть ли у медосборного дела будущее в регионе

Мнение о том, есть ли у медосборного дела будущее в регионе
фото предоставлено Тамарой Красновой

В то время, когда каждый регион стремится выделиться чем-то своим, уникальным, самобытным, некоторые отрасли производства в Забайкалье находятся в очень стесненных условиях. И причина здесь не только в сложных экономических или климатических условиях (хотя и это важно!), а в конкуренции с другими регионами. О главной проблеме забайкальских пчеловодов и о жизни в маленьких городах порталу «МК в Чите» рассказала замдиректора Первомайского многопрофильного училища (Шилкинский район) и по совместительству пчеловод Тамара Краснова.

 

В Забайкалье есть свой мёд

- Тамара, пчеловодство - специфическая отрасль сельского хозяйства. Как вы пришли в это дело?

- Я сама занимаюсь пчелами уже около 10 лет, муж - почти всю жизнь. Пчелами занимался еще его отец, но с возрастом он начал терять зрение и передал пчел нам. Естественно, большим подспорьем было то, что вся оснастка, все необходимые инструменты уже были. Оставалось только освоиться. Сейчас у нас стабильно около 30 семей пчел.

- Сложно в наших климатических условиях заниматься мёдом?  

- Мы очень сильно зависим от погоды. Был год, когда мы накачали только две фляги, но был момент, когда накачивали и больше 40. Здесь не угадаешь: можно засадить огромное поле донником, например, но если будет засуха или наводнение, мёда не будет.

- То есть держать пчел в Забайкалье - нерентабельно?

- Это может быть рентабельно, если есть постоянные покупатели. Опыт показал, что для того, чтобы наработать свой рынок сбыта, нужно стабильно этим заниматься не меньше 5-7 лет. Но я считаю, что в нашем регионе заниматься только пчелами, не имея другого источника дохода, не выгодно. Это скорее хобби, которое приносит дополнительные деньги. Может это и возможно, но в таком случае нужно держать не меньше 700 семей. 

Тем более трудно, если начинать осваивать это ремесло с нуля, когда нет ни самих плеч, ни ульев, ни рамок. Вложений требуется много. Для примера: одна семья стоит порядка 5-6 тысяч рублей.  

Опять же немалых затрат требуют всевозможные проверки и разрешения: справка от ветеринара на 30-35 семей пчел обойдется в 7-8 тысяч рублей.  

фото предоставлено Тамарой Красновой

- А на рынке Забайкальского края среди пчеловодов большая конкуренция?

- Скажу так: практически в каждом районе Забайкалья есть свои пчеловоды, но с каждым годом их становится всё меньше. Однако мы можем накормить собственным мёдом всё население края. Основную конкуренцию нам составляют перекупщики, которые привозят дешевый мед из Приморья и Алтая. Они продают три литра меда за 1000 рублей. Я считаю, что хороший мед не может столько стоить. Сейчас цена за литр меда колеблется от 500 до 600 рублей - это его справедливая цена. Надо понимать, что в Приморье и на Алтае лето дольше, медосбор больше. Если у нас норма с улья половина фляги (около 20 литров), то там норма - две фляги с улья. Мёда там в разы больше, и они везут его в другие регионы. Но это мешает развиваться нам, местным пчеловодам. Я не против того, чтобы у нас продавали мёд из других регионов, но почему это надо делать на сельхозярмарках, которые, казалось бы, предназначены только для местных товаропроизводителей? 

- А были попытки как-то отстаивать свои интересы?  

- Насколько я знаю, была попытка создать Союз забайкальских пчеловодов. Но в итоге все это превратилось в коммерческую организацию, которая скупала у населения мед и перепродавала его. Может быть какие-то организации существуют и сейчас, но я о них ничего не знаю.

 

«Хочу работать на земле»

- Тамара, а как получилось, что вы остались жить в Первомайском, а не переехали в город или в другой регион?

- Попытки уехать из поселка у нас были. После свадьбы мы с мужем некоторое время жили во Владивостоке, потом вернулись в Читу. Но, когда пришло время рожать детей, остро встал квартирный вопрос, а в Первомайском стоял заколоченный дом, купленный родителями супруга. Жить на съемных углах сложно. Так и вернулись в поселок. И перебираться в квартиру я не хочу.

- Почему?

- Я уже привыкла к тому, что у меня есть своя территория. Тем более, в доме у нас проведена вода, а протопить печку я не считаю большой проблемой. Да, сейчас уровень дохода позволяет нам купить все необходимые овощи, но я не представляю, как это - жить на земле и ничего не выращивать. Почему я должна все покупать, если я могу все это вырастить? Опять же важно трудовое воспитание детей. Считаю, что они должны видеть откуда берется еда на столе. В планах у нас помимо пчел завести кур.

фото предоставлено Тамарой Красновой

- Как вы думаете, почему люди уезжают из небольших городов и сел?

- Я думаю, что люди, которые бросили землю и уехали - не очень любят село. Опять же нам повезло - мы живем в поселке городского типа. У нас есть и школы, школа искусств для детей, бассейн, есть рабочие места, но их мало. Я не могу сказать, что я фанат деревни, но предпочитаю жить на земле, которая всегда прокормит.

- Чего вам, как пчеловоду, не хватает в Забайкалье?

- Мне не хватает засаженных полей. Если сельское хозяйство в нашем регионе будет развиваться с умом, пчеловодам тоже будет хорошо. Раньше медоносные культуры - рапс, донник, гречу - садили полями, были регламентированные отравы; когда травили сорняки, пчеловодов оповещали, пчелы сутки-двое не летали и все было нормально. Медоносные травы - вот чего нам не хватает.

- Вы не первый год живете на земле, как считаете, развитие в деревне есть? Или такие поселки и небольшие городки приходят в упадок?

- Скажу откровенно, мы чахнем. У нас закрыли градообразующее предприятие. Людям, мужикам в большинстве своем работать негде. В городах есть спальные районы, а у нас спальный поселок. Практически все мужчины у нас работают вахтовым методом. Есть еще одно крупное хозяйство - психоневрологический диспансер, но зарплаты там оставляют желать лучшего. Что-то начало сдвигаться с мертвой точки с вступлением Забайкалья в ДФО (Дальневосточный федеральный округ - прим. ред.): начали делать дороги, устанавливать спортивные площадки. Это, конечно, хорошо, но производства нет. А это верное движение вниз.

- Но даже при этом вы не планируете бросать свою землю?

- Нет, не планируем. Хочется жить и работать на земле. И мы верим, что рано или поздно наш поселок снова будет развиваться.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру