«Шибко брава Масленица»: как в старину в Забайкалье зиму провожали

Традиции встречи весны в регионе

То, что не каждый день коту – Масленица, знают все, а вот как устроить «разгул нараспашку», в чем веселиться на «машкарате» и почему не всякий «бегунец» доскачет до Иркутска - пожалуй, лишь забайкальцы. Как наши земляки праздновали наступление весны, «МК в Чите» рассказала методист отдела традиционной культуры краевого учебно-методического центра культуры и народного творчества Арина Зверева.

Традиции встречи весны в регионе

Когда печь первый блин?

«Вообще деление на общеизвестные семь дней – от встречи Масленицы до ее проводов – с точки зрения этнографии появилось сравнительно недавно. В народном сознании, особенно в Забайкалье, оно раньше не было широко распространено. В селах отмечали по-разному – где-то начинали с понедельника, а где-то исключительно с четверга - «разгуляя». Также блины в одной местности пекли с самой «встречи», в другой - с родительской субботы, в третьей и вовсе – только в воскресенье», - объяснила специалист.

По ее словам, первая половина масленичной недели - «встреча», «заигрыш», «лакомка» и перелом празднования четверг-«разгуляй» - была больше посвящена уличным забавам, а вот вторую в основном проводили дома – устраивали «тёщины вечерки» и «золовкины посиделки», приходили друг к другу на «прощёное воскресенье».

Даже, если празднования длились не семь, а четыре дня, как, например, в селе Урлук Красночикойского района.

«В четверг и пятницу по гостям ходила молодежь, в частности, к свекровям обязательно наведывались «молодухи» - жены сыновей, которые первый год за мужем, а в субботу и воскресенье до обеда уже отправлялись с визитами ко всем люди старшего возраста. Послеобеденное время в последний день недели считалось «прощенным», когда все начинали просить друг у друга прощения», - отметила Арина Зверева.

Конечно, из-за этнического многообразия Забайкалья не на всей его территории отмечали Масленицу. Однако, подчеркнула методист, у каждого проживающего здесь народа есть схожие праздники, так как это первое весеннее новолуние в календарном году, то оно с некоторыми нюансами отражается в разных культурах, только у бурят называется Сагаалган, а у якутов – Ысыах.

Гуляй, душа, да ешь не спеша

Масленицу ждали все, это был один из самых веселых и щедрых праздников, когда поощрялись даже излишества в еде и веселии.

«Один из наших забайкальских старожилов рассказывал, что именно Масленицу отмечали «разгулом нараспашку», чего не было в другие праздники. Причем, под этим имелось в виду не столько материальная щедрость, сколько духовный размах, по которому оценивали людей», - отметила Арина Зверева.  

Конечно, столы ломились, но не только от блинов. В Забайкалье помимо них традиционно подавали любимую местными выпечку - «хворост», шанежки, а также разрешенные при подготовке к Великому Посту рыбные и молочные блюда. При этом мясо находилось под запретом, его даже для начинок не использовали.

«В казачьей кухне были распространены капустники и рыбные пироги, у семейских – тарочки. Это булочки из дрожжевого теста с открытым верхом, через который видно начинку из ягодного варенья», - уточнила наша собеседница.

Масленичным пирком да за свадебку

«Главная идея масленичных гуляний – это знакомство и дальнейшее сватовство молодежи, - продолжила методист. - Поэтому все игры и песни несли продуцирующий характер, который был направлен не только на плодородие земли, но и на увеличение населения».  

Днем забавлялись в основном катаниями на лошадях или с ледовых горок на «лотках» - так в Забайкалье называли деревянные аналоги современных ледянок.

«Парни запрягали в сани коней и катали девок. Девушки же празднично наряжались. Например, в селе Архангельское того же Красночикойского района считалось хорошо каждый день недели носить новое платье. Но не все могли себе позволить семь обновок, поэтому шили пару нарядов, «выгуливали» их, а затем попросту менялись одеждой с подругами», - рассказала Зверева.

Поведение молодежи во время гуляний подмечали родители, местные свахи или просто внимательные односельчане.

«Например, в семейских селах, если какой-то парень всю неделю катал на тройке одну и ту же девушку, говорили: «хорошо уважил». Это означало, что ее родителям можно ждать сватов от молодого человека. Конечно, свататься приходили только после окончания периода духовного и телесного воздержания - Великого Поста. В идеале - на Красную Горку - в первое воскресение после Пасхи», - объяснила специалист.

При этом продолжались вечерки – чаепития с играми в арендованных избах. Молодежь чаще всего снимала такие дома у вдовцов за небольшую плату.

«Есть сведения, что в наших селах от девок, например, брали по 10 булок хлеба или определенный объем выпечки, - отметила Арина Зверева. - Парни могли пособить одинокой хозяйке по хозяйству. При этом сами владельцы изб оставались во время таких посиделок дома. На вечерки могли брать и детей старше 10 лет, но только тех, кто доказал свою «взрослость» и самостоятельность».    

«Машкарады», драки и «бегунцы»

Важным элементом празднования Масленицы всегда были театральные действа.

«Это не тот театр, к которому привык современный человек и даже не ярмарочные скоморохи – во время такого действа каждый член общины превращался в «артиста» и выполнял определенную роль, - объяснила методист. - Специально делали «личины» - маски из бересты или других доступных материалов, могли использовать какие-то шуточные элементы одежды или для пущего эффекта вывернуть ее наизнанку. Но все-таки самым распространенными у «машкаратов» (от слова «маскарад») были традиционные костюмы».

Основными сюжетами представлений было вождение «медведей» или «коней» - ходили по дворам в компании с человеком в костюме животного, которого надо было обязательно угостить. Причем, считалось, что чем больше подарил «машкарату», тем богаче будет твой урожай в этом году.

«Забавы с настоящими лошадьми были на особом счету, - продолжила Арина Зверева. – Чтобы показать богатую упряжь своей тройки односельчанам, некоторые годами ее готовили, покупая по одному элементу. Устраивали и соревнования в резвости жеребцов, которых специально тренировали. Их, по воспоминаниям стариков, в Забайкалье называли «бегунцами». Жители Урлука рассказывали, что победители в таких состязаниях доходили до Иркутска».

Ну, и какой же праздник без массовых мужских драк или кулачных боев? Методист сравнивает их с психотерапией того времени – избавлением от скопившихся за долгую зиму усталости и негативной энергии.

«Бились один на один, улица на улицу и деревня на деревню. Чаще всего из-за девок, а то и вовсе без повода, - сказала Зверева. - Редко, но иногда доходило даже до летальных исходов. Однако, как бы не дрались, а в воскресенье все шли мириться и просить друг у друга прощения, говоря: «Бог простит, и я прощаю, и ты прости меня».

Гори, гори ясно

Музыкальный обрядовый фольклор, приуроченный к Масленице, в Забайкалье не сохранился, в отличии от южнорусской песенной традиции.

«К сожалению, местного календарного обрядового фольклора дошло до нас очень мало. Что касается Масленицы, то ей, скорее, приписывались некоторые подходящие по смыслу песни. Например, вот шуточная «Было у тещеньки семеро зятей» - о том, как теща кормит многочисленных зятьев», - сказала наша собеседница.

Пользовались забайкальцы и особыми приметами, которые распространены по всей России. Например, старики говорили: «на Масленку чернец должен окунуть рог в масло».

«Это означало, что должен народиться месяц. Если же этого не случится, по поверью, грядет конец света – светопреставление, - продолжила методист. - Бабушка учила меня определять так: если месяц выглядит как буква «с», значит старый, а если «поднести» к нему вытянутый указательный палец и получится «р» - значит, растущий».

Чучело Масленицы всю неделю чествовали, возили по селу, после чего сжигали на льду реки.

«В первую очередь, жгли старые вещи. В огонь летела поношенная одежда и сломанная утварь – чтобы в семье был достаток, рубашки с больных людей –для их исцеления. Важно, что такие очищающие костры и сжигания чучел Масленицы раньше не устраивали на центральной площади, как делают сегодня, потому что все плохое надо было вынести из села и избавиться от него за околицей», - заключила Арина Зверева.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру