Кадровый голод при безработице: как борются с трудноустройством в Забайкалье

О портрете безработного, «черных» зарплатах и новых правилах на рынке труда

Забайкалье в прошлом году назвали в числе регионов с самым высоким уровнем безработицы. При этом сотрудников не хватает как в правительственных кабинетах, так и на производстве. Кто сегодня состоит на учете в центрах занятости и почему эти люди не подходят страдающим от кадрового голода нанимателям, насколько остра проблема вахтовиков, как борются с тунеядцами и когда появится реестр «черных» работодателей, «МК в Чите» рассказала замминистра труда и социальной защиты населения края Елена Шаманская.

О портрете безработного, «черных» зарплатах и новых правилах на рынке труда

Портрет безработного забайкальца

В октябре вице-премьер правительства РФ Татьяна Голикова назвала Забайкалье в десятке регионов с самыми высокими показателями безработицы - 7,5%. К концу года он снизился до 6,5%. Однако Елена Шаманская считает это положительной динамикой.

«Наш край отличается от некоторых других причиной, по которой сложился такой уровень безработицы: у Забайкалья это развитие экономики и, как следствие, спрос на кадры, а там – не буду указывать конкретные субъекты - другая ситуация, - отметила она.– Однако потребность местного работодателя не дает удовлетворить квалификационный и территориальный дисбаланс. Например, в регионе вместе с новыми предприятиями открылись вакансии в сфере добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств. При этом к нам за трудоустройством стало обращаться поколение, у которого порой нет оконченного школьного, не говоря уж о среднем профессиональном или высшем образовании».

2024 год официально безработными встретили 4888 забайкальцев. Большая часть из них – мужчины, как говорится, в самом расцвете сил – 35-49 лет, но преимущественно с образованием девять классов. Таких соискателей почти поровну в городах и селах края.

«Это поколение девяностых-нулевых годов, когда множество молодых людей было вынуждено рано начинать решать собственные финансовые проблемы, устраиваясь после выпуска из школ на первую попавшуюся работу. Поэтому сейчас они не очень востребованы на рынке труда, перебиваются случайными заработками или заняты в теневой сфере», - рассказала замминистра.

С женщинами, как всегда, сложнее – портретов сразу два. На первом - имеющие детей, а также среднее профессиональное или высшее образование. На втором – социально активные забайкалки старше 50 лет.

«Женщины более самостоятельные и мобильные на рынке труда, нежели мужчины, - подчеркнула Шаманская. - Они готовы обучаться новому даже в пенсионном возрасте, быстрее перестраиваются под меняющиеся реалии и легче пробуют открывать собственный бизнес».

Независимо от пола, по ее словам, сложнее всего с поиском вакансий для освободившихся из мест лишения свободы. Потому что работодатели, даже сильно нуждаясь в кадрах, не всегда готовы нанимать таких людей. Кроме биографии процесс трудоустройства бывших заключенных часто осложняют их проблемы с документами и местом проживания.

«Что касается территориального дисбаланса, то самые «безработные» районы – отдаленные. Например, Калганский, Шелопугинский, - уточнила замминистра. – Местное население готово работать, но негде, а позволить себе вахтовый метод могут далеко не все, так как в основном живут в частных домах и держат хозяйство, оставить которые проблематично. По-настоящему исправить ситуацию может только развитие там крупного производства или создание рабочих мест средним и малым бизнесом».

Елена Шаманская

«С дискриминацией по возрасту не сталкивались»

Елена Шаманская утверждает, что пресловутой проблемы, на которую жалуются выпускники вузов - «нужны молодые специалисты с 35-летним стажем работы» - в Забайкалье не существует.

«С дискриминацией по возрасту мы не сталкивались, - говорит она. - Кадровый голод сейчас характерен не только для нашего края, но и для всей страны, поэтому работодатель гибкий, готов брать и молодых, и людей старше 40 лет, и даже обучать перспективных соискателей за свой счет».

Сейчас на забайкальском рынке труда - около 15 тысяч вакансий. В 55% из них требований к наличию стажа не предъявляется, в 28% необходим год работы по специальности и только на 0,01% должностей не возьмут человека без соответствующего опыта более 10 лет. Но в последнем случае речь идет о таких постах, как генеральные директоры, инженеры по техническому надзору и тому подобные, уточнила замминистра.

«Сегодня искать работу и не найти ее - затруднительно. Просто либо профессия не подходит, либо запросы кандидата – на уровень зарплаты, график или место трудоустройства – не совпадают с требованиями нанимающей стороны, - продолжила Шаманская. - В частности, у молодых людей бывают высокие амбиции – и это хорошо – но не всегда работодатель готов сразу платить большие деньги «темной лошадке», поэтому сначала надо доказать, что ты специалист».  

В последние годы запрос на трудоустройство среди забайкальцев пенсионного возраста снизился – в 2023-м в центры занятости обратились 617 человек. Эта категория, как правило, подыскивает работу с гибким или посменным графиком.

Есть возможность получать зарплату даже у подростков. И ею в свободное от учебы время ежегодно пользуются четыре тысячи школьников. Преимущество отдается тем, кто растет в неполных и малообеспеченных семьях, у кого уже есть или могут возникнуть проблемы с законом, а с 2024 года - еще и детям участников спецоперации.

Кстати, для самих ветеранов текущих боевых действий также предусмотрено приоритетное трудоустройство. В каждом районе края вакансии передаются местным отделениям «Фонда защитников Отечества», но особого спроса на них нет – за 2023 год было всего 49 обращений.

«С вахтами нам еще повезло»

Елена Шаманская признает – в последнее время высокооплачиваемая вахтовая работа на севере региона заметно перетянула кадры из других отраслей, но сбалансировать рынок труда, по ее словам, могут только сами наниматели. И если не хватает средств состязаться с крупными предприятиями в размере зарплат, можно подумать над предоставлением персоналу других преимуществ.  

«Понятно, что не каждый сможет конкурировать с промышленными гигантами, когда они даже друг у друга сотрудников переманивают, что уж говорить о среднем и мелком бизнесе или вообще – о бюджетных организациях. Но здесь Забайкалью еще повезло, что эти самые предприятия находятся на территории края и заработками людей вместе с семьями за его пределы не вытягивают. Ведь из регионов, где таких производств нет, просто выкачивают квалифицированные кадры за огромные деньги и предоставление жилья на новом месте», - отметила замминистра.

При этом она подчеркнула, что вопросы увеличения зарплат уже начали решаться правительством края – в прошлом и текущем годах выплаты повысили в бюджетном секторе.

Ведется и работа по привлечению в Забайкалье квалифицированных специалистов. Для этого реализуются две программы. Первая – по переселению соотечественников из-за рубежа (не надо путать пользующихся ею с иностранными мигрантами). Вторая - «Мобильность трудовых ресурсов».

«Да, по последней в 2023-м прибыло немного - 40 человек, но это специалисты, которые переехали с семьями не только в Читу, а в районы и уже работают в сельскохозяйственной или добывающей отраслях. Кстати, среди них есть агрономы, которых переманили зарплатой более 100 тысяч рублей. Поэтому еще раз повторю: конкурентоспособность определяет работодатель – все зависит от условий, которые он предложит сотрудникам», - сказала Шаманская.

«Черных» работодателей занесут в реестр

В прошлом году был принят федеральный закон «О занятости населения», который можно считать почти революцией в этой сфере, так как около 30 лет россияне жили по документу, утвержденному еще при РСФСР. Теперь, в частности, прописано определение «нелегальной занятости», которое включает в себя всю деятельность, осуществляющуюся за пределами Трудового кодекса РФ.

В Забайкалье, по подсчетам министерства, ею занимаются более 60 тысяч человек. Теневой сектор экономики края в основном состоит из мелкого бизнеса в сферах торговли, общепита, оказания услуг и обрабатывающего производства.

«Конечно, это приводит к незаконному обогащению работодателя, а его сотрудники, наоборот, приближаются к черте бедности, - предупредила Елена Шаманская. - Потому что, соблазнившись сейчас зарплатой «в конвертах» даже под 100 тысяч рублей, они будут получать пенсии в 15 тысяч рублей. 2020 год привел к нам очень много забайкальцев из теневого сектора – около 56 тысяч человек. После введения ограничений из-за коронавируса все нелегальные фирмы быстро закрылись, и их сотрудники оказались бесправными, они не могли доказать свою занятость. При этом семьи, которые теряли легальную работу вследствие пандемии, вставали на учет и получали не только максимальное пособие по безработице, но и по три тысячи рублей на каждого ребенка. А персоналу «черных» фирм, как длительно не работавшим, выплачивали по 1500 рублей. Конечно, для них это была настоящая трагедия».

Замминистра призвала земляков не бояться жаловаться на работодателя, который не хочет официально их трудоустраивать. Для этого можно даже анонимно позвонить в отдел контроля и надзора Минсоцзащиты края по телефону: 35-09-56. Факт неформальной занятости зафиксируют и по нему проведут проверку.

«Мы прекрасно понимаем, что кормить семью надо сегодня, а не на пенсии, да и вакансии на селе на вес золота, но пока люди сами твердо не заявят недобросовестным нанимателям, что не будут работать на таких условиях, проблема не решится», - отметила она.

Борьбу с теневой занятостью ужесточит и новый закон - уже к концу года планируется создать открытый государственный реестр работодателей, которые используют нелегальную занятость. Его будет вести Роструд, а на местах – Госинспекции труда.

Мошенники и охотники за пособиями

Но есть у кадрового голода и другая сторона – забайкальцы, которые пытаются воспользоваться государственными деньгами. В министерстве не раз слышали от работодателей о том, что направленные к ним люди, чтобы получать пособия, просят оформить итог собеседования так: якобы они не соответствуют предъявленным требованиям.

«Мы понимаем, что долго не работавший человек потерял мотивацию к трудоустройству. Поэтому он приходит к потенциальному нанимателю и говорит: «Чтобы меня не наказали, напишите, что я вам не подхожу». Но центр занятости – это не касса взаимопомощи, здесь не выдают деньги просто так, а помогают найти способ их заработать. Поэтому мы просим работодателей не идти на поводу у таких людей и честно писать, что те отказались от вакансии по собственной инициативе», - отметила Елена Шаманская.

Таким «соискателям» надо учесть, что безработными признают не сразу при обращении в центр, а только через 11 дней. Это время им дадут на то, чтобы рассмотреть две предложенных вакансии или пройти профобучение. Если человек откажется от того и от другого, то будет зарегистрирован на бирже труда, но пособие не получит. В случае двух таких отказов от работы в 2023 году ему бы приостановили выплаты, но с 2024-го правила ужесточили и просто снимут с учета в центре занятости.

«Приходилось встречаться и с попытками откровенного мошенничества – когда нелегально работающий человек еще старался оформить пособие, - рассказала замминистра.– Выявляя такие случаи, мы просим добровольно возместить все полученные обманом средства. Если человек отказывается, передаем информацию в полицию, где возбуждают уголовное дело».

«Зарплата» для безработного

Государство на пособия для забайкальцев в 2023-м году направило свыше 580 млн рублей. Краевому бюджету трудоустройство земляков обошлось более чем в 28 млн рублей - это затраты на обучение, материальную помощь, выплаты по 184 тысяч рублей пожелавшим открыть бизнес или стать самозанятыми.

В 2024-м суммы увеличатся, потому что пособие ежегодно индексируется в зависимости от роста цен.

«Его максимальный размер для людей, которые перед началом безработицы работали не менее полугода и имели соответствующую зарплату, в Чите составляет 16 487 рублей, а в приравненных к северным районах – больше, - уточнила Елена Шаманская. - Но выдается такое пособие только первые три месяца. Если человек за это время не трудоустроится, то в следующие три месяца будет получать 6 444 рубля. Затем выплаты прекратятся».

Те, кто до постановки на учет полгода или больше не имели работы или трудились «в тени», будут получать всего три месяца по 1933 рубля. Но и право на них придется подтвердить.

«Пособие, как и зарплата, выдается дважды в месяц: сначала первая часть, затем у человека есть две недели, чтобы воспользоваться вакансиями, которые мы ему предложим, и только если они не подойдут, выплачивается остаток», - предупредила замминистра.

Личный план и стимул для детей-сирот

Есть в законе и еще несколько новшеств. С 2025 года понятие«госуслуги» заменят «мерами поддержки».

«Это значит, что для каждого обратившегося в центр занятости человека на основе его места проживания, уровня образования, предыдущей деятельности, семейных обстоятельств и пожеланий будет составляться индивидуальный план поведения на рынке труда, который позволит найти подходящую работу», - объяснила Елена Шаманская.

Также предприняты меры для стимулирования к трудоустройству совершеннолетних детей-сирот.

«Раньше впервые обратившиеся люди из этой категории полгода получали пособие по безработице в размере средней зарплаты по региону – в прошлом году она составляла 64 тысячи рублей. Понятно, что мотивации трудоустраиваться у них никакой не было, но с текущего года условия поменялись – первые три месяца максимальный размер пособия будет выплачиваться, а если ребенок-сирота трудоустроится, но размер его зарплаты окажется меньше средней по региону, мы будем еще три месяца доплачивать разницу до этих 64 тысяч. Думаю, такая мера станет более действенной, чем просто выдача денег тем, кто не желает искать работу», - отметила замминистра.

фото пресс-службы Минсоцзащиты края

Нужны управленцы, военные, строители

В прошлом году на забайкальском рынке труда было открыто более 70 тысяч вакансий: 66% из них - на рабочие специальности и 33% - на места служащих. Встречались и редкие для региона: пилот, артист оркестра, орнитолог, инженер-электроник, режиссер-постановщик. Уровень трудоустройства при этом составил 53,3%.

Сегодня ситуация поменялась – самая сильная потребность в крае заявлена в сфере госуправления, включая военных (28% от общего количества вакансий). Дальше в рейтинге голодных до кадров идут строительная, образовательная, медицинская и горнодобывающая отрасли.

На вопрос, как можно исправить ситуацию на рынке труда, Елена Шаманская рассказала о плане первоочередных мер, которые собираются внедрить до 2030 года. Идет создание рабочих мест в разных отраслях. В числе приоритетных целей она назвала удовлетворение потребностей резидентов ТОР, создание логистических связей и особо выделила развитие сельских территорий, где безработица кратно превышает показатели городов.

Главная задача, которую уже начали решать – организация профессионального обучения. С текущего года национальный проект «Демография» расширил возможности службы занятости – теперь бесплатно профобучение могут пройти не только те, кто зарегистрирован как безработный, включая людей в возрасте старше 50 лет, участников СВО, инвалидов, мам с детьми, но и находящиеся в декретном отпуске мужчины.

«Однако надо понимать, что это не получение полноценного среднего профессионального образования, а именно курсы максимальной длительностью до полугода, как правило, по рабочим профессиям, где не предъявляются требования к высокому уровню квалификации – водитель, газоэлектросварщик, охранник, повар, кондитер, 1С-бухгалтер, - уточнила Елена Шаманская. – Хотя в рамках разработанного плана мы рассматриваем возможность давать соискателям не только полное среднее специальное, но и высшее образование».

Новые возможности получат и выпускники учебных заведений. На портале «Работа России» уже сейчас есть вся информация для помощи в трудоустройстве, а вскоре там запустят сервис, благодаря которому молодые люди смогут узнать, где их ждут на практику, стажировку или сразу – на вакантное место.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру