Как это работает?
Чтобы получать банковские услуги дистанционно, человеку нужно прийти в офис кредитной организации и сдать два образца биометрии - изображение лица и запись голоса. Пара секунд – на фото, еще минута – на то, чтобы прочесть вслух с экрана три комбинации случайно сгенерированных чисел. Затем эти данные соотносятся с информацией о гражданине, оставленной на портале Госуслуг. На все про все потребуется не больше десяти минут, зато экономия времени в дальнейшем получится колоссальная. Можно забыть о походах в банковские офисы и очереди – пользоваться услугами можно прямо со смартфона, скачав для него специальное приложение «Биометрия».
Насколько это безопасно?
По словам создателей сервиса, система уникальна тем, что работает по принципу одновременного использования двух модальностей - лица и голоса.
«Подделать голос или изображение лица по отдельности - можно, но при соединении двух модальностей мы получаем полноценную видеозапись, сымитировать которую невозможно», - заверили специалисты.
К небольшим изменениям внешности - наличию или отсутствию очков, пластике носа и увеличении объема губ - система нечувствительна. Тогда как скорректированный овал лица может повлиять на распознавание клиента системой.
«После проведения пластической операции мы рекомендуем человеку повторно пройти биометрию, чтобы внести в систему свежие данные. К тому же возрастные изменения неизбежны, поэтому обновлять биометрические данные клиенту нужно раз в 4 года», - отметили специалисты Банка России, уточнив, что сервис разработан в России и не имеет аналогов в мире.
До чего техника дошла
Ожидается, что в течение нескольких лет предоставлять услугу удаленной идентификации будут все аккредитованные банки страны. Кроме того, планируется максимально расширить перечень предложений, которыми клиенты смогут пользоваться, не выходя из дома. Сейчас речь идет о дистанционном открытии счета или вклада, получении кредита, осуществления перевода. Однако не за горами времена, когда для снятия средств в банкомате не потребуется ни пластиковая карта, ни смартфон, а только лицо и голос человека.
Не исключено, что с годами разработчики добавят к уже существующим видам биометрии дополнительные, например, капиллярный рисунок ладоней. Это актуально для граждан, которые, к примеру, имеют проблемы со зрением или речью.
По оценке специалистов, цифровизация банковских услуг в конечном счете позволит не только сделать их максимально доступными для населения, но и снизить их стоимость.
«Чем больше клиентов будет пользоваться сервисами дистанционно, тем меньше кредитные организации будут тратить на содержание офисов и сотрудников. В конечном счёте это удешевит банковские продукты», - объяснили разработчики.
Сейчас услугу удаленной идентификации в Сибирском федеральном округе (читинское Отделение Банка России относится к СФО) предоставляются в 678 отделениях 57 банков. Регионами-лидерами по количеству площадок для регистрации в сервисе стали Алтайский и Красноярский края и Новосибирская область. За последние 3 месяца аналитики отметили троекратное увеличение активности регионов по подключению к новой системе.