Дороги Августина

 «Самая главная в мире профессия-быть человеком»... Эти слова из песни как будто повторяют убеждения Августа Михайловича Сербина, почетного дорожника России, который в этом году отмечает 80-летний юбилей.  Пожалуй, Август Михайлович, один из немногих, кто имеет такой богатый опыт работы в дорожной отрасли Забайкалья- 57 лет!

А начиналось все в далеком 1957 году, когда он, молодой юноша из закарпатского поселка, прибыл в Читу для прохождения военной службы. Отслужив в артиллерийских войсках под Читой, женился на забайкальской девушке Тамаре, и решил остаться в далеком Забайкалье. С детства Августин тянулся к машинам. Заслышав издалека урчание мотора, всегда бежал навстречу проезжавшей машине, с завистью провожая ее взглядом. Поэтому, повзрослев, отучился в школе шоферов, и стал работать в колхозе водителем.  Водительское удостоверение пригодилось не только в армии, но и в последующей жизни. Какими только машинами и механизмами не управлял Сербин! Любую знал, как свои пять пальцев, мог сам определить неисправность и устранить ее.

После армии всю свою жизнь посвятил работе в дорожных организациях Забайкалья. Водителем работал в ДСУ №2, водителем, механиком, главным механиком в ДСУ №1. В те годы дорожники трудились очень напряженно: по всей стране активно велось строительство автодорог. Август Михайлович принимал участие в строительстве автодорог Кука-Кадала, от станции Ингоды до Маккавеево, обход города Читы и других. С 1981 года его перевели в Читу в управление автодороги Улан-Удэ- Забайкальск, а в 1983 г – в Амуро-Якутскую автодорогу. В Алдане он проработал почти два года. Суровые северные условия, очень низкие температуры до минус 60 градусов закалили характер Августа Михайловича, там привык полагаться только на себя, поэтому и возил с собой все необходимое на случай поломки или аварии.

Вернувшись в Читу, Сербин устроился в «Автомост Чита», где и проработал до пенсии –более 28 лет. При его непосредственном участии в регионе построено более 70 мостов! Кыра, Ульхун, Баляга, Красный Чикой, Ямаровка, Тупик, Оловянная… Август Михайлович без труда перечисляет все объекты строительства. Мысленно представляешь, какой объем работ был проведен, какие значимые стройки! И то, что сейчас мы до сих пор пользуемся этими мостами, говорит о том, что строили на века, качественно и профессионально. Длительное время Сербин отвечал за безопасность при перевозке крупногабаритных и опасных грузов. При его умелом руководстве производилась успешная доставка негабаритных мостовых пролетных строений в труднодоступные места отдаленных районов Забайкалья.  Каким упорством и трудом они доставлялись - до сих пор помнит Август Михайлович. Бывало, что при трудной переправе через реки тяжелая груженая техника проваливалась под лед, и невероятных усилий требовалась, чтоб в кратчайшие сроки вызволить ее из ледового плена. Или балки, длиной более 37 метров, застревали на узком повороте лесной дороги, и приходилось срочно вырубать просеку.

Подолгу вахтовым методом работали мостовики, порой без элементарных бытовых условий. «Стройки часто вели вдалеке от сел. - Вспоминает Август Михайлович. - Порой спали в спальниках на чабанских стоянках, разбивали лагерь, сами варили…» А сколько раз приходилось спасать скот и стоянки от пожаров и весенних паводков! При строительстве моста через Куэнгу, вспоминает ветеран, заработал себе язву от употребления воды, в которую попали отходы с горного комбината. Срочно пришлось оперировать, т.к. она неожиданно лопнула, и чуть не погубила его.

В разговор вступает дочь Елена, которая уже более 20 лет продолжает дорожную династию Сербиных. «Некоторое время папа руководил бригадой по забивке свай. - Рассказывает она. - Работа была тяжелая, требовала знания техники, опыта и навыков. До сих пор с волнением вспоминаю случай, когда на ул. Чкалова-Баргузинская строили дом и вбивали сваи. Молодой водитель трактора-сваебойки (как мы его называли), никак не мог вписаться в поворот и, казалось, что сейчас вся огромная навеска со стрелой перевернется, но папа решил сам вывезти огромную конструкцию, и это ему удалось». В семье знали особенности и сложности работы Августа Михайловича, всегда ждали  с длительных командировок, и заслушивались рассказами о его работе, красавцах-мостах, соединяющих не только берега, но и судьбы людей. Не случайно Елена, окончив Сибирский университет потребкооперации, выбрала работу именно в дорожной организации. Работала вначале в страховой компании «Дорожник», затем в ФКУ Упрдор «Забайкалье», где в настоящее время возглавляет отдел бухгалтерского учета и отчетности.

Сейчас Август Михайлович на пенсии, готовится к своему юбилею, который будет отмечать 10 июля. Окружен теплом, вниманием и заботой любящей супруги Тамары Андреевны, двух замечательных дочерей Елены и Светланы, внука Алексея и правнучки Сонечки. Ждет с нетерпением тёплых деньков, чтобы вновь заняться дачными хлопотами.

Несмотря на солидный 80-летний возраст, он не жалуется на здоровье, всегда подтянут и бодр, до сих пор управляет личным автомобилем, а его водительский стаж уже более 60 лет. Полон оптимизма, искрометного юмора и желания поделиться своим опытом с молодежью. В запасе у него множество историй из своей рабочей биографии, а в шкафу он бережно хранит трудовую книжку, награды и грамоты за многолетний безупречный труд.

Считает, что в жизни ему повезло, т.к. рядом с ним были замечательные, честные и трудолюбивые люди, с которыми можно было и горы свернуть и любую беду пережить. С особой теплотой вспоминает Ненашева В.А., Долгих, Ильичева, Сафронова, Батухтина и многих других, профессионалов- дорожников, прошедших с ним по жизни.  «Не важно, какая у тебя профессия -важно быть человеком»,-считает он.

Татьяна Кондратенко.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру