Секретные инвестиции: за громкими цифрами ТОР «Забайкалье» видны миражи

Пока доклад об успехах территории больше походит на обещание «города-сада»

Итоги развития проектов ТОР в Забайкальском крае похожи на голубую мечту, которую рисует региональное правительство. На заседании наблюдательного совета территории опережающего развития «Забайкалье» были подведены первые итоги. Звучали цифры сотен миллиардов рублей обещанных инвестиций, но никакой конкретики не было.

Пока доклад об успехах территории больше походит на обещание «города-сада»
фото: netraboti.ru

Мы из будущего

В первое время, когда в Забайкальском крае новые руководители всерьёз заговорили о развитии территорий опережающего развития и сдабривали всё это обещаниями сотен миллиардов, а то и более триллиона рублей инвестиций – было любопытно и заманчиво. Конечно, все понимают, что данный экономический механизм сразу не заработает, и сотни миллиардов в одночасье в регион не хлынут. Но вот уже больше года позади. За это время была создана управляющая компания ТОР «Забайкалье», озвучены основные направления и площадки осуществления будущих проектов территорий опережающего развития. И что же? Подведение итогов вылилось не в анализ конкретных дел, а в перечисление будущих успехов, огромных инвестиций, которые должны вот-вот хлынуть в наш край.

Директор УК ТОР «Забайкалье» Вячеслав Костин вместо конкретики о каких-то, пусть пока небольших достижений в рамках территории опережающего развития, поражал воображение присутствующих и всех забайкальцев грандиозными планами. Говорил, в частности, что реализация проектов резидентов ТОР рассчитана на создание девяти тысяч рабочих мест, и за несколько месяцев с инвесторами заключено 12 соглашений. В результате объем заявленных инвестиций должен составить 200 миллиардов рублей.

Что ж, будущее, судя по рисуемым планам, вдохновляет. Но что это за загадочные инвесторы, которые со своими миллиардами инвестиций постоянно держатся в секрете? Хотелось бы знать о них, хотя бы в общих чертах. И что они хотят реализовать в Забайкальском крае, в результате чего и появятся рабочие места, новые объекты, фабрики и заводы, а жизнь забайкальцев станет лучше? Но вместо этого Вячеслав Костин снова, в который раз, сослался на давно обосновавшуюся на территории края ООО «Байкальскую горную компанию», которую недавно объявили резидентом ТОР «Забайкалье», и её инвестиции в освоение Удоканского меднорудного месторождения, по словам Костина, составят 76 миллиардов рублей.

Но, думаю, хватит морочить голову жителям края. «Байкальская горная компания» ведёт свою деятельность в регионе уже несколько лет, и никакой заслуги у нового правительства края в этом нет. Кстати, Удоканскому проекту в текущем году исполняется 30 лет – осуществляться он начал с 1990 года. До Байкальской горной компании здесь работала Удоканская горная компания, затем Забайкальская горная компания, кое-что они, конечно, успели сделать, хотя немного, но вот конкретной работой по строительству в Каларском районе горно-металлургического комбината по добыче и переработке медной руды и производству катодной меди всерьёз занимается «Байкальская горная компания».

Но ведь ТОР «Забайкалье» и отдельные площадки опережающего экономического развития были созданы не для того, чтобы включить в них уже действующие предприятия, объявить их резидентами и затем докладывать об этом на разных совещаниях как о своих успехах. Всё же хотелось бы узнать, а что сегодня руководители ТОР «Забайкалья» сделали сами? Какие идеи начали осуществляться, сколько инвесторов со своими капиталами уже к нам пришли? А не рисовать розовыми красками с шокирующими величиной цифрами инвестиций наше светлое будущее.

Не заболтать идею

К сожалению, мы уже имеем в нашем крае печальный опыт забалтывания даже самых, казалось бы, перспективных идей. Ещё полтора года назад, когда о ТОРах только говорили, сенатор Баир Жамсуев публично высказался в том духе, что в случае неудач с ТОРами  может быть не только подорвана экономика края, но и дискредитирована сама идея территорий опережающего развития. У него были основания так говорить. Именно это произошло с ОЭЗ (особыми экономическими зонами), внедряемыми нашими региональными руководителями в экономику края. 

Так же, как и сегодня, такими зонами были объявлены территория северного Забайкалья, где реализовывался Удоканский проект, и другие в районе Кадалинского промузла, в сельском хозяйстве. Кое-что в инфраструктуре удалось сделать. Но…  Как это часто бывает в нашем регионе, все идеи потонули в бесконечных согласованиях и плохой работе по привлечению инвесторов. К тому же на федеральном уровне отношение к ОЭЗ было настороженное. Как оно и сегодня остаётся настороженным и к ТОРам.

В общем, идея с ОЭЗ была провалена. О ней надолго забыли. Как, впрочем, была заболтана и идея свободной торговой зоны в посёлке городского типа Забайкальск на границе с КНР, промпарк в Краснокаменске, свободная экономическая зона в Могойтуе, лесопромышленный комплекс в Могочинском районе и многое другое. Провалился проект создания Амазарского целлюлозно-бумажного комбината в Могочинском районе, потеряны лесные ресурсы, немалые деньги, а, главное, надежды людей на рабочие места и создание социальных объектов. То есть на более комфортную жизнь.

И вот на этом фоне нам уже полтора года постоянно говорят о сотнях миллиардов и даже полутора триллионах инвестиций в экономику Забайкальского края, не представив пока населению никаких реальных дел в этом направлении.

Забытая экономика

Создаётся впечатление, что вне пристального внимания правительства края остаётся реальное социально-экономическое положение региона. В деталях итоги прошедшего года пока не обнародованы, но предварительные результаты говорят о том, что кроме горнодобывающей отрасли все остальные находятся в упадке.

Под постоянные разговоры о проектах территорий опережающего развития, огромные будущие инвестиции и создание тысяч рабочих мест, основные отрасли региональной экономики сегодня находятся в деградации. Обрабатывающие производства края, в которых особенно должна быть велика организующая роль регионального правительства, постоянно, из месяца в месяц, теряют свои прежние позиции. Строительство и сельское хозяйство тоже не прибавляют, а снижают показатели к предыдущему году. Многие предприятия просто убыточны, а краевой бюджет наполняется, прежде всего, за счёт вливаний из федеральной казны. Как следствие, доля людей в Забайкальском крае, оказавшихся за чертой бедности, то есть получающих меньше прожиточного минимума, в последний год повысилась с 20 до 21% и составляет 225,3 тысячи человек.

Думается, пора говорить не только о светлом будущем и перспективах территорий опережающего развития, но и представить жителям Забайкальского края реальные результаты в этом направлении.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру