Неуправляемые: как в Чите и других городах борются с электросамокатами

Где есть штрафы, знаки и спецстоянки для отчаянных «пилотов»

Электросамокаты носятся по улицам Читы уже четвертый год. И каждый сезон возникает конфликт водителей и пешеходов – первые счастливы, вторые начинают жаловаться, а городские власти... кажется, слегка отстранились от ситуации. Корреспондент «МК в Чите» сравнил, как борются с любителями погонять в столице Забайкалья и других регионах.

Где есть штрафы, знаки и спецстоянки для отчаянных «пилотов»

А что у них?

Навести порядок с самокатами дума Читы решила в мае 2023-го. Депутат Артём Меняйло тогда заявил: «В основном этими средствами пользуются несовершеннолетние. Они носятся по городу ночью, нарушают ПДД». Как видим, его слова актуальны и сегодня.

Госдума законодательно разрешила местным властям ограничивать использование электросамокатов на конкретных территориях прошлым летом. И только спустя год администрация Читы занялась этим.

А теперь давайте посмотрим, кто оказался расторопнее.

Улан-Удэ — март 2023 года. Местные власти запретили передвижение на электросамокатах в парках, на территории крупных больниц. Кроме того, там в прошлом году ввели те самые зоны ограничения скорости, которые в забайкальской столице только разрабатывают.

Нижний Новгород — апрель 2023 года. Запретили ездить в парках, ограничили скорость до 15 км/час.

Благовещенск — май 2023 года. Для электросамокатчиков на городской набережной установили запрещающие знаки. Неизвестно, помогло ли это в реальности, так как в Самаре примерно в то же время предприняли аналогичные меры, но многие этот запрет нарушили. Однако в столице Амурской области еще и обозначены места, где нельзя оставлять электросамокаты, иначе их заберут на штрафстоянку.

Администрация Перми в конце 2023 года запустила в соцсетях опрос о том, что делать с сервисами проката электросамокатов. Первый вариант был – усилить контроль и штрафовать операторов, за размещение транспорта в неположенных местах. Второй – ограничить зоны и максимальную разрешенную скорость. Третий - запретить работу операторов сервисов проката электросамокатов. К слову, за последнее высказались больше половины проголосовавших.

А что было в Чите летом 2023-го? Сити-менеджера Инну Щеглову напугали электросамокатчики.

«Меня спасло то, что молодые люди переговаривались, я их услышала и успела отойти. Для таких видов транспорта должны быть выделенные полосы, но мы понимаем, что в Чите это сделать практически нереально», — заявила она на очередной пресс-конференции.

фото краевого УГИБДД

Штрафуют, но успешно ли?

Другой вопрос, который возникает в голове: а что со штрафами? Следят ли сотрудники ГИБДД за движением самокатчиков? Единственная официальная информация: 15 мая сотрудники ГАИ в Чите привлекли к ответственности за нарушение ПДД четырех таких «пилотов».

Например, в Твери, согласно данным областного УГИБДД, с 13 по 19 мая 2024 года сотрудники привлекли к ответственности за нарушения ПДД 18 водителей электросамокатов. К слову, известно, что за любое нарушение правил лицами, управляющими средствами индивидуальной мобильности (СИМ), теперь положен штраф в 800 рублей. В Туле в мае 2024 года его заплатили 17 самокатчиков и велосипедистов.

Интересная ситуация в Самаре, где, по данным на апрель, с начала сезона дорожные полицейские поймали 177 нарушителей правил передвижения на средствах индивидуальной мобильности.

«Наиболее частыми нарушениями являются катание на электросамокате вдвоем, проезд по пешеходному переходу, а также в зоне действия знака «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено», — говорится в сообщении.

А вот в Благовещенске решают проблему с помощью спецстоянок. В начале мая туда уже отправили четыре электросамоката. Как пишет Telegram-канал «Амурский Минтранс», забрать СИМ представители оператора смогут только, оплатив расходы ГСТК (перевозку и хранение).

Пока лишь проект

Триггером к пониманию того, что с электросамокатами в забайкальской столице нужно что-то делать, стал наезд подростка на 8-летнего мальчика, который произошел в День Победы в самом центре города. Ребенка госпитализировали с травмой головы, многочисленными ушибами и ссадинами. Он провел в больнице больше недели.

Естественно, этой ситуацией заинтересовался глава Следкома России Александр Бастрыкин, а глава Забайкалья Александр Осипов поручил урегулировать движение на электросамокатах.

И вот сейчас, когда во многих городах уже есть зоны, где можно ездить и где нельзя, где разрешено оставлять электросамокаты и где это запрещено, в Чите только создается проект постановления администрации. Проект, который должен пройти экспертизы, оценки, и лишь когда этот документ всех устроит, он вступит в силу.

К слову, еще в апреле текущего года обсуждалось, что в Чите может появиться один официальный оператор, регулирующий использование электросамокатов. Как заявила председатель комитета городского хозяйства Марина Попова, одна из компаний планирует упорядочить передвижение по городу, а администрация может подписать с ней соглашение.

Еще интересно, что пока в том же Иркутске госавтоинспекция создает бот, через который можно подать обращения о нарушении ПДД электросамокатчиками, врио начальника забайкальского УГИБДД Олег Саломатов указал на то, что Чита в принципе не приспособлена для такого вида индивидуального транспорта. К слову, такой же бот работает и в Красноярске.

Так что мы имеем на данный момент? Если в других городах уже давно озабочены тем, чтобы сделать передвижение по улицам безопаснее и штрафуют самокатчиков, в Чите пока только говорят: «Надо урегулировать».

Сергей Иванов

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру