Сто лет и один год - общий трудовой стаж дорожной династии Новолодских

начало которой положил Василий Трофимович ещё в довоенные годы. В деревне Телемба кроме крестьянского труда все мужчины участвовали в строительство дороги. Начавшаяся война с фашистской Германией оставила деревню без мужчин. Ушёл на фронт и Василий Трофимович, домой он уже не вернулся. На Мемориале славы в Чите увековечено его имя как героя Великой Отечественной.

Эстафету отцов приняли их подросшие дети. Николай, старший сын Василия Трофимовича, трудился в колхозе, косил сено, ухаживал за лошадьми и коровами, помогал матери по хозяйству. А с 15 лет он уже работал на строительстве дороги. «Мне дали две лошади с таратайкой, кайлу, лом и лопату. Вот весь мой инвентарь»,-вспоминает Николай Васильевич. Кайлом долбил скалу, грузил скальную породу на лошадей и отвозил на участок. От такой тяжелой работы рубаха на теле была белой от пота, а ладони порывали кровяные мозоли.

Летом Николай строил дорогу, а зимой уходил на «зимник». Это когда дорожные рабочие прокладывали ледовую дорогу, проходя не один десяток километров по льду, простукивая его и выявляя пустоты. И по их вешкам впоследствии шли машины. Именно об этом периоде работы у Николая Васильевича остались яркие воспоминания. В 40-градусный мороз дорожники шли целый день по льду Витима, а как начинало смеркаться, они выходили на берег, разжигали костер, грелись у него и готовили скудный ужин. И практически каждую ночь они слышали завывания волков, которые, учуяв людей, подходили совсем близко. Порой и поспать не удавалось, а с рассветом они уже выбирались снова на лед. Были ночёвки и в зимовье, и это считалось большой удачей. Там можно было натопить печь, просушить одежду, отоспаться. Однажды рядом с горячей печкой на ночь поставили сушить валенки, и вдруг проснулись от едкого дыма. Оказалось, что валенки стали подсыхать, скатились на горячую плиту и сгорели. «Остались одни голяшки,-рассказывает Николай Васильевич. - Пришлось нам от телогреек отрывать рукава, закутывать ноги». Приходилось дорожным рабочим ездить в лютый мороз и на железном боку бензовоза, к которому примерзали так, что не могли самостоятельно двигаться.  Сейчас он вспоминает об этом просто, обыденно, хотя даже представить трудно, как можно выжить в таких условиях, да еще и работу сделать.

Уже позже, когда строили дорогу от Телембы, на участок выделили несколько машин ЗИС 5. Молодому рабочему они очень приглянулись, он с интересом расспрашивал шоферов как они устроены, порой помогал ремонтировать. Так, постепенно, Николай изучил устройство машин, научился самостоятельно водить, и шофера ему доверяли самостоятельно увозить грунт из карьера. Выучившись на шофера, он получил права водителя 2 класса. «Когда сдавал вождение с инструктором, на сложном участке, я быстро сориентировался, переключил передачу и легко въехал на крутой бугор,- рассказывает Николай Васильевич.- Инструктор очень удивился, что машина не заглохла». С тех пор он с машинами не расставался. На любой мог показать класс.

Тяжелая работа на строительстве дороги закаляла характер рабочих, они ценили такие качества как надёжность, взаимовыручка и взаимопомощь. До сих пор помнит Николай Васильевич ребят, которые не раз помогали ему в трудных ситуациях. Это Гоша Попов, Стёпа Кучеренко, Таракановский, Кинякин, которых все в Телембе знали и обращались к ним за помощью. Хорошим словом вспоминает он и своего начальника Черепанова, который понимал и уважал труд дорожных рабочих, был добрым и справедливым.

В 1966 году в ДЭУ, где работал Новолодский, приехала молодой специалист  Нина Тюшнякова, которая сразу приглянулась ему. Через некоторое время Николай Васильевич и Нина Петровна поженились. Нина Петровна в дорожной отрасли проработала 42 года, сначала проектировала и строила жилье для дорожников, а затем возглавляла плановый отдел в ДРСУ. Незаметно выросли двое сыновей и дочь Елена, которая в ФКУ Упрдор «Забайкалье» работает уже 23 года. Да и сын Игорь на битумной установке проработал 5 лет. Елена часто вспоминает, что с профессией родителей они были знакомы с самого раннего детства, часто бывали у них на работе, знали не понаслышке, что такое битум, ПГС и бульдозер. Потому, что именно на старом сломанном бульдозере они играли в такси, в битумохранилище устраивали покатушки, а с самой верхушки огромной кучи из щебня они прыгали вниз. «Всё детство прошло у нас в ДЭУ, и нам безумно нравилось там устраивать разные игры и развлечения. - рассказывает Елена Николаевна.- Поэтому нам с братьями очень близка и дорога профессия дорожника».

За свою долгую трудовую деятельность Николай Васильевич поработал в нескольких дорожных организациях: Баргузинзолототранс, Читинской автотранспортной конторе, Дирекции строящихся дорог, в Автомосте. В его личной «копилке» две построенных дороги: до Романовки и до оз. Арахлей, три моста: через реки Конда и Мухор-Кондуй, через ручей перед Яблоневым хребтом на 23 км автодороги.

Много разных историй и дорожных баек в запасе у Николая Васильевича. И как проверяющие сравнивали их ручную работу в карьере по загрузке грунта с работой экскаватора, и были очень удивлены работоспособностью рабочих: «Люди, как экскаваторы»,-поразились они. И как почти круглый год жили в палатках вдали от родных, и как получали за свой труд копейки, но не жаловались, и много других. «Любил работать,-признается Николай Васильевич,- не понимаю, как можно не работать».

Хотя и не самая лёгкая судьба сложилась у родоначальников дорожной династии Новолодских, зато можно реально ощутить результаты их созидательной деятельности для развития нашего родного Забайкалья. И думается, что исчисление общего трудового дорожного стажа на столетнем юбилее не закончится.

 

Татьяна Кондратенко.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру