Врач Мочалова: о студентах, о новом в родах и о нехватке времени

Марину Николаевну в Забайкалье знает столько счастливых мам, что вряд ли удастся сосчитать

Не так давно команда студентов Читинской государственной медицинской академии стала четвёртой из 36 на Всероссийской олимпиаде по акушерству и гинекологии в Москве. Место не призовое, но ценное: в проверке знаний и умений по этой дисциплине на таком высоком уровне представители ЧГМА участвовали впервые. Ребята отлично подготовились, а помогли им сотрудники кафедры акушерства и гинекологии лечебного и стоматологического факультетов ЧГМА под руководством кандидата медицинских наук, доцента Марины Мочаловой.

Марину Николаевну в Забайкалье знает столько счастливых мам, что вряд ли удастся сосчитать

Марину Николаевну в Забайкалье знает столько счастливых мам, что вряд ли удастся сосчитать. Как и невозможно уложить в голове всё то, чем успевает, а иногда и не успевает заниматься доктор Мочалова.

«Поддержать и не мешать»

– Студенты Читинской медакадемии участвуют в олимпиадах по акушерству и гинекологии постоянно и на разных уровнях, причём часто занимают первые и призовые места. Почему на всероссийскую площадку вышли только сейчас, что этому предшествовало?

– Действительно, опыт участия у нас большой, в том числе на уровне федеральных округов. Но это была только третья по счёту Всероссийская олимпиада по акушерству и гинекологии, поэтому мы не сильно опоздали, так как этот формат, по сути, только набирает обороты. Отмечу, что на таком уровне конкуренция совершенно иного рода – в 2019 году участвовали 35 команд из России и одна – из Белоруссии. Прежде мы прошли дистанционный теоретический этап, в котором участвовали 40 команд, а уже потом отправились на практический конкурс. В Москве нам предстояло показать свои навыки: осложнённого ведения родов, наложения швов при операции кесарева сечения, внутрикожного шва, а также лапароскопии и гистерорезектоскопии. Безусловно, в стенах медакадемии мы имеем прекрасный симуляционный центр и возможность отрабатывать практические навыки, но в центральных медицинских вузах тренажёров гораздо больше. Как бы то ни было, наши ребята отлично справились, заняли заслуженное четвёртое место, и я считаю, что это победа.

– Что это за студенты, и можно ли сказать, что у них очень перспективное будущее в медицине?

– Это капитан команды Андрей Мудров и Анастасия Эдуардова, Мария Мижурко, Валерия Галиуллина и Биннат Набиев. В теоретическом этапе конкурса также участвовали Светлана Микайлова, Анастасия Дружинина, Евгения Радюкина и Евгения Баженова. Многие из них с четвёртого курса занимаются в студенческом научном кружке по акушерству и гинекологии, в процесс их подготовки вовлечена вся кафедра. Особенно большую работу в этом направлении проводит доцент кафедры, руководитель студенческого научного кружка Виктор Андреевич Мудров – тоже мой ученик.

Я уверена, если они будут продолжать в том же духе, то в медицине у них всё получится. Обратите внимание, что наиболее активные студенты ведь не только участвуют в олимпиадах по акушерству и гинекологии, но и по терапии, и по хирургии. В принципе, считаю, что студенту медицинского вуза действительно должно быть интересно всё, и только со временем он окончательно сможет определиться с выбором своей специальности. Очень важно среди студентов увидеть настоящие таланты, ещё я их называю «звёздочки»: нужно найти их, поддержать и не мешать.

– В ЧГМА две кафедры акушерства и гинекологии, одну из которых вы и возглавляете. В чём между ними разница и есть ли какая-то конкуренция?

– Деление идёт по факультетам. Наша кафедра – лечебного и стоматологического, вторая кафедра – педиатрического факультета и постдипломного факультета повышения квалификации врачей. Функции и одинаковые, и разные. Понятно, что направленность нашей кафедры идёт на обучение студентов лечебного факультета (самого большое по численности в ЧГМА – авт.), из которых выпускники чаще и выбирают акушерско-гинекологическую специальность, имея возможность потом пройти обучение в клинической ординатуре (на кафедре Марины Николаевны студенты начинают обучаться с 4-го курса – авт.).

Здоровая конкуренция присутствует всегда, и это абсолютно нормально, но я считаю, что мы в первую очередь работаем для общего блага: подготовки достойных специалистов и для сохранения здоровья и жизни женщин и детей.

Чем живёт доктор?

– Как проходит обычный день врача Марины Николаевны Мочаловой?

– Мой день начинается с работы на одной из трёх клинических баз: это может быть городской родильный дом на ул. Шилова, перинатальный центр Краевой клинической больницы или гинекологическое отделение роддома на ул. Курнатовского (каждый день закреплён за тем или иным учреждением по курсирующему графику – авт.). С утра планёрки, обходы, осмотры беременных, заслуживающих внимания, например, в отделении реанимации, потом операции и так далее. Это та работа, которая никогда не кончается. Вечером у меня, как правило, 3-4 раза в неделю проходят консультативные приёмы, и это тоже огромный пласт работы. Плюс практические занятия на кафедре и лекции. Что касается науки, дополнительных исследований и написания докторской диссертации – это так называемый «домашний» труд. Такой вот день, в котором 24 часов точно не хватает. Но я рада, что в семье меня понимают и помогают.

Тайм-менеджмент мне знаком, но это не та вещь, которая сопоставима с работой врача, тем более акушера-гинеколога. Потому что зачастую происходят непрогнозируемые ситуации. Сегодня я спланировала день так, но мне позвонили и сообщили о появлении тяжёлой пациентки…. Бросаешь всё, едешь к ней, и день уже пошёл по другому сценарию.

– Видимо отсюда и появляются иногда отзывы недовольных пациенток, которые не могут вас застать на месте?

– Наверное, пациенток можно понять. Они же видят только картинку и не знают, чем живёт доктор, какие у него могут быть на данный момент проблемы или проблемы у других его пациенток. Многие считают, что этого быть не должно, и если доктор пообещал, он должен в это время быть на месте в любом случае, либо ответить на СМС. Но я всегда прочитываю и анализирую все сообщения, и если ситуация не экстренная, то отвечаю потом, как только нахожу свободное время.

– Преподавательская работа, приёмы и обходы в медучреждениях – где вы получаете максимальное удовлетворение от профессии?

– И там, и там находятся счастливые моменты, которые дают вдохновение. Это и тогда, когда ты видишь успехи учеников, потому что своей задачей в жизни я в первую очередь считаю возможность научить их профессиональным навыкам и привить необходимые человеческие качества. Всё-таки для меня основное качество будущих врачей – это человечность. Профессиональные навыки – это, наверное, даже в большей степени второй момент, что бы мы там ни говорили. Это два основных качества плюс, безусловно, честность.

А в работе акушера-гинеколога есть самое главное удовольствие – видеть результат – здорового ребёнка, здоровую и счастливую семью. Сейчас мы очень часто говорим о семейно-ориентированной медицине, потому что сегодня активно общаемся не только с мамой, но и с папой. Это нормально. Мы пришли к тому, что не должно быть закрытого акушерского стационара, потому что ребёнок рождается именно в семье. Вообще, очень многое поменялось на сегодняшний день в акушерстве. Мы используем новые клинические протоколы и приёмы, простые, но очень эффективные современные перинатальные технологии: партнёрские роды, максимальное отсутствие каких-либо вмешательств во время родов, свободное положение женщины в родах (вертикальные роды), контакт с мамой и папой – «кожа к коже» сразу после рождения плода и отсроченное пережатие пуповины. На самом деле отсроченное пережатие пуповины – общеизвестная мировая методика, которая не требует никаких материальных вложений, но почему-то в своё время она была упущена, и чаще всего ребёнку пересекали пуповину сразу же после появления на свет. Сейчас же доказано, что минуту с момента рождения нужно выждать, кроме того, обеспечить кожно-кожный контакт, чтобы ребёнок получил флору мамы, а также и папы с помощью так называемого «папиного кенгуру». Безусловно, это и раннее прикладывание к груди в родильном зале в первые 30 минут жизни, потому что это тоже даёт мощный иммунитет новорожденному малышу, который очень важен для него и его последующей адаптации.

Вовремя услышать об anti-age

– Судя по вашим публикациям в социальных сетях, вы постоянно открыты ко всему новому и интересному в мире и, прежде всего, в вашей профессии, поэтому очень часто повышаете свою квалификацию и обучаетесь в разных городах. Зачем вам это? И что из последних новых знаний перевернуло ваше сознание?

– Плох тот доктор, который не учится постоянно. Недостаточно получить знания только в вузе, чтобы качественно оказывать помощь пациенту, особенно при таком стремительном уровне развития мировой медицины. Только постоянная учёба, только постоянный личный поиск приводит к совершенствованию себя как доктора.

Очень давно я хотела, и у меня получилось пройти дополнительный обучающий цикл, который действительно помог поменять (трансформировать) мышление. Посвящён он антивозрастной медицине (медицина anti-aging, призванная замедлить процессы старения – авт.). Потому что хочется помимо общепринятых догм и методов лечения дать нашим пациенткам что-то намного большее. Объясню. Очень важно пациентке предложить не только какое-либо лекарственное средство, но и поменять у неё непосредственно подход к образу жизни. Об anti-age медицине всё-таки нужно говорить как можно раньше, потому что молодые люди не так слышат нас, как слышат потом пациенты старшего возраста. И тут «на сцену» выходит новое направление в anti-age-технологиях – это эстетическая гинекология, которая сейчас активно развивается в стране и мире. В регионах не так быстро, как хотелось бы, но это действительно то, что фактически даёт возможность в некоторых женских моментах безоперационными способами, а при необходимости – оперативными методами, привести к лучшему результату.

– Очень часто средства массовой информации обращаются к вам с просьбой прокомментировать ту или иную тему. С чем вы это связываете? И как относитесь к негативным комментариям, которые появляются под публикациями с упоминанием вашего имени?

– Я и сама задавала себе этот вопросы – почему журналисты обращаются ко мне? Наверное, потому, что я всегда честно и адекватно высказываю свою позицию, не боясь какого-то укора, либо тех же отрицательных комментариев. Это важно. Я понимаю, что живу одну жизнь и, соответственно, нужно говорить о реальных проблемах в здравоохранении и обществе в целом, чтобы что-то исправить. Если тебя что-то не устраивает – говори об этом, иначе какой может быть прогресс в молчании? А что касается отрицательных комментариев под новостями, если честно, в большинстве случаев знаю, кто их пишет, поэтому отношусь с юмором. Потому что понимаю, что человек же тратит своё время, и раз это вызвало его эмоцию, значит, уже хорошо.

– Наверняка, вас уже неоднократно звали работать в другие города нашей страны. Разве вы не задумываетесь о переезде?

– Безусловно, звали, и, не буду лукавить, я не исключаю смены жительства в будущем. Очень люблю Забайкалье и наш город, хотя он и не является для меня малой родиной, так как я родилась в Иркутске. Уже настолько привыкла и понимаю, что если когда-то поменяю место жительства, то очень буду скучать, но не о месте, а о тех людях, которые наполняют его. Потому что здесь действительно очень искренние и добрые люди, способные на помощь даже незнакомому человеку. И это бесценно!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру