«Старое кино»: сеанс на ретрооборудовании пройдет в Чите в канун Дня Победы

О пленочном кино рассказал участник Каннского фестиваля

Приглушенный свет, треск прокручивающей пленку киноустановки и… проекция, пробивающаяся через «бойницы» аппаратной на экран в зале. Фильмы в цифровом формате, которые можно посмотреть и в кинотеатре, и с телефона или компьютера давно стали привычными, но здесь магия черно-белых картин оживает и простой, казалось бы, сеанс становится чем-то волшебным. В читинском КДЦ «Спутник» накануне Дня Победы впервые за несколько лет дети и взрослые смогут увидеть кино, записанное на пленку, а транслироваться оно будет на оборудовании, чей возраст уже давно разбил несколько десятков лет.

О пленочном кино рассказал участник Каннского фестиваля

Только редкое оборудование

Свои владения на самом верхнем этаже бывшего кинотеатра, а ныне культурно-досугового центра нам показал один из немногих киномехаников Читы Владимир Иванович Сафронов, чей стаж работы превышает 50 лет. Лучше него в оборудовании, которое остается в строю, несмотря на конкуренцию с современными технологиями, в  Забайкалье не разбирается никто.

«Киноаппаратная – это сердце кинотеатра. Когда все фильмы записывали на пленку, а кино было едва ли не единственным развлечением, проводилось много сеансов. Отсюда, из этой рубки, киномеханик руководил всем процессом показа. Здесь три аппарата – два основных и один резервный. Эти уже относительно современные – 1990 года - и очень надежные экземпляры, они на ксеноновых лампах. Раньше использовались угольные установки, но от них было много дыма, угли сыпались, сеанс прерывался – неудобно. Поскольку всю ленту на одну бобину записать невозможно, в процессе идет переключение с одной установки на другую – поэтому их две. Для зрителя это происходит незаметно», - рассказывает собеседник портала.

Именно так, под чутким и внимательным контролем киномеханика 5 мая в КДЦ пройдет показ фильма «Дорога на Берлин». Несмотря на то, что свет кинолента увидела в 2015 году, она записана на пленку, которая подходит к старому оборудованию.

«Звуковая дорожка тоже записана на пленке. Аппарат считывает звук синхронно с кадрами и передает его в виде электрического импульса на преобразователь. Оттуда импульс переходит в усилитель и транслируется в зрительный зал через заэкранный громкоговоритель. Усилителю, кстати, тоже много лет – это, пожалуй, единственный в Чите работающий ламповый агрегат. Получается, что весь фильм будет транслироваться на раритетном оборудовании», - делится Сафронов.

Из Приморья в Канны

Волшебный мир кино захватил Владимира Сафронова еще в детстве, когда его семья жила в небольшом поселке в Приморье. Отец нашего героя дружил с киномехаником местного дома культуры. Тот не отказывал мальчишке и брал его с собой в кинорубку, отвечал на многочисленные вопросы, знакомил с аппаратурой. В 16 лет Владимир отправился учиться на мастера по ремонту и монтажу киноустановок в Находку, в 1972 получил направление в Читу на практику, а 1973-м переехал сюда совсем. К этому моменту его семья тоже перебралась в Забайкалье.

Отсюда юношу призвали в армию, но даже там работа киномехаником помогла молодому человеку. Еще до «учебки» его заметил замполит, который попросил наладить технику. Сафронова уговаривали служить в Чите, но упертый парень заявил, что не желает оставаться возле родителей и после некоторых обсуждений его отправили в Мелитополь (территория современной Украины) связистом военной авиации.

Только шесть лет из трудовой биографии Владимир Сафронов работал не в нынешнем КДЦ. После армии он ездил по районам Забайкалья и монтировал киноустановки, налаживал оборудование в домах культуры. Позже из-за семейных обстоятельств мастеру всё же пришлось остепениться и вернуться в «Спутник». Кстати, название современного КДЦ уже 2000-х годах отстоял именно Владимир Иванович. Тогда центр хотели переименовать в «Родину», но после выступления киномеханика о том, что «Спутник» назывался так с 1961 года, и все жители Ингодинского района давно к этому привыкли, градоначальники прислушались и отказались от переименования.

Но есть и еще один занимательный факт в биографии киномеханика из Читы. В 1991 году Сафронов в составе делегации от СССР побывал на 44-м Каннском кинофестивале во Франции. К сожалению, архив не сохранил фото, но, по словам собеседника портала, он был запечатлен рядом с Мадонной. Кроме нее забайкалец видел Арнольда Шварценеггера, Сильвестра Сталлоне и других мировых звезд. Это была не только возможность поучиться чему-то и узнать актуальные тенденции в кинематографии, но и окунуться в другой, неизвестный тогда еще советским людям мир, хотя Канны в 1991 году, по словам Владимира Сафронова, мало чем отличались от Москвы.  

«Конечно, с развитием технологии изменилось и качество кинофильмов. Теперь абсолютно другая картинка, другой звук. С 2015 года кинопленка не выпускается, совсем скоро и она, и сама аппаратура останутся только в музеях. Прогресс не остановить, потребность в киномеханиках тоже отпадет. Ностальгия, конечно, есть, но от этого никуда не денешься, и унывать не стоит. Я с огромной радостью готов рассказывать школьникам об истории кино, чтобы они понимали, как развивалась киноиндустрия», - говорит наш герой.

Кстати, 5 мая на площадке КДЦ «Спутник» кроме кинопоказа на ретроаппаратуре пройдет масштабное мероприятие с исторической инсталляцией послевоенной жизни, выставкой картин читинской галереи и выступлением фолк-театра «Забайкалье». Филиальным аккордом праздника в 18:00 станет показ фильма «Дорога на Берлин». А у юных читинцев кроме всего прочего будет возможность побывать в кинорубке и своими глазами увидеть, что значит «крутить кино».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру