Кричу, где хочу: реально ли привязать маршрутки к остановкам в Чите

Водители автобусов в забайкальской столице ежедневно нарушают ПДД тысячи раз

Снова есть повод показывать Читу делегациям из других регионов и стран как город-музей. К сожалению, как город-музей пережитков. На прошлой неделе в администрации забайкальской столицы подняли долгоиграющую тему с маршрутками. Они в краевом центре, как известно, до сих пор работают по принципу «где крикнули, там и встал». Можно ли сегодня поставить общественный транспорт города на цивилизованный путь и, главное, насколько законны остановки по требованию, разобрался «МК в Чите».

Водители автобусов в забайкальской столице ежедневно нарушают ПДД тысячи раз
фото: "МК в Чите"

Город без карманов

Есть мнение, что проблема с остановками маршруток где попало давно была бы решена, если власти города хотя бы на толику больше заботились о комфорте и безопасности читинцев. Достаточно ведь посадить за стол переговоров пассажиров, перевозчиков, автополицию и водителей, продумать план и с пониманием ситуации начать действовать. Жаль, но аморфные руководители с Бутина, 39, фанатично обрезающие тополя и клянущие свалки, до сих пор не смогли выкроить на это время. Мы поможем.

Начнем с перевозчиков. Депутат думы Читы, один из крупнейших в городе предпринимателей города в сфере пассажирских перевозок Артем Меняйло уже высказывался о неизбежности остановок по просьбе пассажиров.

«Если бы у нас была готова транспортная инфраструктура, было достаточное количество остановок, которое требуется для удобства пассажиров, то, конечно, высадку-посадку людей можно было бы осуществлять исключительно на остановочных пунктах. Тут в первую очередь речь должна идти о безопасности людей. А такой подход, конечно же, более безопасен. Но сегодня этой возможности мы не имеем», - констатировал Меняйло в разговоре с корреспондентом «МК в Чите».

Перевозчик подчеркнул, что согласно Градостроительному кодексу между остановочными пунктами должно быть расстояние от 600 до 800 метров. В Чите же есть маршруты, где между остановками километры. «Поэтому исполнить то, о чем вы говорите, мы бы и рады, но сегодня это не реально. Чтобы добраться до некоторых остановок людям придется брать такси», - добавил собеседник портала.

фото: "МК в Чите"

Вместе с этим Артем Меняйло призвал горожан не пользоваться маршрутками как такси и понять, что требование об остановке вовсе не гарантирует сиюминутную возможность выйти. Водитель исходит именно из дорожной ситуации и актуальных на момент требования условий, чтобы обеспечить безопасность пассажира.

Позицию депутата читинской думы разделил и другой опытный перевозчик Александр Страмилов. Он считает, что в Чите практически полностью отсутствует нормальная транспортная сеть для работы городского маршрутного транспорта.

«Те маршруты, которые сегодня работают в Чите, были созданы стихийно. Когда в 2000-х годах «Газели» пошли в работу, начали массово приобретаться и выводится на маршруты, никто ничего не учитывал. По всем улицам разбросали маршрутные такси. Никто не думал, есть ли на маршрутах достаточное количество остановочных пунктов или нет. Вот возьмите улицу Ленинградскую. Там ведь вообще нет остановочных карманов, кроме как в районе вокзала. Более того, улица плотно заставлена транспортом. И таких участков много. Что делать людям в такой ситуации?», - задался вопросом перевозчик.

Страмилов уверен, что выход один – проведение комплексного обследования: изучения пассажиропотока, его мощности, особенности дорожной сети и других факторов. Он считает, что только тогда можно будет говорить о цивилизованном подходе. Если затянуть гайки сейчас, в Чите наступит «большой-большой коллапс».

Думаю, тут-то городу и понадобятся деньги. Много денег. Сначала нужно будет проработать схему, затем сделать проект, пройти экспертизы. После потребуются годы, а то и десятилетия на обустройство остановок. Учитывая, сколько времени городским властям нужно на принятие даже самого несущественного решения, есть риски наладить городскую сеть к тому времени, когда общественный транспорт вообще переместиться с земли в воздух. 

В общем, дорогам Читы нужны карманы, но пока в карманах городской казны огромные дыры, а в головах ответственных за благополучие города - шум дорог.

Приговоренные нарушать

С причинами, думаю, все понятно. А вот к законности всего этого есть большие вопросы.

По словам уже упомянутого перевозчика Артема Меняйло, федеральное законодательство позволяет прописать в Реестре городских маршрутов (основной документ, регулирующий перевозки в пределах муниципалитета) остановки «только на остановочных пунктах либо в любом другом месте, не противоречащем Правилам дорожного движения». Другими словами, в Чите есть формальные основания, которые позволяют водителям маршруток высаживать пассажиров практически везде, где это не запрещено остальным. Вот только в полиции с такой позицией не согласны.

фото: "МК в Чите"

Как пояснил начальник отдела технического надзора и регистрации автотранспорта УГИБДД региона, майор полиции Иван Талебин, транспорт, перевозящий пассажиров по регулярным городским маршрутам, будь то трамвай, троллейбус или маршрутный автобус, обязан останавливаться только в специально отведенных местах. Только так и никак иначе.

«Если общественный транспорт останавливается вне остановочных пунктов, то в данном случае вступает в силу статья 11.33 Кодекса об административных правонарушениях. Часть первая этой статьи говорит о том, что посадка в маршрутное транспортное средство, будь то автобус, трамвай или троллейбус, либо высадка пассажиров из них за пределами специального места влечет штраф на водителя в размере 3000 рублей. За повторное нарушение предусмотрена ответственность в размере 5000 тысяч рублей», - объяснил Талебин.

Получается, что ежедневно в нашем городе из-за многолетнего невмешательства властей и, что очень важно, по просьбам самих горожан тысячи раз водители маршруток нарушают ПДД. Да, на то есть свои причины. Но факт есть и, уверен, это не может устраивать руководство ни одного цивилизованного города в мире. Любого, но не Читы.

«От этой практики нужно отказываться, - уверен Иван Талебин. - Допустим, в Иркутске водитель маршрутного транспортного средства ни в коем случае не остановится по просьбе пассажира. Он сделает это только в специально отведенном для этого месте. И это правильно как с точки зрения закона, так и с позиции безопасности людей», - добавил полицейский.

фото: "МК в Чите"

Дозрели

С доводами майора Талебина согласны и те, кто каждый день страдает от неготовности городских улиц. По словам водителя с многолетним стажем Виктора Бондаря, работавшего на городском маршруте №27, навести порядок в сфере пассажирских перевозок – первоочередная задача.

«Остановка по требованию – однозначное нарушение правил. Я, да и, наверное, большинство водителей за то, чтобы останавливаться только в специально отведенных для этого местах. Но у нас в городе есть участки, например, по улице Бабушкина от бывшего главного корпуса педуниверситета до опять же бывшего Дворца спорта, где вообще нет остановок. Расстояние там, согласитесь, приличное. В таких случаях приходится останавливаться у бордюра и невольно создавать помеху остальных участникам движения. Я бы, конечно, давно такую практику искоренил», - подчеркнул собеседник «МК в Чите».

Последними словами о действующей системе пассажироперевозок в краевом центре высказался и житель КСК Игорь Данилов. Он уверен, что утренний абордаж маршруток в поселке Текстильщиков, на ГРЭСе, Зенитке и других отдаленных от центра частях города с периодическими поездками в полуприседе может вскоре привести к социальному взрыву.

«Много старых машин. Но сесть даже в самую скрипящую маршрутку утром на КСК – большая удача и настоящий труд. Там иногда до конфликтов доходит. Я считаю, что нам нужно ремонтировать всю систему перевозок в Чите, начиная от количества транспорта, заканчивая возможностью нормально высаживать пассажиров. Это ведь очевидно. Мы мучаемся изо дня в день», - посетовал читинец.

Переходя к итогам наших виртуальных переговоров, давайте посмотрим на еще одну яркую картину. Ее нам дал опрос «МК в Чите» в соцсетях.

Как видите, более чем из 1200 проголосовавших только 11,5% оправдывают поступок читинки. Абсолютное большинство участников опроса уверены, что женщина неправа и должна была рассчитаться за проезд.

На наш взгляд, все это доказывает, что Чита дозрела. Дозрела, чтобы избавиться от очередного пережитка вслед за всей страной. Но дозрели ли градоначальники? Скоро узнаем.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру