На что жить будем: Минфин Забайкалья - о «подушке», сокращениях и бюджете-2021

Интервью с главной по финансам края

Давно в Забайкалье не возникало такого ажиотажа вокруг принятия бюджета. Здесь и волнения по поводу позднего внесения проекта документа на рассмотрение Заксобрания, и заявления депутатов различных уровней о якобы предстоящих массовых сокращениях работников соцсферы, и пока непредсказуемое развитие ситуации с пандемией. О том, что было, есть и будет, «МК в Чите» поговорил с министром финансов края Верой Антроповой.

Интервью с главной по финансам края
Вера Антропова. фото пресс-службы Минфина края

- Что в текущем году нанесло самые сильные удары по региональному бюджету?

- Конечно, это снижение собственных налоговых доходов из-за пандемии. Столь резкого их падения мы не наблюдали как минимум на протяжении последних трех лет. Напомню, что в 2019 году край получил дополнительно свыше 4 млрд рублей. Сложившейся в 2020-м ситуации никто не ожидал.

Снижение собственных доходов начало наблюдаться в апреле, а с мая по сентябрь у нас были большие «минусы» по основным бюджетообразующим поступлениям – налогам на доходы физических лиц, на прибыль и на имущество организаций. «Удержаться на плаву» позволили три дотационных транша из госбюджета, самый крупный из которых составил почти 1,9 млрд рублей. Они помогли компенсировать недополученные краем доходы.

- Что удалось сделать?

- Во-первых, обеспечить сбалансированность бюджета. То есть, все социальные обязательства перед населением исполняются своевременно и в полном объеме. Во-вторых, за счет помощи из федерального бюджета в размере 4 млрд рублей принят ряд мер поддержки. Это выплаты безработным гражданам на общую сумму 740 млн рублей и семьям с детьми в возрасте от 3 до 7 лет в размере более 3 млрд рублей. Хотелось бы заверить забайкальцев, что все полагающиеся перечисления в рамках соцподдержки в декабре будут сделаны.  

- А каковы суммы поддержки социальной сферы и отраслей экономики?

- Для сферы здравоохранения от федерального центра удалось дополнительно получить около 2 млрд рублей. Почти половина этих денег была направлена на стимулирующие выплаты медикам и соцработникам, которые помогали ковид-пациентам, остальные средства – на приобретение лекарств и оборудования.

За счет приоритизации расходов и перераспределения ресурсов краевого бюджета дополнительно оказана помощь районам в объеме 1,5 млрд рублей. Из них 1,1 млрд рублей направлен на первоочередные расходы муниципальных учреждений – оплату коммунальных услуг и труда работников. Также из этой суммы районам компенсировано почти 400 млн рублей недополученных от налогоплательщиков доходов.

Кроме того, правительство региона разработало пакет мер, которые позволили поддержать пострадавшие отрасли экономики, малый и средний бизнес. На их реализацию направлено 1,2 млрд рублей собственных средств: почти 1 млрд рублей, из которых приходится на отсрочку по платежам и 200 млн рублей – на льготу по транспортному налогу и по упрощенной системе налогообложения. Также предпринимателям выданы прямые субсидии на 90 млн рублей – торговым сетям компенсирована стоимость медицинских масок, которые реализуются населению по сниженной цене, оказана помощь по уплате аренды и коммунальных платежей. Конечно, это стало непредвиденными расходами для региона, но они были жизненно необходимы для нашего бизнеса.

Предприятиям ЖКХ оказали поддержку в 600 млн рублей, проавансирована трехмесячная коммунальная оплата всех забайкальских бюджетных учреждений.

- Сколько раз, учитывая пандемию, пришлось «перекраивать» текущий бюджет?

- Обычно корректировки проходят раз в полгода. Первое внесение изменений состоялось еще в марте, в стабильных социальных условиях. Позже федеральный центр для принятия оперативных решений по борьбе с пандемией и ее последствиями предоставил субъектам право корректировать расходы бюджетов без внесения изменений через законодательные органы. Мы это делали на основании решений регионального правительства. Сейчас все эти изменения отражены в проекте Закона о внесении изменений в Закон о бюджете 2020 года. Он находится на согласовании в Минфине РФ, после чего будет внесен на рассмотрение Заксобрания. Таким образом, официальных корректировок бюджета будет всего две, но фактическая их динамика, конечно, выше.

фото "МК в Чите"

- Насколько за год «похудела» так называемая финансовая «подушка безопасности» края?

- Эта «подушка безопасности» на самом деле представляет собой два резервных фонда. Первый – фонд правительства края, который формируется за счет собственных доходов и предназначен для предупреждения и ликвидации ЧС. Первоначально там находилось 100 млн рублей, затем было добавлено еще 40 млн рублей за счет перераспределения имеющихся ресурсов. Сейчас он фактически исчерпан, но оставшейся суммы в 30 млн рублей хватит на случай, если за три недели декабря возникнут непредвиденные обстоятельства.

Второй – фонд края, предназначенный для покрытия расходов, которые в силу непредвиденных обстоятельств могут оказаться не обеспеченны источниками финансирования. Что у нас и произошло в текущем году. Находившиеся в этом резерве 172 млн рублей потрачены полностью.

Никаких опасений ситуация не вызывает, так как средства обоих фондов не являются переходящими и ежегодно «с чистого листа» формируются за счет собственных доходов. На следующий год резервный фонд правительства края запланирован в размере 100 млн рублей, а резервный фонд края – 155 млн рублей.

- Что кардинально изменилось в текущем бюджете?

- В первую очередь, на конец года мы прогнозируем недополучение 2,2 млрд рублей собственных доходов. Но 2 миллиарда из них компенсированы Федерацией. Во-вторых, изменилась структура расходов – появились незапланированные статьи (поддержка пострадавших отраслей, связанные с COVID мероприятия и выплаты в сфере здравоохранения). При этом хочется подчеркнуть положительный момент – несмотря на оба пункта корректировок, расходы бюджета в течение года не секвестрировались. Нам это удалось за счет получения уже упомянутых траншей из госбюджета, а также приоритизации расходов – выделенные на мероприятия средства направили на профилактику и борьбу с коронавирусом.

- И эти корректировки сказались на длительном формировании версии бюджета-2021?

- Да. Потому что текущий бюджет является базой для создания последующего. Он должен быть максимально сбалансирован по расходам. Однако, учитывая отрицательную динамику бюджетных поступлений, на момент формирования главного финансового документа у нас в прогнозе было 4 млрд выпадающих доходов. Положительная тенденция же начала прослеживаться только с октября, что в итоге позволило снизить эту сумму до 2,2 млрд рублей. Сейчас мы полагаем, что недополучим 1 млрд рублей налога на прибыль организаций, около 600 млн рублей НДФЛ и почти 400 млн рублей налога на имущество организаций.

Аналогичная ситуация с формированием региональных бюджетов была по всей стране, поэтому Минфин РФ позволил составлять и утверждать их в местных парламентах в более поздний срок. Но параллельно министерство запретило субъектам, чей объем госдолга выше 70%, рассматривать проекты бюджетов в Заксобраниях без учета федеральных рекомендаций. В перечень этих субъектов входит и Забайкальский край. А так как процедура согласования документа на госуровне тоже занимает определенное время, это тоже стало причиной переноса сроков предоставления проекта бюджета депутатам.

Сейчас главный финансовый документ прошел согласование в Минфине России и внесен в Заксобрание края. Он полностью сформирован с учетом всех социальных обязательств, софинансирования нацпроектов и госпрограмм.

фото предоставлено пресс-службой Минфина края

- Каковы же заявленные параметры?

- Доходная часть бюджета-2021 составит 84 млрд 300 млн рублей, что больше первоначальных показателей текущего года на 10,6 млрд рублей. При этом основная сумма превышения сложилась за счет поступлений с федерального уровня, а их общий размер должен достигнуть 39,5 млрд рублей. Однако важно, что большая часть субсидий – целевая и будет доведена региону в рамках исполнения нацпроектов и госпрограмм. Собственные доходы края прогнозируются в размере 44,8 млрд рублей, с ростом к 2020 году на 3,5 млрд рублей. Здесь тоже основная сумма приходится на средства нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД).

Расходы запланированы в объеме 85,2 млрд рублей, что почти на 9 млрд рублей больше, чем в 2020-м. Дефицит составит 1 млрд рублей. Таким образом, бюджет 2021 года ничем не хуже текущего.

- Насколько в нем обеспечены социальные обязательства?

- Полностью. Зарплата работников бюджетной сферы предусмотрена на 11,5 месяцев с учетом ввода новой сети учреждений – детсадов и спорторганизаций. Целиком на год предусмотрены все соцвыплаты и взносы на обязательное медицинское страхование.

- В связи с этим есть ли реальные предпосылки для утверждения депутата Госдумы Юрия Волкова о грядущих массовых сокращениях в соцсфере края?

- Я не могу прокомментировать, на чем основано это заявление. По крайней мере, Юрий Волков ни разу не обращался в Минфин региона за получением какой-либо информации по данному поводу. Хотя, мы всегда открыты не только для депутатов, но и для всех забайкальцев. В частности, на официальном сайте министерства есть раздел «бюджет для граждан», где информация представлена в доступной форме.

- Какие планы развития инфраструктуры обеспечены бюджетом?

- На реализацию госпрограмм предусмотрено 25 млрд рублей, а на исполнение 11 нацпроектов - 13,3 млрд рублей, что на 2 млрд больше, чем в минувшем году. Это увеличение позволит реализовать совершено новые мероприятия: 900 млн рублей пойдет на реконструкцию аэропорта в Чаре и 1 млрд рублей – на капремонты учреждений здравоохранения, приобретение медоборудования и спецтранспорта. Кроме того, 102 млн рублей в следующем году (а всего 500 млн рублей на несколько лет) региону дадут на стимулирование жилищного строительства. Конечной целью должно стать снижение стоимости 1 кв м на первичном рынке. За счет федеральных средств будет оказана финансовая поддержка волонтерскому движению в регионе, а также осуществляющим долговременный уход за пожилыми людьми и инвалидами, чего тоже никогда раньше не делалось. Появятся кванториумы (детские технопарки) на базе общеобразовательных школ, в том числе, в селах. Очень важно, что почти вдвое увеличено количество средств, запланированных на обеспечение жильем детей-сирот - с 370 млн рублей в 2020 году до 720 млн рублей в 2021-м.

- Есть ли угроза возврата краем федерального финансирования из-за неисполнения нацпроектов и госпрограмм?

- Неисполнение действительно наблюдается, но все объекты закреплены за должностными кураторами. Сейчас работа по ним активно ведется, потому что наша задача – не просто освоить полученные суммы, а ввести все объекты в эксплуатацию, открыть их для людей. Возвращать какие-то средства в госбюджет мы не планируем.

- То есть, продолжается «ручное управление» муниципалитетами?

- К сожалению, да. Мы вынуждены держать ситуацию «на местах» под постоянным контролем из-за недостаточной финансовой дисциплины, которая отчасти вызвана кадровым дефицитом и недостатком знаний. Для решения проблемы за каждым районом Минфин края закрепил куратора, который оказывает муниципальным специалистам методологическую помощь - ежемесячно помогает составлять кассовые планы, определять перечни мероприятий, подлежащих финансированию в первоочередном порядке. И это дает результаты – уровень как финансовой грамотности, так и ответственности у коллег повысился. Самое главное – мы видим желание руководителей развивать свои районы, они проявляют инициативу по привлечению федеральных финансов, часто обращаются за консультациями.

фото пресс-службы Минфина края

- Есть ли статьи, которые тревожат правительство в проекте бюджета-2021?

- Да. Очень обеспокоит, как будут поступать собственные доходы. Потому что пока ситуация не совсем стабильная. Для минимизации рисков будем работать с крупными налогоплательщиками, которые всегда идут нам навстречу, а также со всеми федеральными министерствами для привлечения дополнительного финансирования в отрасли экономики края.

- Какие забайкальские районы, исходя из проекта бюджета-2021, вы можете отметить как самые финансово независимые и наоборот?

- Об этом можно судить по выделяемой муниципалитетам доле финансовой помощи в объеме доходов. Наиболее крупные дотации – более 80% от общей суммы бюджетных доходов - получат 5 районов: Акшинский, Дульдургинский, Ононский, Шелопугинский и Агинский. Это связано с их достаточно низкой налогооблагаемой базой. Самые самостоятельные по указанному показателю – Чита, Могочинский, Газимуро-Заводский и Краснокаменский районы.

- А как за год изменилось дотационное положение самого края?

- Несильно. Дотации на выравнивание бюджета в общем объеме доходов края занимают около 25%. Однако объем госпоступлений в текущем году увеличился из-за пандемии – на борьбу с ней регион дополнительно получил 5 млрд рублей.

- Каковы Ваши прогнозы на грядущий финансовый год в целом?

- Хочу заверить занятых в бюджетной сфере в том, что их заработная плата, а также все соцвыплаты будут финансироваться без задержек. Районам окажут финансовую помощь в размере не ниже уровня текущего года. Как я уже сказала, запланировано активное строительство и восстановление инфраструктуры. Продолжится благоустройство общественных территорий в рамках программы «Комфортная городская среда», по которой около 400 млн рублей теперь направят и на малые города. А в нацпроект «БКАД» войдут муниципальные дороги.

Это то, что известно точно. А в целом главный финансовый документ традиционно еще будет корректироваться при его исполнении. Со своей стороны, призываю всех забайкальцев активно подключиться к данному процессу и приглашаю их на публичные слушания по проекту бюджета-2021. Они пройдут очно 16 декабря в 14:10 в здании правительства края в Чите по адресу: ул.Чайковского,8, при этом планируется проведение онлайн-трансляции.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру