Призраки стратегий: Счетная палата не увидела системы развития Забайкалья

Многочисленные программы и стратегии прошлых губернаторов так и не задали вектор подъема края

04.04.2019 в 08:11, просмотров: 705

Счётная палата РФ выявила отсутствие системных мер развития Забайкальского края. Вывод удивил. Это при таком-то обилии стратегий и программ, которые приняты за последние пять – шесть лет в Забайкальском крае! Досрочно уходящие в отставку губернаторы реально мало что сделали, но уж стратегий и планов развития региона оставили после себя предостаточно.

Призраки стратегий: Счетная палата не увидела системы развития Забайкалья
фото: pixabay.com

Ориентиры… с потолка

Попробуем опровергнуть заключение СП. Как же нет системных мер – вот программа развития края до 2020 года – срок приближается. Ежегодный рост реальных доходов населения должен составить не менее 7-8%, уровень бедности снизиться до 13-15% с более чем 20% в настоящее время. Уже к 2015 году должна была преодолена тенденция сокращения численности населения. Валовой региональный продукт на рубеже 2015-2020 годов должен был увеличиться не менее чем в 2 раза. Хорошие ориентиры, но ничего этого в реальности не случилось – и бедность на прежнем уровне, и ВРП далёк от удвоения.

Но это не все. В Стратегии до 2025 года записан ориентир: сократить удельный вес численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума с 21% в 2010 году до 8,1% в 2025 году. Подумали-подумали, и в Стратегии уже до 2030 года говорится: добиться уменьшения доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума с 18,8% в 2012 году до 10,1% в 2030 году. Здесь непонятно: какой был смысл в новой стратегии отменять прежний, более оптимистичный вариант доходов населения и снижать его на 2%? И что это за «амбициозная» Стратегия такая, если к 2030 году планируется «добиться» того, чтобы у нас население на 10 с лишним процентов всё ещё проживало за чертой бедности? По здравому смыслу о такой категории людей к 2030 году и думать надо забыть. Такая вот в этом вопросе проявляется «системность» наших мастеров программного развития региона.

Или вот возьмём численность населения края. В Стратегии до 2025 года поставлена задача - достичь к этому периоду 1 млн. 125,4 тыс. человек. В общем-то, учитывая нынешние 1 млн. 70 тыс. – немного. А в стратегии до 2030 года планируется добиться… 97,3% к численности населения края 2010 года. Выходит, власти края сначала замахнулись на увеличение население, а потом опустили руки и смирились с сокращением. С кем же тогда они намереваются выполнять все планы и Стратегии социально-экономического развития края?

Записали – и… списали

Если можно заморочить людям голову различными программами и стратегиями социально-экономического развития региона, другими прожектами в виде кластеров, особых экономических зон и «точек роста», то правительство края, его сменяющие один другого губернаторы достигли невиданного «успеха».

Бывший губернатор Константин Ильковский начинал свою деятельность словно с чистого листа, как будто он попал не в край с богатой историей, в том числе экономического развития, а на невидимую обратную сторону луны. «Народная программа», стратегия до 2030 года, десяток подпрограмм, постоянные ссылки на кластеры и проч. – всё это сыпалось как из рога изобилия. А ведь до него ещё были приняты программы социально-экономического развития региона до 2020 и до 2025 годов. Но…

Но вот пришёл новый врио губернатора. И снова, уже Наталья Жданова, словно и не было долгого периода поисков, программ и стратегий, а край всё начинает с чистого листа, заявляет: «Мы разрабатываем стратегию, целью которой является подъём экономики, привлечение инвестиций. Мы знаем, в какой последовательности идти, шаг за шагом, видим приоритеты». А что, все те программы и стратегии, в создании которых наши управленцы принимали самое деятельное участие – от лукавого? На всё это надо наплевать и забыть? Создаётся впечатление, что край только что родился, у него нет истории, и все наши руководители региона что-то постоянно ищут и никак не могут отыскать.

А сколько в программных документах говорится о необходимости структурных изменений в экономике! Определены параметры повышения эффективности отраслей, эксплуатирующих природные ресурсы, повышения доли перерабатывающих производств, опережающем выпуске продукции с высокой добавленной стоимостью. Есть горизонты повышения конкурентоспособности экономики области на основе технического и технологического перевооружения производства, создание благоприятного инвестиционного климата и принятие мер по повышению инвестиционной привлекательности приоритетных отраслей экономики. Не забыты и развитие кадрового потенциала, и малое предпринимательство, рыночная инфраструктура. Таким образом, планировалось, что уже к 2020 году край выйдет из числа дотационных регионов России.

Что мы имеем на самом деле? Край по-прежнему не может выйти из разряда одного из самых дотационных в РФ, государственный долг более 27,5 миллиарда рублей, количество бедных в регионе не сокращается, зарплаты бюджетникам нередко задерживаются, а деньги на зарплаты выпрашиваются у федерального центра. Есть и множество других социальных проблем.

Сейчас мы видим - новая команда Александра Осипова, пришедшая к управлению регионом, о прежних программах и Стратегиях тоже не вспоминает, но и чётких ориентиров в развитии пока нет. Правда, врио губернатора озвучивает астрономические цифры инвестпрограмм (на 1,5 триллиона рублей), но что это за инвесторы, что они собираются делать в Забайкальском крае – пока никто не знает, всё в тумане.

В общем, если уж в самом регионе все запутались в планах и стратегиях, то чего ждать от СП РФ? Отсюда и вывод её об отсутствии системности в развитии Забайкальского края.