Промпарки без резидентов

Минплан рассказал о состоянии территорий, которые должны вывести экономику Забайкалья на новый уровень

Всерьез о строительстве первого промышленного парка в Забайкалье заговорили в 2020 году. Тогда проектировался многострадальный «Кадалинский», но процесс затянулся. Зато сейчас в регионе запроектировано сразу три таких территории: «Кадалинский», «Стройпром» и агропромышленный в Краснокаменске. Но вот беда: для кого власти их делают пока непонятно. О состоянии этих объектов на заседании комитета по промышленной политике краевого Заксобрания рассказала заместитель министра по социальному, экономическому, инфраструктурному, пространственному планированию и развитию региона Людмила Ковальчук. 

Минплан рассказал о состоянии территорий, которые должны вывести экономику Забайкалья на новый уровень
фото с сайта Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики

«Кадалинский»

Промпарк с самой долгой историей. Контракт на его строительство 14 декабря 2022 года подписали Корпорация развития Дальнего Востока и ООО «Росинвестстрой». Но за год подрядчик выполнил всего 8% работ, причем ряд из них сделал с нарушениями, и заказчик их не принял. В марте 2023-го соглашение с «Росинвестстроем» расторгли и заключили с ООО «Интека». Из-за этого потеряли время, и сроки сдачи объекта «поплыли».

Однако новый подрядчик испытывает трудности с приобретением материалов, дефицитом рабочей силы, временами простаивает из-за сбоя в поставках, поэтому не укладывается в сроки контрольных точек. Работы на объекте в ручном режиме контролируют Минплан края и Корпорация развития Дальнего Востока.

Сейчас техническая готовность промпарка составляет около 40%. Здесь должны появиться четыре производственных здания. В двух из них завершаются работы по тепловому контуру, планируется подключение к коммунальным сетям. На площадке работают около 90 человек, которых для такого объекта недостаточно. Однако в правительстве края надеются, что тепловой контур в ближайшее время  закроют и можно будет перейти к отделке внутренних помещений.

Сроки завершения строительства перенесли на 1 июля 2025 года. Стоимость проекта возросла до 1,2 млрд рублей. Власти региона предполагают, что в «Кадалинском» откроют производство газобетонных блоков, кабеля, автомобильной техники и сборку беспилотных авиационных систем.

При этом критериев для отбора резидентов промпарка еще нет. И полномочий для проведения конкурса среди потенциальных инвесторов у министерства тоже нет. Для решения этих вопросов готовят поправки в соответствующий закон.

Зато Людмила Ковальчук заявила: «Потенциальные резиденты есть, в том числе из Китая. Мы по поручению губернатора рассматриваем возможность строительства второй очереди «Кадалинского» промпарка».

фото из презентации Корпорации развития Забайкальского края

«Стройпром»

Этот проект по строительству двух производственных зданий на площади 42 тыс кв.м. тоже реализуют в краевой столице. Госэкспертизу он прошел год назад. Стоимость создания промпарка превысила три млрд рублей. Договор заключили с компанией «Звезда». Окончание работ планируется на декабрь 2025 года.

Но и здесь не обошлось без проблем.

«Когда генеральный подрядчик вышел на стройплощадку, появились проблемы с грунтами. Бурение скважин под сваи пришлось приостановить и снова проходить проектно-изыскательные работы. Реализация проекта затянулась примерно на три месяца, но здесь мы все-таки рисков не видим. Общий объем выполненных работ - 8%, и у подрядчика есть догоночный график», - пояснила Ковальчук.

Власти предполагают, что в этом промпарке развернут производство перекрытий, воздуховодов, каркасных домов, сухих строительных смесей и т. д. Но и здесь еще точно не известно, какие компании станут резидентами.

Председатель комитета Олег Бянкин указал на системную проблему, которая проявилась при создании «Стройпрома» - некачественную разработку проектно-сметной документации. Людмила Ковальчук заверила, что при реализации второй очереди «Кадалинского» учтут весь полученный опыт.

Кроме того, депутаты усомнились в возможности разместить в промпарке масштабные технологичные производства, которые смогут обеспечить три рубля инвестиций на рубль государственных вложений. Замминистра объяснила, что все пространства в «Стройпроме» будут универсальны и спроектированы таким образом, чтобы резиденты могли переделать их под себя с минимумом усилий.  

Отметим, что инвесторы, которые зайдут в промпарки, будут пользоваться преференциями территорий опережающего развития (ТОР), а это значительные и рассчитанные на длительное время льготы.

Фото Корпорации развития Забайкальского края

Агропромпарк в Краснокаменске

Это относительно новый проект Корпорации развития Забайкальского края. Впервые об агропромпарке заговорили в 2023 году. Площадь территории составляет 583 тысячи кв.м. Стоимость – 9 млрд рублей. Источников для его реализации пока нет.

«Здесь планируется производство продукции птицеводства, а также переработка, очистка и хранение масличных культур. Потенциальный резидент есть - компания «Баксанский бройлер». Они готовы в год производить до 52 тысяч тонн мяса птицы, что практически на 100% закроет потребность региона», - рассказала Людмила Ковальчук.

Она объяснила, что эта территория для промпарка выбрана из-за близости сельхозземель и из-за перспектив развития самого Краснокаменска. Также учитывались численность населения и наличие учебных заведений. Власти пытаются развить во втором по величине городе Забайкалья что-то еще, кроме добычи урана.

Члены комитета задались вопросом о том, куда пойдет произведенная продукция. Чиновник ответила, что в первую очередь - на обеспечение самого Краснокаменска, затем - в другие районы и только потом ее будут экспортировать за пределы региона.

Олег Бянкин прокомментировал итоги обсуждения: «Строительство промпарков – это серьезный вопрос для Забайкальского края. Мы считаем, что самое главное – определить резидентов. Под кого их строим? Комитет рекомендовал министерству подготовить законопроект о конкурсном отборе, чтобы иметь представление, с какими компаниями придется работать.

С проблемой отставания по срокам тоже надо разбираться. Мы постоянно сталкиваемся с тем, что проектно-сметные документации делаются с ошибками. Необходимо понять: это мы (заказчики проектов – прим.ред.) неправильно подаем данные или проектировщики некачественно делают свою работу».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру