Переезд на тот свет: как переживают смертельные ДТП экипажи локомотивов ЗабЖД

Машинисты рассказали об авариях и показали экстренное торможение поезда

Трое погибли в 2020-м при столкновении автомобилей с локомотивами на железнодорожных переездах Забайкальского края. С начала наступившего года произошло уже два ДТП, после которых умерли маленькие девочки. Все мы, конечно, сочувствуем пострадавшим и родственникам погибших в страшных авариях. Но мало кто задумывается о других участниках этих трагедий, которые в кабинах поездов отчаянно борются за жизни людей, оказавшихся на рельсах. Корреспондент «МК в Чите» поговорил с машинистами и посмотрел на попытку экстренно остановить многотонный электровоз.

Машинисты рассказали об авариях и показали экстренное торможение поезда
фото пресс-службы ЗабЖД

Работа локомотивной бригады обычно ассоциируется с дорожной романтикой, красивыми видами из кабины, скоростью и мощью скользящих по железнодорожным путям составов. Но это и большие нагрузки – физические и психологические. К тем и другим машинистов готовят еще во время обучения, а нивелировать их последствия помогают в оздоровительно-восстановительном центре читинского локомотивного депо.

Чтобы снять усталость тела после многочасовых рейсов, здесь есть все – от соляной пещеры до похожей на космический корабль реабилитационной установки. А чтобы набраться сил - тренажерный зал. «Один из самых любимых снарядов наших посетителей – боксерская груша. Как она у них после поездок летает!» - рассказала и.о. начальника физкультурно-оздоровительного центра Татьяна Наполова.

К сожалению, не всё можно просто «выбить» из головы. Несмотря на мирную профессию, работники локомотивных бригад иногда сталкиваются со смертью в самых, наверное, страшных ее проявлениях – самоубийствами и гибелью по глупости.

Огромный стресс, который при таких происшествиях испытывают машинисты и их помощники, связан с неотвратимостью ситуации. Каждую трагедию они воспринимают как личную и скорбят по погибшим вместе с их родственниками, признаются в лаборатории психо-физиологического обеспечения центра.

Здесь знают всех работников депо с момента их трудоустройства – и это не только плановые подтверждения профпригодности, но и постоянное психологическое сопровождение. Коррекционная работа после ДТП – отдельное направление, отметила и.о. начальника лаборатории Евгения Маслюкова. В течение суток побывавшего в аварии обязательно направляют к психологу, который на собеседовании выясняет, как произошло столкновение, что предпринял железнодорожник, оценивает и диагностирует его эмоциональное состояние. По результатам этой беседы, например, может быть назначено обследование у психотерапевта или дано временное освобождение от работы.

Так, машинисту грузового поезда после ДТП, в котором на станции Гыршелуне Хилокского района 4 февраля погибла двухлетняя девочка, был предоставлен отдых на 4 рабочих дня, уточнила ведущий психолог Забайкальской дирекции здравоохранения Светлана Сапунова. Напомним, по данным ЗабЖД, водитель под запрещающий сигнал выехал на ж/д пути и врезался в проходящий поезд. Ребенок вылетел из салона автомобиля под колеса состава.

ДТП в Домне. фото пресс-службы ЗабЖД

Реакция на ДТП зависит от опыта работы, возраста, индивидуальных особенностей сотрудника, и эти хрупкие женщины тратят колоссальные усилия, чтобы сохранить в строю каждого из них.

«У многих проявляются чувство вины, горечь, скорбь и досада после случившегося. От того, что ничего нельзя было исправить, - поделилась Сапунова. - В беседе они говорят: «Я несколько раз подавал сигналы, сделал все четко по инструкции, но наезд предотвратить не удалось!» Мы принимали участие в расследовании одного из случаев в Амурской области: локомотивная бригада далеко – метров за 200 перед поездом - увидела на путях женщину. Сотрудники сигналили, но она остановилась и стала танцевать, а потом легла на рельсы…»

Представляете, каково приходится людям, которых делают невольными свидетелями суицидов и практически убийств. Просто не знаю, как по-другому назвать решение пьяного водителя преградить автомобилем с пассажирами путь несущемуся поезду. Подчеркиваю – свидетелями, но не участниками. Ведь машинисты всегда до последнего пытаются предотвратить трагедию.

«В случае столкновения помощник машиниста направляется осматривать место происшествия, - пояснил и.о. машиниста-инструктора локомотивных бригад по теплотехнике Антон Китаев. - Если пострадал человек, оказывает ему первую помощь, сообщает машинисту, вызывает медиков и сотрудников полиции. Если признаков жизни не обнаруживается, убирает тело на безопасное расстояние и опять же вызывает экстренные службы. При условии, что поезд не поврежден, он продолжает движение. Если машинист по психологическому состоянию не может вести локомотив, прибывает сменная бригада».

фото пресс-службы ЗабЖД

Конечно, они – профессионалы с устойчивой психикой и ответственным отношением к делу. Но даже спустя время в интонациях побывавших в авариях чувствуется – говорить об этом нелегко. Четыре года назад на станции Харагуне Хилокского района грузовой поезд под управлением Олега Маркова сбил легковой автомобиль.

«Следуя со скоростью около 58 км/час, где-то на расстоянии 1 километра я увидел, что УАЗ остановился возле переезда, но перед самым локомотивом он вдруг продолжил движение. Избежать столкновения не удалось. Машину на экстренном торможении протащило по путям 70 метров. Ее водитель чудом остался жив, но получил многочисленные травмы», - вспомнил он.

Искореженный автомобиль железнодорожники убрали с рельсов сами, его почти переломило пополам. И только тогда увидели – в кузове лежат канистры с бензином, который во время удара залил головную секцию и ходовую часть электровоза. Горючая смесь могла вспыхнуть от одной вылетевшей из-под колес искры. К ее запаху, по словам Маркова, примешивались алкогольные пары. Водитель УАЗа был пьян.

Машинист признался – после инцидента прокручивал в голове, что можно было сделать, но в момент аварии есть только доли секунды, чтобы отреагировать на внезапно появившуюся на путях машину и попытаться спасти чью-то жизнь. И, возможно, не одну…

«Где-то через 20 минут по этому участку с обеих сторон должны были проследовать электропоезда. Так что еще хорошо, что он выехал передо мной. Самое страшное в таких случаях – сход подвижного состава, в котором могли быть легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества»,- заключил Олег Марков.

Отчасти тому водителю повезло, потому что электровоз шел с порожними вагонами. Ведь время полной остановки напрямую зависит от скорости, профиля пути, длины и степени загрузки состава. 

фото из архива пресс-службы ЗабЖД

В каком-то смысле весной прошлого года улыбнулась удача и читинской автоледи. Машинист тепловоза Михаил Гимаев вспомнил, как при маневрах с вагонами во время движения через переезд на пересечении улиц Лазо и Ярославского, вдруг неожиданно услышал сигнал составителя: «Остановка! Остановка!» Экстренно затормозив, узнал – в вагоны на полном ходу врезалась иномарка, за рулем которой была девушка. К счастью, она выжила. Оказалось… не заметила состав.

Повлиять на внимательность водителей железнодорожники не в силах, но обеспечить исправное состояние переездов – их обязанность. Поэтому в этом году ЗабЖД направит на капитальный ремонт этих объектов 11,5 млн рублей, что на 53% больше, чем в прошлом. На станциях Серышево и Шерловой установят автоматические устройства заграждения пути, шесть переездов обеспечат приборами фото- и видеофиксации нарушений ПДД, еще на стольких же нанесут 3D-разметку. Капитально отремонтируют станции Шилку, Сбега и Урюм.

фото пресс-службы ЗабЖД

Но при всей технической оснащенности и правильных действиях сотрудников РЖД тормозной путь поезда – около 700 метров. Поэтому удивляет, что автомобилисты, которые на своем опыте прекрасно знают, что даже легковую машину в одно мгновение не остановить, в некоторых случаях так беспечно относятся к несущимся прямо на них тоннам металла.

«Водители, пожалуйста, задумайтесь, что вас ждут дома. Цена ошибки на железнодорожном переезде – ваша жизнь», - обратился к землякам Олег Марков.

А перед тем, как посмотреть видео, представьте, что это настоящий электровоз «Ермак», который прибывает на станцию Атамановку в Читинском районе, и честно ответьте себе на вопрос: попытались бы «проскочить» перед ним или нет?