«Театр создает человека будущего»: О гастролях оперного театра Бурятии в Чите

Гастроли Бурятского государственного академического театра оперы и балета пройдут в Чите с 20 по 29 июня. Артисты уже бывали в Забайкалье, но впервые визит планируется таким масштабным. Приедет вся труппа — 225 человек: артисты оперы и балета, симфонический оркестр и хор. Программа тоже планируется мощная — восемь постановок, в том числе впервые за долгое время два оперных спектакля, оперетта и рок-мюзикл. Побеседовать о будущих гастролях с заместителем директора театра, музыковедом и членом Союза композиторов России Давидом Дондуповым нам удалось во время его визита в Читу в апреле.

«Театр создает человека будущего»: О гастролях оперного театра Бурятии в Чите
Фото: Бурятский государственный академический театр оперы и балета

Почему такие мощные гастроли и именно сейчас

— Давид Доржиевич, почему в 2023 году будут такие масштабные гастроли? Ведь вся труппа приедет.

— Несколько звёзд совпало. Первое — это, конечно, 100-летие Республики Бурятия. Поэтому мы этой радостью делимся творчеством со своими соседями. И не только соседями, ведь Забайкальский край — родина наших выдающихся певцов, солистов оперы. Лхасаран Линховоин — уроженец Агинского округа Забайкальского края. А ещё Ким Базарсадаев, Болот Бороев, Абида Арсаланов, Дарима Линховоин. Это всё артисты, которые создавали славу нашего театра. И сейчас на ведущих позициях в оперном театре работает значительное число выходцев из Забайкальского края.

Поскольку мы говорим о гастролях в контексте 100-летнего юбилея, то именно театр оперы и балета стал самой высокой ценой, которую заплатили предшествующие поколения для создания профессионального искусства в республике. И самой статусной. Мы благодарны тем, кто ещё в 30-е годы создавал театр и кто в первой декаде 1940 года в Москве уже показывал первую бурятскую оперу. С самых своих первых дней театр стал не только локомотивом государственной культурной политики, но и центром притяжения самых талантливых и амбициозных артистов из Забайкальского края (Читинской области), Иркутской области, Бурятии. И в эти дни мы хотим показать своим друзьям и соседям, с каким культурным бэкграундом подошла республика к своей первой вековой отметке.

Старые-новые постановки и исторический рок-мюзикл на бурятском языке, который поймёт каждый зритель

Зрители могут сказать, что видели уже раньше эти спектакли. «Лебединое озеро» (6+) — его многие видели. Но, думаю, под оркестр его мало кто лицезрел и слышал. Музыка Чайковского вкупе с хореографией Мариуса Петипа — это совершенно другой «3D-эффект», чем слушать под фонограмму.

Гастрольные спектакли во многом премьерные, хотя и находятся много лет в репертуаре театра. Та же «Красавица Ангара» (6+) — визитная карточка нашего театра — была поставлена в 1959 году ко второй Декаде бурятского искусства в Москве.

За эти годы балет выдержал четыре редакции, последнюю из которых ставил в 2016 году наш бывший художественный руководитель балета Морихиро Ивата (Япония). Обновили всё: декорации, костюмы, пластику. «Дон Кихот» (6+) тоже давно в репертуаре, но также «помолодевший».

Постановка «Тысяча и одна ночь» (12+) в версии от 2019 года. Это такая восточная сказка, поставленная на музыку азербайджанского композитора Фикрета Амирова. В 80-х годах, когда она увидела свет, это была сексуальная революция в советском балете.

В 90-х годах это тоже было достаточно смело. И сейчас этот балет пленяет своей восточной чувственностью. Однако несмотря на экзотичные образы Шехерезады, Али-Бабы и 40 разбойников, в центре постановки — любовь. А балет, как никакое другое искусство, умеет показывать образы любви, чувственности, эротизм.

Главным, конечно, акцентом гастролей станет приезд оперы. Мы давно мечтали её показать забайкальским зрителям, поскольку опера — это роскошь, сложнейший, дорогостоящий жанр даже в стационаре, в самом театре. А если вывозить на гастроли, то всё удесятеряется, становится в разы сложнее.

— А в чём сложность?

— Если драматический спектакль, это порядка 10–15 актёров, которые вышли на сцену и сыграли. В оперном спектакле занято сразу четыре цеха: оперные солисты (10–20 человек); массовый хор, который на втором плане поддерживает (40–50 человек); оркестр, который находится в оркестровой яме, его не видно, но мы его слышим (это 50 человек); в некоторых спектаклях занят и балет (40–50 человек).

В том же рок-мюзикле «Бальжан Хатан» (6+) есть танцы, пение, музыка, уникальные яркие декорации и костюмы. Несмотря на то, что постановка идёт на бурятском языке, главное здесь — музыка. Она очень динамичная, написана современным композитором Сарантуей Жалцановой. Она живёт в Москве, и её техника основывается на современных стилях, и в мюзикле мелькают аллюзии легендарных рок-опер и рок-легенд 70–80-х годов. Тот же Led Zeppelin или «Иисус Христос — суперзвезда» (18+).

Сам сюжет воссоздает историческую легенду о выдающейся личности бурятской княгини Бальжан Хатан, которая сыграла большую роль в истории формирования бурятского этноса. И события рок-мюзикла происходят на земле Забайкалья несколько столетий назад. Всё овеяно мистикой, этнороковым драйвом, обилием световых и звуковых эффектов. Настоящий современный рок-мюзикл, который будет интересен и молодёжи, и возрастной публике.

Открывать оперную часть будет спектакль «Царская невеста» (12+) Римского-Корсакова. Это шедевр музыкально-театральной классики, который входит в десятку самых популярных опер в мире. Что интересно, это опера более популярна на западе, чем в России.

В этом повествовании времён Ивана Грозного историческая часть фоновая, главное здесь — любовный треугольник: бедная девушка, на которую пал царский выбор, влюбившийся в неё боярин и её молодой человек. Отравление, сцена сумасшествия, клевета, отверженные любовницы — очень густой замес страстей на фоне исторических параллелей. Здесь не только времена Ивана Грозного, но и XX век. Идея частной любви в тоталитарных условиях для России, думаю, актуальна будет во все времена.

Формат постановки «семистейдж» — это концертный формат: без декораций, но есть видеопроекция, которая нам показывает сталинскую Москву 1930-х годов. Каждый человек в меру своего культурно-исторического багажа увидит здесь свои параллели и смыслы.

Эту оперу представит сам постановщик, художественный руководитель театра Владимир Рылов. Личность, конечно, уникальная для нашего театра. Это уже третье его возвращение: он в 80-х годах работал, в 2000-х вернулся, и вот уже третий год как возглавил театр. Эта постановка выдаёт стилевой почерк нашего маэстро. Он блестяще ставит русские оперы и относится к Римскому-Корсакову как к большому и искусному изобретателю.

И на самом деле Николай Андреевич Римский-Корсаков был, наверное, лучшим в плане оркестровки. Он владел всеми тайнами оркестрового письма, знал слабые и сильные стороны каждого инструмента и тембра. И когда он это все смешивал в своей музыкальной «лаборатории», то получались изумительные по своей свежести оперы, например, знаменитая «Снегурочка» (12+).

«Мистер Икс» (12+) — это уже не опера, а оперетта, лёгкий жанр. Будет понятен для абсолютно любого зрителя, даже неподготовленного. Такая весёлая, классическая история из XIX века, классика оперетты. Она была поставлена в нашем театре в этом сезоне. Эту постановку нам подарил Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии, благодаря тому, что Владимир Рылов долгие годы работал в культурной столице страны и до сих пор дирижёр Санкт-Петербургской комедии.

Постановка очень искрящаяся, комедийная. Всё время в бешеном темпе, много комических ситуаций. Это классика лёгкого жанра.

И завершает наши гастроли 29 июня опера «Тоска» (16+) — шедевр итальянской оперы. Одна из визитных карточек нашего театра, поскольку мы её показывали в 2016 году в Большом театре. Исполнителем главной партии станет Михаил Пирогов. Он был солистом нашего Бурятского театра, потом его забрали в Красноярск. Оттуда артиста переманили в Новосибирск. И после Новосибирска он с недавнего времени находится в Москве. Михаил солист Большого театра, есть зарубежные контракты, и на днях у него будет выступление в «Дойче опер» в Германии.

Михаил Пирогов уже звезда, я бы сказал, континентального уровня и один из самых ярких теноров России. Но при этом он не забывает про свою малую родину, регулярно поет спектакли в нашем театре. И как «читинский зять» не забывает про Забайкальский край.

— У него здесь живут тёща и тесть?

— Да, живут здесь. Он сюда тоже приезжает с концертами, многие меломаны в Чите его знают, ждут приезда. Михаил Пирогов клятвенно обещал, что приедет на закрытие гастролей, отдаст дань уважения землякам.

Такая вот обширная программа. Впервые приезжаем на десять дней, до этого у нас были трёх-четырёхдневные гастроли. Кроме этого, у нас будет один день в Агинском, где покажем «Бальжан Хатан» в спорткомплексе «Бургэд».

— Почему именно «Бальжан Хатан» выбрали для показа и в Чите, и в Агинском? Казалось бы, нужно выбрать что-то более классическое, почему именно рок-мюзикл?

— Это тоже связано с юбилейным статусом гастролей. А вообще долгие годы в театре была проблема с национальным репертуаром, и регулярно шла только «Красавица Ангара». Многие упрекали, что мы Бурятский театр оперы и балета, а показываем одну классику. Даже эксперты «Золотой маски» нам говорили, что должна быть своя уникальность, и чтобы тебя заметили среди 37 оперных театров страны, надо обладать собственным репертуарным лицом. Поэтому в последние три года мы занялись восполнением национального репертуара.

Но мы решили не в чистом виде ставить оперу, а в модерновом формате мюзикла, так как нам нужна молодая поросль, новый зритель. И это не заигрывание с молодежью, а разговор о вечном на современном языке, зрелищно и динамично.

Творческий человек — человек будущего

— Можно сказать, что опера и балет — международные жанры? Даже если ты не знаешь языка, на котором постановка.

— Безусловно. Музыка вообще универсальный язык. В чём прелесть музыкального театра — он понятен для любого слушателя. Потому что это язык эмоций. В оперном театре главное — это эмоции. И когда человек приходит туда, он получает не только заряд духовного и душевного. Особенно это важно для молодого поколения, для развития его эмоционального интеллекта. Во времена тотальной цифровизации и роботизации востребованными становятся уникальные компетенции.

Профессии юристов, бухгалтеров постепенно уходят, потому что их заменяют компьютерные программы. Будет востребован человек творческий. Не как профессия, а творческое отношение в любой, даже технической сфере. И эмоциональный интеллект даёт человеку живое отношение к своей профессии, к жизни. Как сейчас модно говорить — нейронные связи. Мир мгновенно меняется, и соответствовать ему можно только постигая творчески. Если человек внутри закостенелый — быстро уйдёт на окраину жизни, потеряется.

А всё-таки я считаю, что искусство (особенно классическое искусство, а не эстрадный фастфуд) — и музыка, и театр — делают человека более гибким к жизненным условиям. Делают его способным меняться и воспринимать что-то новое. Поэтому мы делаем акцент на молодёжь, поэтому все мероприятия можно посетить и по «Пушке».

— То есть все эти спектакли можно посетить по «Пушкинской карте»?

— Да-да, конечно.

Как понять хоть что-то, если никогда не был на опере или на балете

— А например, человек ни разу не был ни на опере, ни на балете. И думает, надо сходить. Какой из ваших спектаклей нужно выбрать для начинающего? Чтобы он не убежал в ужасе или ничего не понял, а чтобы всё-таки что-то почувствовал.

— Если человек думает, что надо сходить, здесь определяющее слово «думает». Значит, он должен подготовиться. Потому что и опера, и балет — это как отдельный язык. Есть английский язык, немецкий, французский. Возьмём даже Шекспира в оригинале. Если мы не знаем язык, какие бы там глубины ни были, ну и что? Никак на нас не повлияет.

Оперу, конечно, не нужно изучать со всей грамматикой, как английский язык. Но какие-то предварительные действия необходимо сделать, чтобы этот поход в театр стал для человека событием на всю жизнь. Потому что у театрального спектакля есть ресурс бесконечный. Кто-то пришёл и ничего не взял из этого ресурса, ничего не понял, не услышал и не прочувствовал. А если человек заранее подготовится, прочитает сюжет, поймёт его - это отличный старт. Второй уровень — если он прочтёт из каких элементов состоит опера: арии, дуэты, хоры, оркестровые эпизоды.

Можно просто один вечер посвятить этому увлекательному изучению, немного погрузиться, понять, в чём смысл оперного искусства. А смысл его — эмоция, которую лучше всего передаёт человеческий голос. Поэтому меломаны, которые приходят в оперный театр, уже не стараются вникнуть в суть происходящего — и так уже знают этот сюжет: кого убили, кто умрёт. Главное — это музыкальные откровения, которые выдержали века, и значит, в этом действительно что-то есть.

Каждое поколение композиторов и постановщиков создавали свой оперный мир, меняли его язык. Миллиарды людей прошли через восприятие этих оперных шедевров. И каждый в них находит что-то своё. Чем человек более подготовленный, тем у него больше шансов получить этот эмоциональный контакт. Спектакль существует для того, чтобы человек зашёл в театр и вышел уже совсем другим. Если этого гипноза, магии не случилось — значит не пришло время, ты ещё не готов. Некоторые к восприятию этого жанра приходят интуитивно. Некоторые готовятся, подходят рационально, и у них случается этот контакт. Пройдёт 10–50 лет и человек будет своим детям и внукам говорить: «Всё-таки есть великое искусство, есть вообще что-то великое в нашей жизни».

Вот, например, обычно мы занимаемся работой, семьёй, бытом, досугом. Все на поверхности. А есть какие-то глубокие вещи, и их не должно быть много. Хорошо, если у человека было в жизни хотя бы одно мгновение, когда он почувствовал это погружение. Это может быть большая любовь к единственной, покорение Эвереста, полёт в космос или же знакомство с оперой. И уже жизнь становится не механической сменой календаря, а очеловечивается. Музыка даёт такой шанс подкрепить свой внутренний психологический мир какой-то настоящей вещью, глубокой.

Почему нельзя считать классическое искусство закостенелым

— Как вы думаете, что сейчас происходит в искусстве и как оно должно помогать патриотическому воспитанию? Как может поддержать нашу страну? Я слышала мнения, что классическое искусство сейчас несколько закостенело.

— Термин «классическое искусство» — это самый неуловимый и условный термин, поскольку для каждого периода он свой. Для конца XX века одно классическое искусство, для XIX века — совершенно другое. Даже каждые 30 лет понятие классического искусства меняется. Когда говорят, что оно окостенело, какое имеют в виду? Классика постоянно меняется. То, что сейчас у нас считается модерном или китчем, оно, может быть, через поколение уже будет считаться «окостенелым».

Эффект классического искусства во временном континууме. Большое видится на расстоянии, мы сейчас не увидим, что будет считаться классикой. Мы это увидим, когда пройдёт какой-то фильтр времени. Есть понятие «классицизм» — это XVIII век, оно уже не меняется, как, например, архитектура классицизма. А классическое — это самое, наверное, гибкое понятие. Классика есть во всём, и она всё время разная: в одежде, например, классика моды. Это ведь тоже разные понятия. Также классика в любом виде искусства.

Что касается патриотизма. Здесь искусство становится инструментом со своим внутренним ресурсом. Оно может работать на патриотизм, но говоря о своих внутренних ценностях: эстетике и красоте. Тот же спектакль «Бальжан Хатан» говорит про историю бурятских родов. Историю той малой территории, на которой происходили эти события. И человек, который воспримет эту историю, уже будет по-другому относиться к своей земле. Встраивать себя в тот исторический континуум, начиная с легендарных времен.

Или «Царская невеста» — русская история. Здесь Иван Грозный, есть какие-то исторические, корневые вещи, о которых говорит музыкальный театр. Конечно, искусство может влиять на патриотику. Может быть инструментом патриотического воспитания. Но я считаю, что всё-таки у искусства есть своя собственная ценность. Кого-то оно заставит быть патриотичным. Но главное — чтобы человек стал гуманистичным. Чтобы он после похода в театр полюбил человечество в целом. Полюбил самого себя как живую личность. Полюбил душу, которую ему дал Бог — что она есть, чтобы человек её почувствовал. Для этого существует театр.

Возможно, классикой станут интернет и компьютерные игры

— А что, по вашему мнению, из современных событий через много лет станет тоже основой для оперы, балета?

— Мне кажется, компьютерные игры. Сейчас поколение детей — они все пронизаны компьютерными играми. Я понимаю, что это неизбежное зло. Мы все как родители с этим боремся. Но мир всё больше компьютеризируется. Будет какой-то синтез живого, акустического искусства и компьютерных технологий. Появятся новые инструменты создания музыки.

Сейчас создают нейронные портреты, тексты. Но читая нейронный текст, ты понимаешь, что это просто сумма шаблонов. Нет там человека, а он нужен, чтобы создать что-то новое. Повторюсь, человек будущего — это homo creativus, человек творческий. В любой профессии. Который даже из этих шаблонов может сделать что-то своё.

Мне кажется, на стыке компьютерных технологий и сценических искусств будет своя классика.

— А чем вы занимаетесь в Чите в преддверии гастролей?

— Я как продюсер и заместитель директора театра провожу промоушен, общаюсь с партнерами, СМИ и органами власти. У нас государственный театр, и мы проводим государственную политику в сфере культуры. Скоро театру 85 лет, и все эти годы он старался представить шедевры классического музыкального театра там, где его ещё не было — от Иркутска до Владивостока.

Мы показываем оперный жанр в его живом виде. И многие зрители, которые побывали на музыкальных спектаклях нашего театра, потом приезжают в Бурятию или уезжают в другие города учиться хореографическому, музыкальному искусству.

Много выходцев из Забайкалья работают у нас сейчас и в опере, и в балете, и в хоре. У нас есть своя социальная миссия, связанная с академическим искусством. Очень трудно, теряем целое поколение детей, потому что их очень сложно оторвать от экранов компьютеров и гаджетов. Мы чувствуем, что балет идёт на ура, а опера: «Что это такое, нет, мы не знаем и не любим». А почему не любим? Потому что не приезжали, не привозили, не показывали вживую. Например, когда наш театр шесть лет был на реставрации (2006–2011), мы потеряли целое поколение молодой публики, которое с трудом восстановили через многие годы. Понятно, что большинство придёт и в первый раз ничего не поймёт. Но даже если 1% что-то воспримет - уже это ценно. Мы по крупицам создаем публику на будущее.

«Человека столько готовили, а он, гад, не вернулся»

— Где вы берёте молодых исполнителей, каким образом пополняется труппа?

— Здесь мы тоже благодарим наших предшественников, которые создали в Бурятии хореографический колледж. Ребёнок с 10 лет туда приходит, в интернате живёт. Он полностью проходит весь цикл и приходит к нам в балет. Есть у нас Колледж искусств имени Чайковского, который готовит музыкантов, они будут играть в оркестре, петь на сцене в хоре или как солисты. Наш колледж, где я, кстати, преподаю, активно работает с музыкальными вузами по всей России, с Гнесинкой в Москве, Московской, Санкт-Петербургской, Новосибирской консерваториями и другими.

Возрождаем трёхэтапную систему, как в Советском союзе: школа-ссуз-вуз. Республиканские детские школы искусств, творческие колледжи, институт культуры ведут селекционную работу, создают нам хорошую кадровую базу. Потому что чужих-то не заманить. Только местные. Пусть на Западе учатся, хоть за границей, но потом будь любезен — вернись к себе на родину. Хоть какой-то процент вернётся, уже этого достаточно, чтобы не прервалась связь поколений, для театра это важно.

— Нельзя сказать, что есть упадок?

— Есть и упадок. Иногда и уныние находит, когда видишь, что человека столько готовили, а он закончил, например, Московскую консерваторию и не вернулся. Приехали на гастроли во Владивосток, Москву, Санкт-Петербург и опять недосчитались. Потому что их кто-то переманил. Или несколько лет готовили к престижному конкурсу, стал лауреатом — всё, его заметили, забрали.

Но к этому нужно относиться по-философски. Каждый человек ищет где лучше. Любой солист, если он востребованный — уедет всё равно. Если человека пригласили в «Метрополитен Опера», ты ему здесь хоть гектар дальневосточный предлагай — уедет.

Но есть, например, Миша Пирогов. Да, он уехал в Красноярск, Новосибирск, сейчас он в Москве, но всё равно приезжает к нам. Я думаю, пусть он поёт в «Ла Скала», пусть в Германии, Америке, но приезжает к нам.

У нас есть солисты, которые сейчас работают в Мариинском театре. Ариунбаатар Ганбаатар — стал обладателем Гран-при конкурса Чайковского в 2015 году, и его заметил Валерий Гергиев. Он поёт там и изредка приезжает в родной театр. Есть те, кто поют в Пермском, Красноярском, Владивостокском оперных театрах — они тоже иногда у нас выступают.

В Казани есть великолепная певица Венера Протасова. Выпускница нашего музыкального училища, закончила Казанскую консерваторию, там осталась. Мы не причитаем, что она не вернулась. Она поёт в Японии, Европе, а недавно выступала у нас — радуемся, что землячка развивается и прославляет нашу республику.

Про конфликты и турбулентность

— Артисты — люди эмоциональные по долгу службы, так скажем, и в театре часто случаются конфликты. Как у вас с этим обстановка?

— Может, это и крамольно, но если такого в театре нет, то там всё плохо. Многие артисты считают (иногда справедливо), что их талант недооценивают — зрители, руководство, коллеги. И эта турбулентность, даже если её не видно, бурлит незаметно. И надо или потихоньку пар выпускать, или направлять в творчество, иначе рванёт рано или поздно. Это в любом театре есть. Какие-то скандалы-интриги-расследования. Мы самый крупный театр в республике и находимся в гуще событий. И как над любым большим театром постоянно «кружатся вороны». Как говорится, чем ближе к святому месту, тем больше чертей.

Вообще, театр — это зеркало. Увеличительное. И все истории и страсти, которые происходят на сцене (реже за сценой) — это все о нас. Просто в повседневной жизни принято об этом умалчивать, а в театре эти формулы любви и ненависти выводят каждый день. Приходите — увидите!

Варвара Лебедева

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру