МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Чита

Маршрут в никуда: как «Навигатор» привел детей и педагогов Читы в ловушку

Формализм и гонка за цифрами исказили идею осовременить допобразование в Чите

Как уверяют педагоги, счет по головам – лейтмотив проекта «Навигатор», который с момента запуска в Чите сделал их, детей и родителей заложниками плановых цифр и бюрократических идеалов городских чиновников. Почему позитивная идея сделать продленку интересной и доступной для каждого ребенка превратилась в сухую статистику допобразования, разбирался «МК в Чите».

фото: pixabay.com

Цифровая продленка

Сразу отметим, что поводом для публикации стали обращения педагогов Читы. Их терпение закончилось. Послышались удары в набат. На встрече наши собеседники попросили не раскрывать их имена, опасаясь увольнений.

Все началось с федерального проекта «Успех каждого ребенка», который недавно стал частью цифровой среды «Навигатор». Многие помнят, как в 2020 году родителей школьников и дошкольников начали добровольно-настоятельно знакомить с сайтом допобразования города. Учителя и воспитатели просили пройти по ссылке и зарегистрироваться, иногда даже не объясняя, для чего. К сожалению, цифровая Мекка допобразования, коей стал «Навигатор», непонятна многим до сих пор.

«Успех каждого ребенка»

Детское допобразование в России вошло в проект «Успех каждого ребенка» в 2018 году и стало частью нацпроекта «Образование». Президент России определил цель инициативы «Образования»: развивать таланты детей и молодежи и вывести Россию в ТОП-10 стран по качеству образования. Сроками установили 2019-2024 годы.

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на внешкольное образование. Цель – открыть доступ детям 5-18 лет к программам допобразования и выявить популярные методики и направления.

Сайт «Навигатор» – это интернет-ресурс, который создали под проект «Успех каждого ребенка». Он дает возможность взглянуть на все детские кружки и секции, а после выбрать понравившийся вариант и даже получить бюджетные деньги на обучение. Нужно только зарегистрироваться.

Единый «Навигатор» имеет отдельные ветки для каждого региона. Ресурс стал точкой входа в кружки и секции города и позволил мониторить популярность программ допобразования у детей и родителей.

До конца 2024 года по всей стране «Навигатором», по мнению разработчиков, должны быть охвачены 80% детей и подростков возрастом от 5 до 18 лет. Сайт уже заработал в половине регионов России, включая Забайкальский край. План для Читы составил 44 тысячи детей. Сегодня «Навигатором» Читы охвачено 24 387 детей или 49% от общего количества школьников и дошкольников города.

 

Умное финансирование

Кружки и секции объединены в две группы по принципу финансирования. Социально-значимые программы призваны помочь ребенку определиться с профессией, получить патриотическое воспитание, привить бережное отношение к природе. Они финансируются напрямую. Все остальные направления вошли в группу персонализированного финансирования (систему ПФДО). Средством оплаты тут служит электронный сертификат. Он дает право получить бюджетные деньги для внешкольного образования детей. То есть не родители платят, а государство.

Хотя сертификаты были и раньше, в 2019 году они ушли в «цифру». Теперь сертификат – электронная запись в «Навигаторе», которая присваивается каждому ребенку. Официально считается, что само ПФДО позволит отобрать наиболее востребованные и актуальные направления, отвечающие на вызовы времени и интересам детей. Самые рейтинговые из них получат финансирование, остальные – изменятся или уйдут. Суть нововведения – сделать тоскливую продленку увлекательным досугом для детей. Словом, создать здоровую конкуренцию.

Как воспользоваться сертификатом

Сначала входим в «Навигатор» через учетную запись «Госуслуг». Затем оформляем электронное заявление на сертификат. Далее нужно подтвердить данные ребенка в одном из учреждений ДОД города, список приведен на сайте «Навигатора». После этого можно выбирать и оплачивать кружки или секции онлайн.

Номинал сертификата определен муниципалитетом, действует с января по декабрь и будет списываться за каждое занятие ребенка.

Деньги в сертификате – бюджетные с целевым назначением. Их можно потратить только на оплату кружков или секций. Для примера, здесь удачно будет вспомнить полис ОМС, который, фактически, заводит деньги за больным.

Поголовная арифметика

На словах все выглядит неплохо. Деньги государства – в помощь детям и родителям. Но с первых шагов пути по «Навигатору» начинаются проблемы. Одна из основных – в том, что система мониторит не качество образования, а охват детей, и уже на основании этого определяется объем бюджетных вливаний, с одной стороны, и рейтинги властей с другой. Вот мы и добрались до сути: «больше детей – больше денег, и лучше рейтинг».

Протест педагогов начался именно с этой арифметики. Она не просто стала частью большого проекта, а изменила его формулу. Такая ценность как качество образования сменилась на показатель количества детей, а «успех ребенка» стал «успехом чиновников».

«Для чиновников важен только результат, им нужно взять планку в 80%», – с отчаянием заявил один из педагогов на встрече с «МК в Чите».

Конечно, и «Навигатор», и электронная система ПФДО могли бы обновить всю систему допобразования, если бы не началась работа для галочки. Первую скрипку в этом сыграли те самые 80% охвата детей, к которым со всей настойчивостью начали двигаться городские власти.

«Цель проекта – охватить допобразованием детей. Это около 44 тысяч человек только в одной Чите. Как мы с этим справимся в условиях ограниченных площадей, жестких требований и хронического недофинансирования, не понимаю», – начал пояснять один из педагогов. Фото: МК в Чите

Стратегия оказалась проста: «Veni, vidi, vici» («Пришел, увидел, победил»), приходит на ум крылатая фраза Юлия Цезаря. К сожалению, в допобразовании города качество уступило количеству. При этом сама структура внешкольного развития детей изначально не была однородной. Учреждения в ней находятся в ведении сразу нескольких курирующих ведомств – городского комитета образования, краевых министерств спорта и культуры. Но показатели, по словам собеседников портала, должны достигать только подшефные «муниципалам».

«Несправедливо, что 80% нужно набрать нам в одиночку. Культура и спорт (Минкультуры и Минспорта Забайкальского края- прим. ред.) смогли «Навигатор» от себя оттолкнуть, он им невыгоден. Остаемся только мы», – добавил педагог, работающий в городской системе допобразования.

То, что от «Навигатора» почти полностью открепились популярные у детей «музыкалки» и спортивные секции, «МК в Чите» подтвердили и сами краевые министерства культуры и спорта. Учреждения культуры с сайта ушли еще в феврале 2021 года, спорт завершает работу с «Навигатором» в начале января 2022 года. В итоге, крайними остались станции юных техников, ДДТ и другие, совсем немногочисленные организации. Сверхзадача по привлечению тех 44 тысяч юных читинцев стала их головной болью.

 

Священный грааль

Менталитет местной власти известен казенным взглядом на установки сверху. Плановые цифры – «священный грааль» бюрократии. В ход идут речевые манипуляции и лозунги. Советского человека когда-то приводила в трепет «политика партии». Наших героев за возмущения по поводу далеких от реальности планов пристыдили «политикой государства».

«Они нас спрашивают: «Вы что, не согласны с политикой государства?» – привела слова чиновников педагог одного из учреждений ДОД.

Педагогам спустили устную разнарядку – поднять число детей в каждой группе. И не важно, что этому часто противоречат требования, законы и здравый смысл. Фото: МК в Чите

«От нас требуют увеличивать численность групп до 25 детей в каждой. Но у нас просто физически помещения не вместят такое количество ребят. Надзорные ведомства, уверена, тоже отреагируют быстро на такие сомнительные решения. Максимум, что мы можем, так это обучать в группе 10-12 человек, но даже это не всегда возможно», – рассказала педагог другого учреждения Читы.

 

Явные нестыковки

Судя по словам педагогов и их обращениям в надзорные ведомства, комитет образования упустил из виду явные противоречия.

Во-первых, минимальные требования к помещениям, где учатся дети, вопреки желаниям ответственных за цифры, по-прежнему регулируют нормы СанПиНа 1.2.3685-21 от 28.01.2021г. Роспотребнадзор Забайкалья в ответе педагогам однозначно указал норматив площади на одного ребенка: 2,5 кв.м. для фронтальных (занятий за партами) и 3,5 кв.м. для групповых и индивидуальных занятий. Ведомство после проверки установило, что ни один учебный класс в ДДТ или станции юных техников не вместит более 12-16 человек. 25 человек в группе – явный перебор.

Во-вторых, удвоенной группе понадобится больше материалов для творчества. Вдвое больше кистей, напильников, стульев, парт, бумаги, краски, макетов и так далее. Все это стоит денег, удвоить объем которых так сразу кажется маловероятным. Фото: МК в Чите

В-третьих, зарплата здесь – константа.

«Мне удалось договориться с начальной школой, собрать класс. Мой кружок не требует много подручных материалов, и учителя пошли на встречу. Но, думаете, с количеством детей увеличилась зарплата? 10 детей или 25 – платят одинаково», - пожаловалась педагог, работающая со школами.

Педагоги рассказали о намерениях комитета образования Читы связать тарификацию с числом 25, недобор – угроза зарплате. Пока это прозвучало устно, но беспокойство среди специалистов с и без того совсем невысоким доходом быстро стало нарастать. В пику чиновникам есть ответ Госинспекции труда в Забайкальском крае на запрос педагогов. Ведомство прямо указало, что нагрузку можно изменять только по письменному соглашению сторон и при новой технике, технологии или структуре организации.

Сам городской комитет образования ответил «МК в Чите», что муниципальные документы не регламентируют численность детей в группах, и она может зависеть только от направленности программы, места и формы обучения. Фото: МК в Чите

Нормы СанПиНа, на которые сослались в письме, разошлись на 4 месяца датой издания с нормами, приведенными Роспотребнадзором – вторые оказались новее и четко регламентируют квадратные метры площади на одного ребенка.

Также чиновники добавили, что в допобразовании широко приветствуется практика внеаудиторного обучения.

 

Ход конем

Правила – правилами, но ответственные за результат все же нашли способ привлекать детей в обход СанПиНа. Преподаватели рассказали, что для достижения высших целей им предложили читать лекции в школах и вузах. Идея, признаются, хорошая, и некоторые программы действительно можно вынести на сторонние площадки. Можно даже читать лекции, например, по финансовой грамотности или по цифровой трансформации, как ответ на вызовы времени. Даже онлайн. Но как быть с кружками, где дети лепят, моделируют, собирают своими руками, когда обучение проходит на станках и специальном оборудовании, и нужны разные материалы для работ.

«Да мы не против школ, обеспечьте нам только условия. Мы же в государственном учреждении работаем. Как читать лекции по конструкторской направленности, особенно малышам? Да и в вузах двухметровые парни, у которых совсем другие интересы, не будут слушать нас. Главный принцип допобразования – научить ребят делать все своими руками», - отметил педагог технического направления.

Другая инициатива от комитета образования Читы, по словам преподавателей, состоит в том, что нужного числа детей можно добиться сжатием программ. При таком экспресс-подходе «Навигатор» может вместить гораздо больше. Фото: МК в Чите

«Еще в этой гонке за цифрами стали урезать сроки программ. Ну чему можно научиться за 36 часов? Разве это качество? Ставим детей на поток. В общем, конвейер», - пожаловалась педагог младшей детской группы.

«Формальное обучение. Еще три года назад мне говорили, что моя 2-х годичная программа слишком короткая, лучше расписать на 3-5 лет. А тут внезапно программы должны быть короткими. Пора уже определиться, что мы хотим, и какие у нас приоритеты», - добавил другой педагог.

 

«Криптовалюта» допобразования

Следуя маршрутом «Навигатора», неизбежно наталкиваемся на вопросы по сертификату. О них мы писали выше. И пока до конца не ясно, на что именно идут государственные деньги. Неясно даже самим педагогам, ведь никто из них, с кем нам удалось поговорить, четкого ответа дать не смог.

«Нам не доводили порядок оплаты, суммы и расчет стоимости сертификата. Не ясно, как деньги идут на зарплату педагогов, на материально-техническое оснащение. Мы как получали зарплату по часам, так и получаем, для нас ничего не изменилось. И кабинеты не стали лучше, и материалов с инструментами не прибавилось», - с недоумением высказался один из педагогов.

«Словно и нет никаких денег в сертификатах. Ну, такое создается впечатление. Нам ведь никто ничего не поясняет», - добавила другая преподавательница.

Не понятно также, как быть детям, чьи деньги на сертификате закончились в середине обучения. А по условиям ПФДО родители не могут платить сами, вне сертификата. Чиновники говорят педагогам, чтобы таких исключали. Мол, эти ученики портят статистику. И не важно, каких результатов они добиваются, каких успехов достигают. Конец сертификата должен означать конец обучения даже на середине пути. Зато следом можно набрать новых детей, и ву-а-ля.

«Получается, что ребята хотят, но не могут к нам ходить. Говорят, исключайте и набирайте новых. Это сказывается на статистике. А что останется в головах детей - неважно», - констатировала педагог детского учреждения.

А ведь электронный сертификат задумали как драйвер «умного» госфинансирования. В проекте главное – дети, они выбирают. А их выбор поддерживает государство. В том числе и тем, что развивает интересные направления.

Вместе с тем, по официальным данным комитета образования Читы, деньги ПДФО направляются на зарплаты педагогов – 92-94%, на охрану учреждений – 2-3%, на гранты и оплату услуг частных допобразовательных учреждений. Номинал сертификатов в 2021 году составил 9890 рублей на 180 часов. Предусмотрено 13397 сертификатов.

 

Народное финансирование

Тем временем педагоги давно привыкли слышать, что денег нет. В работе по призванию они обычно полагаются на собственные силы или на помощь простонародных меценатов.

«Я вот этот «Навигатор», может он и хорош, не могу понять и принять в данный момент. Они говорят, что выделяются деньги, но учреждение и мой кружок не видим этого. И как кружок существует, на какие средства, это, по-моему, никому не интересно. Им главное – прийти и посчитать по головам детей. А чем мы их занимаем и как – не важно. Это я давно в образовании, у меня материальная база старая, а если кто-то приходит начинать с нуля, как он будет работать? На пальцах? Нет самого элементарного, допустим, лобзиков, напильников, инструментов, не говоря уж о станочном парке», - поделился своим мнением педагог с полувековым стажем в допобразовании. 

МК в Чите: И как вы справляетесь?

«А вы спросите, где педагоги берут элементарно материалы. На свои деньги. Где-то бывшие ученики помогают, где-то небезразличные люди. А чиновники спрашивают статистику, навязывают требования, но не вникают ни в реалии, ни в специфику», - добавил его более молодой коллега.

МК в Чите: А что им мешает вникнуть?

«Подготовка. Чтобы руководить допобразованием, пройдите весь путь, погрузитесь во все мелочи. Быть чиновником и работать с детьми – разные вещи», - ответил первый собеседник.

МК в Чите: Чем же они вам полезны тогда?

«Да ни чем. Главное, чтобы не мешали. К тому же большинство сотрудников комитета образования «на земле-то» и не были. И дня не проработали с детьми. Так, чтобы по-настоящему увлечь детей. Эти люди далеки от реальности», - продолжил его коллега.

 

Показательная порка

Сейчас допобразование в Чите – поле боя с чиновничьей системой. За время действия «Навигатора» в краевой столице уволились восемь директоров учреждений. Но новые люди в допобразование не пришли. На ступень поднялись вчерашние замы, которых просто поставили перед фактом.

МК в Чите: Как вы думаете, чиновники могут признать свои ошибки?

«Комитет шел через «кровь», увольнял людей, а потом там гордились, что обновили директорский состав. За год ушло 8 директоров. В ход шли многочисленные проверки, после которых человек не выдерживал», - поделился один из бывших директоров.

МК в Чите: Как вы оцениваете то, что происходит?

«Вредительство. Однозначное вредительство, - уверен наш собеседник. -Может комитет и не хочет развала. На них тоже давят сверху. При этом педагоги уходят, все рушится».

МК в Чите: Что же можно сделать?

«Ничего они делать не будут. Чувствуешь себя Дон Кихотом в битве с ветряными мельницами. Точно могу сказать, все познается в сравнении. Особенно, если видишь, как успешно реализуют проект в других регионах», - с горечью ответил один из педагогов.

На прощание педагоги добавили, что в целом они поддерживают идею «Навигатора». А протест у них вызвали откровенные нарушения, на которые толкают чиновники с изощренным упорством.

Остается гадать, чем закончится этот уже не скрытый конфликт в допоборазовании города. Предположим лучшее. Например, чиновники задумаются не только о «больших числах» статистики, но и о реальных людях. Задумаются о детях, многие из которых в кружках и секциях профориентации найдут свое призвание и даже путевку в жизнь. О педагогах, которые положили на алтарь детского допобразования свое время и силы. Цель-то у все благая: показать дорогу детям в добрый и умный мир. А сквозь лес задач и цифр, к сожалению, можно вообще не увидеть солнца.

Следите за яркими событиями Забайкалья в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах