«Моторчик» должен работать»: Чите предлагают дизайн-код и платные парковки

«Моторчик» должен работать»: Чите предлагают дизайн-код и платные парковки

«Чаще всего, когда выделяют федеральные деньги, начинается авральное воплощение проектов. Может, никто и не против сделать хорошо, но что-то придумать и пройти публичные слушания времени уже не остается. Надо осваивать средства и укладываться в сроки или возвращать деньги и больше не рассчитывать на госфинансирование. Вместо творчества, а иногда и здравого смысла, включается обратный отсчет дней и начинается «замена асфальта асфальтом».

Так координатор группы центра компетенций «Развитие комфортной городской среды города Читы» Егор Пономаренко объяснил инициативу по разработке двух проектов изменения облика забайкальской столицы, над которыми сейчас работает группа молодых людей.

Закодировать от рекламного вируса

- Кто входит в центр компетенций?

- Инициативные люди, занимающиеся разработкой комплексных архитектурных концепций по благоустройству Читы. В частности, Максим Резвых, предложивший двум новым руководителям – края и его столицы - разработать дизайн-код для избавления городских улиц от «визуального мусора».

Егор Пономаренко. Фото "МК в Чите"

- Какова концепция проектов?

- Сделать так, чтобы читинцам хотелось ходить по городу. В обоих за основу взяты улицы Бутина и Ленина, как две самые сложные в плане обилия рекламы на фасадах домов и транспортной загруженности. Первую проблему предлагается решить с помощью уже упомянутого дизайн-кода. Вторую – за счет создания комфортных условий для пешеходов и обустройства платных парковок.

- Объясняя смысл дизайн-кода, Максим Резвых говорил, что наружная реклама при отсутствии ограничений «расставляет очень агрессивные акценты и начинает доминировать над образом города, подменяя собой архитектуру». Для испещренных торговыми помещениями фасадов исторических домов на центральных улицах Читы это особенно болезненно. Что предлагаете делать?

- Полностью согласен с Максимом. Взять хотя бы один из магазинов на ул. Ленина. Выступающая на тротуар замысловатая входная группа состоит из крупных конструкций ярко-оранжевого, синего, желтого, бордового и серого цветов. Конечно, она бросается в глаза, но с точки зрения элементарного вкуса… У нас нет задачи «новый мир построить» - снести все вывески и оставить предпринимателей без наружной рекламы - надо просто сделать улицы стильными, чтобы на них было приятно находиться. Подобрать «код Читы» и вести его красной линией по всему городу, чтобы эти элементы угадывались и ассоциировались с забайкальской столицей. Поэтому мы хотим привлечь к работе максимальное количество архитекторов, урбанистов, дизайнеров и ждем предложений просто от неравнодушных и творческих людей.

Оформление McDonalds на Арбате после реновации. Кадр www.google.ru.maps

- Допустим, индивидуальные предприниматели согласятся понести убытки и пойдут навстречу. Но есть торговые сети и учреждения, чьи вывески оформлены в корпоративном дизайне по всей России. Как быть с ними?

- Приведу пример. В прошлом году был в Москве, решил зайти в McDonalds на Арбате. Приятно удивился – после реновации вместо клоуна и вывески в фирменных цветах со здоровенной букой «М» увидел гармонирующие с историческим фасадом скромную надпись и оформление входа. То есть огромная корпорация смогла переступить через себя и зайти с дизайнерскими решениями внутрь здания. На самом деле, в портфолио у крупных организаций много вариантов наружного оформления. Вывеска не должна быть агрессивной. В помещении – пожалуйста, чтобы посетители зашли и сказали: «Вау!» Но снаружи все-таки есть архитектура. Продвигать же бизнес можно рекламой в СМИ, акциями…

- С уличным оформлением на грани вандализма понятно. А что касается уже проработанных дизайнерами участков? Например возле «Художественного салона».

- Это прекрасный пример подхода к организации пространства, на них и надо ориентироваться.

Платные парковки VS газоны

Ул. Ленина. Кадр www.google.ru.maps

- Перейдем ко второму проекту. Как планируете бороться со скоплением машин?

- Убежден, что побудить людей реже использовать личный транспорт могут только ограничительные меры на уровне платежей. Я сам автомобилист с плотным разъездным графиком в течение дня, поэтому добираюсь на работу за рулем. Но моя машина подолгу возле офиса не стоит – на ней развозят рабочую документацию. Кроме того, во внутреннем дворе нашего здания есть стоянка. Такие имеются у многих организаций, расположенных в центре Читы, но часто сотрудники предпочитают оставлять автомобили на обочинах дорог перед входом в учреждение. Хотя при платных парковках, уверен, большинство читинцев либо вспомнили бы про «корпоративные» стоянки, либо добирались бы на работу на общественном транспорте.

- Как вы себе представляете работу этих парковок?

- Наладить техническую и экономическую составляющие – задачи администрации Читы. Ведь это дополнительный источник дохода для городского бюджета, который можно направить на развитие общественного транспорта, а также на благоустройство и, что очень важно, последующее содержание пешеходных зон. Технология работы платных парковок отшлифована крупными городами – системы видеослежения, автоматы для оплаты, лимитированное время стоянки, места для людей с ограниченными физическими возможностями, спецмаркировка для машин, принадлежащих жильцам ближайших домов…

- Хорошо. А пространство для парковок планируется позаимствовать у проезжих частей или у газонов?

- Ни то ни другое. Здесь нужен комплексный подход. Благоустройство каждого участка улицы должно производиться целиком – от стены дома до проезжей части, в зависимости от ширины конкретной пешеходной зоны, расположения деревьев и других индивидуальных факторов. Мы взяли для примера дом №105 по ул. Ленина. Рядом с ним находятся административные и социальные учреждения, которые посещает масса людей. Вот так могло бы выглядеть это место.

Проект парковок и пешеходной зоны в стадии разработки

- Все-таки стоянки за счет газонов.

- Нет, газоны мы просто предлагаем переделать. Сейчас они обширнее, но посмотрите: между деревьев проложены тропинки, там выгуливают собак и мусорят. Хочется благоустроить эти «зеленые островки» – «поднять» их над уровнем земли и оформить бортиками, которые, в частности, сделают неудобным выгул домашних животных. Да, покрытая травой площадь со стороны дороги уменьшится, но она категорически не должна соприкасаться с проезжей частью. Мы предусмотрели там часть пешеходного пространства, которое сохранит газоны от вытаптывания, а также позволит автолюбителям комфортно выходить из припаркованных машин, пешеходам - безопасно передвигаться, а дорожным службам - качественно производить уборку прилегающей к проезжей части территории, так как из газонной травы очень сложно убирать мусор.

- Кроме того, вы их «разрезали» дорожками.

- Да. Потому что - не надо себя обманывать – никто не будет обходить газон длинной 50 метров. И обратите внимание – именно по дорожкам расположены скамейки. Это обеспечит отдыхающим тень от деревьев и покой от суеты улицы. А вот для удобства пешеходов мы запроектировали встраиваемые урны.

- Что делать, если место расположения дерева и дорожки не совпадет?

- Я уже сказал: каждую территорию надо отрабатывать индивидуально, с привязкой к конкретным зеленым насаждениям. Проект возле дома №105 учитывает их реальное расположение. В крайнем случае, есть технология пересадки взрослых деревьев. Кстати, очень хотелось бы привлечь дендрологов и проработать, какие зеленые насаждения можно высадить, чтобы они давали максимальное количество кислорода, тени и хорошо себя чувствовали в городских условиях.

- Почему парковки предполагают расстановку машин в таком формате?

- Сейчас выезжающий с парковки автомобиль вынужден «пятиться», рискуя устроить ДТП и в любом случае перекрывая движение. Это расположение предполагает выезд по прямой траектории, что позволит легче встроиться в поток.

Проект благоустройства газонов

«Островки комфорта» с микроклиматом

- Что кроме новой плитки и оформленных газонов вы предлагаете для пешеходов?

- Зоны комфорта – протяженные навесы, под которыми среди зелени будут находиться скамейки. Представьте, как приятно в солнечный день, спускаясь, например, по ул. Бутина, попасть в тень, присесть и отдохнуть. Три таких «островка» можно равномерно распределить на протяжении всей улицы. Рядом обязательно должны находиться торговые точки, где можно будет купить прохладительные напитки и какие-то закуски.

- Не боитесь, что зоны комфорта превратятся в места сбора любителей выпить чего-нибудь покрепче?

- Если на этой улице уже есть рюмочная, мы ее никуда не денем, и бизнесу надо давать работать. Так что даже если рядом можно будет купить бокал вина или кружку пива, ничего страшного при соответствующей культуре потребления. И не забывайте о наличии полиции.

- А как быть, если «островки» облюбуют лица без определенного места жительства?

- В США, чтобы этот контингент не спал на скамейках, поперек сидений устанавливают мешающие прилечь подлокотники. Кроме того, все зависит от микроклимата, который там создадут сами читинцы. Например, в Шахматном парке не собираются ни бездомные, ни молодые люди, которые по вечерам распивают на лавочках спиртное и громко слушают музыку. Во-первых, территория на ночь закрывается, во-вторых, основная аудитория парка – мамы с детьми. Они просто «выдавили» таких подростков, потому что подходили и говорили: «Тише. Дети спят». А если в городе делать исключительно антивандальные элементы благоустройства, мы, от обратного, будем притягивать к ним только маргинальных личностей.

Проект "островка комфорта" без привязки к местности

- Какой участок показан на проекте?

- Улиц Ленина и Бутина. Именно на этих двух улицах отчетливо виден заказ общества на создание комфортных пешеходных зон. Если вы посмотрите, сколько людей идет по ул. Бутина, то их гораздо больше, чем на ул. Ленинградской. И нам очень повезло в этом плане. В Москве, чтобы сделать пешеходные зоны, пришлось уменьшать проезжие части. Так, сильно заузили ул. Тверскую. В Чите же наоборот. Огромное спасибо тем, кто заложил широкие тротуары за возможность реализовать шикарные проекты. Ведь, обратите внимание, на пешеходной зоне шириной в 10 метров мы реально используем чуть более двух метров. Остальное пространство не задействовано, но и не ухожено. Там нельзя присесть, спрятаться в тень, приятно отдохнуть…

- Сейчас ожидает реконструкции ул. Новобульварная. Подходит ли она для создания пешеходных зон?

- Конечно. Участок от ул. Бутина до стадиона СибВО – то место, где должно хотеться ходить пешком. У людей «моторчик» должен работать. К сожалению, сейчас там тротуары в таком состоянии, что вызывают лишь желание проскочить мимо них на машине. Это очень обидно. Широченные пешеходные зоны, которые просто засыпаны песком и не облагорожены. В результате читинцы ездят на стадион и забивают всю территорию вокруг него машинами. Страдает и работающий там малый бизнес. Если при реконструкции проезжей части сразу учтем благоустройство пешеходных зон, то поможем общественному транспорту, предпринимателям, и решим проблему скопления автомобилей в этом районе. Хочется, чтобы в ближайшие 5 лет хотя бы центральная часть города приобрела качественно новый облик. Пусть наши проекты не применят «в чистом» виде, возможно, возьмут хотя бы отдельные элементы. Если удастся реализовать саму концепцию, будет круто!

Проект "островка комфорта" без привязки к местности

Сюжет:

Платные парковки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру