Чтобы решить вопрос, надо 33 года и 30,5 млрд рублей
Для понимания, период, который был проанализирован КСП — с января 2021 по октябрь 2023 года. Численность детей-сирот, стоящих на учете для получения жилья, за три года практически не изменилась — 8200 человек. Очередь только увеличивается.
«Прежде всего, это обусловлено крайне низкими темпами обеспечения детей-сирот жилыми помещениями (2-3% в год – 77 место среди регионов России) и сохранением проблемы сиротства в Забайкальском крае в целом», — говорится в отчете.
При этом, если сохранится такая же динамика в решении вопроса, то для его закрытия, по данным КСП, понадобится 33 года и 30,5 млрд рублей (в расчете на 1 января 2024 года). К слову, большая часть денег, которая выделяется на жилье для детей-сирот — федеральные. В 2023-м объем субсидий сократился почти на 286 млн рублей.
8 из 14 контрактов на строительство были расторгнуты
Основной механизм решения проблемы — предоставление сиротам жилых помещений по договорам найма. При том, что в 2021-2022 годах наблюдался существенный рост субсидий из федерального бюджета (около 380 млн рублей), уровень исполнения составил 70,3%.
Еще в начале 2021 года, по поручению губернатора Забайкалья Александра Осипова, дотации почти в 723,5 млн рублей были переданы от Минсоцзащиты в Минстрой. Однако последнему не удалось освоить эти деньги, и почти 422,5 млн рублей перераспределили на покупку жилья.
Что касается строительства для детей-сирот, то в 2020-2022 годах оно должно было пройти в девяти населенных пунктах — возвести планировали 414 жилых помещений. Но: «В период с 2020 года по 2023 год из 14 государственных контрактов (13 объектов), заключенных «под ключ», 8 контрактов на 227 квартир было расторгнуто в одностороннем порядке».
Причина тому — невыполнение обязательств и нарушение сроков исполнения контрактов. Что интересно, по данным КСП, неэффективными расходами признали почти 100 млн рублей, и это только по стройкам.
Также КСП выявила опасение по поводу пяти проектно-сметных документаций, работы по которым не ведутся. «Существует риск неэффективного расходования бюджетных средств в общей сумме 23 294,58 тыс рублей», — говорится в отчете.
Что касается сданных объектов, а это 6 контрактов на 187 квартир в разных районах края, то их ввели с нарушением сроков от 44 до 287 дней. При этом, из дома в Красном Чикое поступали жалобы — пониженные температуры, обмерзание стен, окон, некачественный ремонт.
Покупка жилья для детей-сирот - та ещё проблема
«В целом выявлена низкая результативность при организации закупок на приобретение жилья – для заключения одного контракта требуется проведение от двух до шести закупочных процедур», — отметили в КСП.
Известно, что нормативы, по которым рассчитывается стоимость одного квадратного метра, не изменялись с 2014 года. Минсоцзащиты пыталось это сделать, но новшества не согласовал региональный Минфин, и только в 2023 году удалось увеличить норматив — от 28% до 288,8%. То есть, с 2014 по 2023 год правительство пыталось покупать квартиры за одну и ту же сумму.
Другой способ — выделение жилищных сертификатов. В 2023 году был реализован 21 сертификат. Однако оценить этот метод нельзя, так как показатель результативности не установлен. Но тут интересно другое — в селе Утан Чернышевского района в 2023 году на средства сертификата купили помещение, в котором нельзя жить без капитального ремонта.
В отчете КСП так и указано, что документ, подтверждающий признание помещения пригодным для проживания, который выдается органами местного самоуправления, «в 95% случаев носит формальный характер».
«Двойная очередь»
Понятие «очередь» не закреплено федеральным и региональным законодательством. Чтобы получить жилье, забайкальским детям сиротам приходится ждать — в среднем около 12 лет.
«Выявлено, что в очереди есть 77 детей-сирот, у которых ожидание с момента постановки на учет до текущего момента составляет от 20 до 24 лет, у 13 детей-сирот – от 25 до 30 лет, а также у одного ребенка-сироты – 31 год», — говорится в отчете КСП.
Что касается «двойной очереди». Это связано с тем, что многим детям-сиротам жилье предоставляется во внеочередном порядке по решению суда. А те, кто не обращаются, отодвигаются еще дальше.
По данным Минсозащиты, количество неисполненных судебных решений на конец 2023 года составило 2159, что на 187% больше, чем в 2021 году. Почти 66% от их общего числа приходится на Читу.
«Темпы обеспечения жильем детей-сирот экстремально низкие»
Такой вывод делает КСП. Бюджетные средства расходуются неэффективно — нарушаются сроки предоставления жилья. Как говорится в отчете: «минимум шесть детей-сирот можно было дополнительно обеспечить жилищными сертификатами, которые не реализованы».
Темпы, с которыми в нашем регионе пытаются решить эту проблему, низкие. И, учитывая, что сиротство не исчезнет, ликвидировать очередь будет невозможно.
Всё это обусловлено недостаточным финансированием из краевого бюджета, но все же за последние годы есть положительная динамика. Также отмечается недобросовестность подрядчиков и ограниченное предложение на вторичном рынке жилья.
«При осуществлении полномочий органами исполнительной власти допускается формальный подход к оформлению документов и контролю за расходованием бюджетных средств, сохранностью государственного имущества», — заключили в КСП.
Сергей Иванов