Затюканный малыш: бизнес Забайкалья не вынес напора бюрократов

Как на малом бизнесе заработать не деньги, а неприязнь предпринимателей

В последнее время из деловых кругов и Торгово-промышленной палаты поступают тревожные вести: предприниматели из-за повышения налогов, затрат на оборудование снимаются с регистрации в Забайкальском крае и становятся на учёт в других регионах.

Как на малом бизнесе заработать не деньги, а неприязнь предпринимателей
фото: krimchel.ru

Власть новая, замашки старые

Понять их можно. И краевая власть, и читинская городская, а также некоторых муниципалитетов по-прежнему видят в малом бизнесе некую кормушку для бюджетов, а не партнёра в реальном секторе, которому надо помогать, создавать комфортные условия для работы. Вот и совсем недавно дума Читы продемонстрировала свой стяжательский подход к бизнесу.

Вопрос стоял остро: насколько надо повышать налоговую ставку на имущество физических лиц, который непосредственно относится к малому бизнесу, и надо ли это делать вообще? Рабочая группа, куда входили и предприниматели, предлагала повысить ставку по-божески - на 0,1%. Администрация города настаивала на 0,5%, мотивируя это, как всегда, нехваткой бюджетных средств и необходимостью решения социальных задач. Дескать, это бы прибавило к казне 28 миллионов рублей, и, кроме того, легче будет разговаривать с краевой властью при выделении городу финансовых ресурсов. Как выразился один из депутатов, у краевой власти может возникнуть вопрос – почему до конца не использовали все имеющиеся ресурсы?

В этом тезисе, очевидно, и кроется психология представителей наших властей, и заключается она в банальном потребительстве: использовать все имеющиеся ресурсы – значит взять то, что ближе лежит, ободрать с помощью налогов тех, кто ещё реально работает в крае. А вовсе не за счёт того, чтобы умной экономической политикой умножить количество тех же малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, которые без неподъёмной налоговой нагрузки смогли бы увеличить бюджетные поступления. Но ведь это сложнее, здесь думать и работать надо, а всё легко сделать росчерком пера под наспех спроворенным решением городской думы о повышении налогов.

В результате сошлись на размере повышения налогов на 0,2%. И теперь картина такая: налог на кадастровую стоимость имущества физических лиц до 5 миллионов рублей будет составлять 0,8%, от 5 миллионов до 15 миллионов – 0,9%, от 15 миллионов рублей – 1,05%. Много это или мало?

Даже при ставке 0,5% на кадастровую стоимость имущества многие малые предприятия и предприниматели предпочли закрыть свой бизнес или перевести его в другие регионы с более щадящей налоговой ставкой.

Путь к разбитому корыту

Для того, чтобы как-то эти цифры осмыслить, надо, очевидно, немного углубиться в историю вопроса. А началось всё с того, что ещё в ноябре 2014 года Законодательное собрание Забайкальского края, руководила которым в то время будущий губернатор Наталья Жданова, увеличило налог на имущество юридических и физических лиц с учётом его уже не остаточной, а кадастровой (рыночной) стоимости. В результате налоговая ставка для юрлиц была определена в 1% от кадастровой стоимости имущества в 2015 году, 1,5% - в 2016, 2% - в 2017 году. Однако по закону каждый муниципалитет должен был сам решить, по какой ставке налога на имущество обременить своих предпринимателей. И тут началось.

Депутаты думы Читы и ещё 11 муниципалитетов пожадничали, увидели в этом налоге лишь немалый дополнительный ресурс для бюджетов и установили налог по максимальной ставке. Она составила 2% от кадастровой стоимости. И когда в 2017 году стали приходить платёжки по данному налогу, среди бизнесменов случилась паника. Суммы по налогу на имущество выросли кратно, у многих в десятки раз. Как тогда выразился один бизнесмен с явным чувством юмора, «при таких ставках мы предпринимателей заколбасим на мясо».

Начались многочисленные протесты, митинги, пикеты и т.д., которые принесли свои плоды. Ставку снизили до 0,5%, но пригрозили, что каждый год она будет повышаться, что, собственно, случилось и в этом году. Интересно, до какого предела власть намерена снимать шкуру с ещё оставшихся предпринимателей, оправдывая свои действия необходимостью строить детсады, дороги и прочее? Но ведь так можно остаться и у разбитого корыта.

Согласно данным Забайкалкрайстата, если в 2011 году занятых в малом бизнесе было 56290 человек, то последние годы их количество постоянно снижалось, и в прошлом году в малом бизнесе было занято только 36729 работников. Думаю, в текущем году положение к лучшему не изменится. Вот тебе, бабушка, и поддержка в регионе индивидуальной предпринимательской инициативы, о которой не устают говорить руководители нашего края.

фото: superomsk.ru

Изобретатели тарифных монстров

Сегодня бизнес Забайкальского края живёт в режиме постоянного напряжения, словно на краю пропасти, и ждёт очередных гадостей от власти. Они не преминули появиться.

Вот грянула «мусорная реформа». Дело полезное. Но всё можно довести до абсурда. До начала реформы в нашем крае осталось два месяца, а никто толком не знает – что это такое. Как будут с нового года собирать и утилизировать твёрдые бытовые отходы (ТБО)? Что-то не видно во дворах баков для раздельного сбора отходов, никто с предприятиями и жителями населённых пунктов предметной работы на этот счёт не ведёт, как мы это видим по телевидению, делается в других регионах.

Но зато уже многих предпринимателей успели напугать предстоящим повышением тарифов за сбор и утилизацию ТБО. Встреча предпринимателей с и.о. руководителя Региональной тарифной службы и ценообразованию края Еленой Морозовой по проблемам мусорной реформы и образованию соответствующих тарифов породила больше вопросов, чем ответов на суть проблемы. Сколько же придётся платить деловым людям за сбор и утилизацию отходов? На этот вопрос так и не был получен внятный ответ. Откуда взялся норматив два кубометра мусора на квадратный метр какого-нибудь офиса или на койко-место больницы в год, если они не имеют своих хорошо оборудованных площадок под мусор? Почему норматив рассчитывался только по замерам одного муниципального образования – городу Читы, - хотя в крае их более 400?

Некоторые собственники предприятий в краевом центре, по которым якобы проводились замеры по вывозке мусора, даже не знали, что такая работа была проведена? А по словам Елены Морозовой, за три года их «напряжённой» работы по замерам вывозки мусора из 410 муниципальных образований только 24 предоставили корректную информацию. Хотя, по её же словам, нормативы накоплений – это «среднее количество ТБО, образуемое на единицу времени. Оно рассчитывается по особой методике на основании результатов сезонных замеров, которые должны провести органы местного самоуправления». О какой же объективности замеров можно вести речь? Отдельные предприниматели уже подсчитали, что плата за вывоз мусора у них увеличится до 70 раз. Странно, но в данном случае власть до сих пор не вмешалась и не сказала своего веского слова насчёт подобного тарифообразования.

Вот уж воистину Забайкальский край - родина самых чудовищных шараханий в налоговой и тарифной политике. Вспомним, каким дестабилизирующим фактором в деловой среде явилось увеличение тарифа за теплоэнергию на 2016-2018 годы сразу на 35%. Тогда тоже стал применяться пресловутый норматив. Если раньше предприниматели оплачивали тепло согласно показаниям счетчиков, то после изменений оплата стала производится по нормативу, что многократно (в пять - семь раз) увеличило ежемесячную сумму. Откуда же взяться желанию развивать в крае своё дело?

Всё это не частные вопросы. Это – престиж Забайкальского края. Они напрямую касаются инвестиционного климата. Руководители региона поставили просто фантастические задачи по привлечению в Забайкалье инвестиционных средств, исчисляемых триллионами рублей. Кроме громких заявлений, что-то не видно большой заинтересованности власти в достижении этой цели на деле. Трудно поверить, что у потенциальных инвесторов из деловых кругов теперь возникнет желание идти в регион со своими деньгами.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру